Материалы ректорского совещания

№ 484
от 02.08.2021

    О ходе приема в СПбГУ

    В Санкт-Петербургском университете продолжается прием на обучение по основным образовательным программам. 29.07.2021 завершился прием документов от поступающих на программы бакалавриата и специалитета на места за счет бюджетных ассигнований. Ранжированные списки поступающих были размещены на сайте СПбГУ 02.08.2021.

    По данным на 01.08.2021, на бюджетные и договорные места подано 75582 заявления, что на 46,3 % больше, чем в прошлом году (в 2020 году на 01.08.2020 их поступило 51670), в том числе от лиц, поступающих на места в пределах особой квоты — 1264 заявления (в 2020 году на 01.08.2020 — 413, рост в 3 раза), из них от инвалидов — 891 (в 2020 году на 01.08.2020 — 284, рост в 3 раза), на места в пределах целевой квоты — 494 заявления (в 2020 году на 01.08.2020 — 137, рост в 3,6 раза). Также в ходе совещания было отмечено, что среди лиц, рекомендованных к зачислению по ряду образовательных программ, насчитывается большое количество абитуриентов, имеющих право внеконкурсного поступления.

    В настоящее время проводятся вступительные испытания (в том числе оценивание документов в рамках портфолио) при приеме на обучение по основным образовательным программам магистратуры, реализуемым в очной форме. Также продолжается прием документов у поступающих на обучение по программам бакалавриата и специалитета на места по договорам об оказании платных образовательных услуг, по программам магистратуры, реализуемым в очно-заочной форме, по программам ординатуры и по программам среднего профессионального образования. Прием документов на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре завершился 02.08.2021.

    В рамках приема на обучение иностранных граждан в настоящее время совместно с Минобрнауки России ведется работа по оформлению иностранным гражданам, успешно прошедшим отборочные мероприятия и рекомендованным к обучению, необходимых для зачисления документов: формирование направлений на обучение, визовых указаний и приказов о зачислении иностранных граждан, по которым уже получены направления со стороны Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета).

    30 июля в аппарате Правительства Российской Федерации прошло очередное расширенное совещание с участием представителей федеральных органов государственной власти, имеющих подведомственные образовательные организации высшего образования, а также ректоров вузов, подведомственных Правительству Российской Федерации, по вопросу промышленной эксплуатации федеральной информационной системы — суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».

    В ходе совещания были обсуждены вопросы своевременности обработки образовательными организациями заявлений и документов, поступающих через суперсервис, корректность отображения образовательными организациями полученной информации, обсужден порядок работы при подготовке и размещении конкурсных списков поступающих на программы бакалавриата и специалитета, а также порядок работы при организации приема согласий на зачисление. Университет успешно ведет прием заявлений и документов через суперсервис (подробнее читайте в Материалах ректорского совещания от 26.07.2021). К настоящему моменту порядка 12 % заявлений, поступивших в Университет, получены посредством суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».

    О внесении изменений в Положение о защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, утвержденное приказом Минобрнауки России

    Министерство образования и науки Российской Федерации издало Приказ № 458, который частично вступил в силу 1 августа 2021 года. В документе детализировано Положение о защите докторской диссертации по совокупности работ, ранее утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2021 года № 426. Так, например, на сайте организации должен быть размещен список публикаций соискателя, а если их невозможно просмотреть в Интернете, статьи необходимо представить в бумажном формате. В Санкт-Петербургском государственном университете возможность защиты докторских диссертаций по совокупности работ предусмотрена еще с 2016 года (приказ от 1 сентября 2016 года № 6821/1 и приказ от 04.06.2021 № 6129/1).

    Также в приказ Минобрнауки внесено разрешение о введении в состав диссертационного совета кандидатов наук и специалистов с ученой степенью Ph. D., но не более 25 % от состава (проект приказа о внесении соответствующих изменений в порядок формирования диссертационных советов СПбГУ разработан и находится в настоящее время на согласовании), и уточнено понятие конфликта интересов, которое необходимо учитывать при формировании диссертационных советов. В СПбГУ этот вопрос был решен еще в 2016 году (приказ от 1 сентября 2016 года № 6821/1).

