Материалы ректорского совещания
Впервые в России: интеграция технологии распределенных реестров