    Участники совещания отметили, что в своих решениях в области организации защиты диссертаций Университет опережает федеральное регулирование порой на 4–5 лет. В ответ ректор подчеркнул, что СПбГУ никого не опережает: вузы страны разнообразны, и советы, созданные в соответствии с правилами ВАК Минобрнауки РФ, также разного уровня. СПбГУ было предоставлено право работать по собственным правилам именно для того, чтобы в Российской Федерации можно было испытать новые схемы работы и, если они показали свою эффективность, внедрять их в других организациях страны (при условии, что они к этому готовы).

    Участники совещания отметили, что для защиты диссертации в виде научного доклада, подготовленного на основе совокупности научных работ, опубликованных соискателем за последние десять лет и представленных к защите, количество публикаций должно быть не менее 50 для представителей гуманитарных специальностей и не менее 30 — для технических. Несмотря на высокие требования, в Университете есть желающие защищать диссертацию по совокупности работ.

    Положения, касающиеся вопросов подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), вступают в силу 1 сентября. Они затронут форму и содержание выдаваемого свидетельства об окончании аспирантуры, наименование программ подготовки научно-педагогических кадров и другие вопросы.

    Кроме того, среди универсантов существует запрос на выдачу документов о присуждении ученой степени с переводом на иностранные языки. Так, в Виртуальную приемную поступило обращение сотрудника СПбГУ П. А. Курындина с предложением об оформлении диплома кандидата или доктора наук не только на русском, но и на английском языке. Университет имеет возможность это сделать, поскольку обладает правом выдачи документов собственного образца. Службе, обеспечивающей работу диссертационных советов, уже дано поручение начать разработку макета нового диплома, а далее и заказа новых бланков с русским и английским текстами. При этом необходимо учитывать, что при переводе текста диплома на английский язык возможно несколько вариантов транскрипции наименования ученых степеней.

    Например, перевод ученой степени «Кандидат юридических наук» может звучать так:

    • Candidate Juridicheskih Nauk
    • Candidate of Legal Sciences
    • Candidate of Sciences in Jurisprudence

    Звучание ученой степени для иностранных научных работников очень важно, поэтому перевод будет сделан с учетом экспертной позиции филологов СПбГУ. При этом необходимо помнить, что текст на английском языке с транскрипцией ученых степеней — это не текст государственного документа, а перевод, поскольку наименования присуждаемых ученых степеней в федеральном законодательстве прописаны на русском языке. Участники совещания выразили уверенность в том, что наличие двуязычного диплома о присуждении ученой степени Санкт-Петербургского университета позволит ученым получить признание заслуг за рубежом и упростит поиск коллег из иностранных университетов и научных организаций для участия в совместных проектах.

    О мерах, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в СПбГУ

    Министерство науки и высшего образования РФ представило рекомендации по осуществлению деятельности организаций, находящихся в ведении Минобрнауки, в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В документе перечислены нормативно-правовые акты, которыми необходимо руководствоваться при проведении работ по профилактике распространения коронавирусной инфекции среди работников и обучающихся. Позиция СПбГУ по этому вопросу остается прежней: Университет будет и дальше последовательно соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. В СПбГУ продолжат проводить санитарную обработку мест общего пользования (общежитий, лабораторий и учебных корпусов) согласно установленному графику. В помещениях продолжат размещаться санитайзеры для обработки рук. Ограничения, связанные с соблюдением масочного режима и социальной дистанции в зданиях СПбГУ, пока не могут быть сняты, поскольку на сегодняшний день количество студентов и сотрудников, которые прошли вакцинацию или перенесли заболевание в течение последних шести месяцев, по имеющимся данным, не превышает 3000. Эти цифры явно недостаточны для формирования коллективного иммунитета.

    Исходя из текущей эпидемиологической ситуации, занятия с 01.09.2021 в Университете будут осуществляться в смешанном формате, сочетающем традиционные аудиторные занятия, использование ИКТ и гибридную форму. При заселении в общежития наряду со всеми необходимыми документами обучающимся потребуется наличие сертификата о прививке от коронавирусной инфекции либо справки о противопоказаниях к вакцинации или о перенесенном в течение последних шести месяцев заболевании.

    В том случае, если органы Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу примут решения, аналогичные решениям, принятым в Москве, в нашем Университете тут же будут приняты решения, аналогичные принятым в МГУ и других московских вузах. Студентам и сотрудникам Университета рекомендовано не ждать этих решений, чтобы не оказаться в ситуации, когда в связи с их принятием они должны будут срочно пройти вакцинацию для получения возможности посещать / проводить очные занятия.

    Обновление информации от 11.08.2021: Нужна ли прививка от COVID-19 для поселения в общежитие?

    О проверке прокуратуры по факту обнаружения в СПбГУ документов об образовании и других материалов Бард-колледжа

    21 июня 2021 года на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилась информация о признании деятельности иностранной неправительственной организации «Бард-колледж (Bard College, США)» нежелательной на территории Российской Федерации, а также сведения о направлении в Министерство юстиции РФ информации для внесения Бард-колледжа в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, и обнародования указанных сведений (Материалы ректорского совещания от 17.05.2021).

    24 июня 2021 года из Министерства науки и высшего образования РФ поступило информационное письмо, целью которого является доведение до сведения образовательных организаций решения Генеральной прокуратуры, а также ссылка на обновленный перечень организаций, опубликованный на официальном портале Министерства юстиции РФ и в «Российской газете». На основании решения Генеральной прокуратуры 22 июня 2021 года заместитель ректора по международной деятельности СПбГУ С. В. Андрюшин направил в Бард-колледж письмо о прекращении сотрудничества Санкт-Петербургского университета с Бард-колледжем и расторжении всех имеющихся соглашений (О разрыве взаимоотношений с Бард-колледжем, Материалы ректорского совещания от 28.06.2021).

    После официального опубликования информации по Бард-колледжу в СПбГУ были изданы приказы, которыми представители Бард-колледжа исключены из ученого совета факультета свободных искусств и наук СПбГУ и из состава научной и методической комиссий, а также из соответствующих составов советов образовательных программ (приказы от 22.06.2021 № 6697/1 «О внесении изменений в приказ от 02.04.2014 № 1742/1 "О временном составе ученого совета факультета свободных искусств и наук СПбГУ"»; от 22.06.2021 № 6682/1 «О внесении изменений в приказ от 11.09.2020 № 8060/1 "Об утверждении состава научной комиссии по междисциплинарным исследованиям в области естественных и гуманитарных наук на 2020–2021 годы"»; от 22.06.2021 № 6694/1 «О новой редакции пунктов приказа от 06.06.2018 № 5549/1 "Об утверждении совета основной образовательной программы магистратуры ВМ.5670* "Кураторские исследования""»; от 22.06.2021 № 6695/1 «О новой редакции приказа от 04.10.2016 № 8020/1 "Об утверждении совета основной образовательной программы бакалавриата СВ.5045* "Свободные искусства и науки""»; от 22.06.2021 № 6698/1 «О новой редакции пунктов приказа от 24.05.2018 № 4834/1 "Об утверждении совета основной образовательной программы магистратуры ВМ.5620* "Музыкальная критика""»).

    Также 22.07.2021 издан приказ № 7402/1 «Об организации работы по исполнению решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации», которым утвержден состав рабочей группы по проверке исполнения решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации (руководитель рабочей группы — соответствующий по периодам и. о. декана факультета свободных искусств и наук; члены рабочей группы — преподаватели коллектива факультета свободных искусств и наук). Рабочей группе было поручено в срок до 20.08.2021 организовать проверку:

    • библиотечных фондов
    • учебно-методической документации
    • планов научной работы
    • помещений факультета
    • сайта факультета в целях исключения информации о сотрудничестве с Бард-колледжем

    27.07.2021 исполняющий обязанности начальника учебного отдела по направлению «Искусства и гуманитарные науки» (известно, что предыдущий начальник отдела уволился, не передав надлежащим образом текущие дела и документы) в поисках свободного места для размещения документов открыл металлический шкаф в помещении факультета свободных искусств и наук, где обнаружил документы Бард-колледжа, а именно: оформленные дипломы об окончании Бард-колледжа, сертификаты, а также обложки для документов Бард-колледжа. Документы были проанализированы, содержащиеся в них сведения сопоставлены с базами данных обучающихся и выпускников СПбГУ. Среди найденных документов в том числе обнаружены дипломы и сертификаты, выданные на имена выпускников СПбГУ этого (2020/21) учебного года.

    Поскольку найденные документы касаются иностранной неправительственной организации «Бард-колледж (Bard College, США)», деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, информация об обнаружении была направлена в Прокуратуру Санкт-Петербурга. В настоящее время проводится проверка по факту возможного нарушения на территории Санкт-Петербургского государственного университета законодательства в части хранения и распространения информационных материалов Бард-колледжа, оказания содействия Бард-колледжу в его деятельности на территории Российской Федерации.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 31 обращение на различные темы, в том числе 12 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы: о формате обучения в новом учебном году, об обучении лиц с инвалидностью (ОВЗ), об ознакомлении с программами учебных дисциплин, о возможности прохождения курсов повышения квалификации в СПбГУ, о подаче документов и вступительных испытаниях при переводе в СПбГУ, о выборе элективных дисциплин в СПбГУ, о возможности получения приложения к диплому СПбГУ по европейскому образцу и другие.

    За тот же период в картотеке обращений обучающихся зарегистрировано девять обращений, восемь из которых учебно-методического характера: о стипендии обучающегося, о результатах зачета, о предоставлении справки и транскриптов оценок, о получении документов о наличии лицензии и пр. По всем обращениям проводятся сбор информации и проверки при участии сотрудников различных служб Университета, своевременно направляются ответы.

    В отчетах большинства руководителей учебно-научных подразделений отражено, что учебный процесс завершен, у обучающихся каникулярное время. По информации от большинства руководителей УНП, за прошедшую неделю встречи с представителями студенческих советов не проводились в связи с каникулярным временем.

    О допуске членов Ассоциации выпускников в СПбГУ

    По состоянию на текущую дату, Санкт-Петербургским государственным университетом выдано 5287 электронных пропусков универсанта — члена организации, которая называет себя Ассоциацией выпускников СПбГУ. Такой пропуск предоставлял его обладателю право на посещение учебных, научных и иных мероприятий на территории Университета, библиотеки, а также всех зданий Университета. В 2019 году на территорию Университета по пропускам Ассоциации выпускников СПбГУ проходили 21538 раз, в 2020 году — 8839, а в 2021 году — 5796. Очевидный спад посещаемости связан исключительно с введенными мерами эпидемиологической безопасности на территории СПбГУ.

    Вместе с тем 09.07.2021 Санкт-Петербургским государственным университетом расторгнуто соглашение о сотрудничестве, заключенное с этой организацией 26.10.2014 (Материалы ректорского совещания от 08.06.2021). Принятое решение обусловлено выявленными в ходе проведения документальной проверки Министерством юстиции Российской Федерации массовыми нарушениями действующего законодательства РФ со стороны руководства этой ассоциации.

    После расторжения соглашения перед СПбГУ встал вопрос о дальнейшем действии ранее выданных пропусков, при этом 14.07.2021 в Виртуальную приемную Университета поступило обращение выпускника Университета о праве дальнейшего использования электронного пропуска, в конкретном случае для посещения Научной библиотеки СПбГУ имени М. Горького. Понимая, что рядовые члены этой ассоциации стали заложниками противоправного поведения руководства ассоциации, Университетом принято решение пока не прекращать действие ранее выданных пропусков.

    Учитывая, насколько незначительное количество людей участвовало в выборных процедурах ассоциации в последнее время, а также отсутствие открытой и тем более достоверной информации о членстве в ней, в целях устранения сомнений в дальнейшем допуске на территорию Университета тех или иных членов этой ассоциации фактическому руководству данной организации был направлен запрос о проверке актуальности списков ранее выданных пропусков. Ответ на запрос от данной ассоциации не был получен. В этой связи Университету придется своими силами провести анализ списков с соответствующим решением по каждому пропуску.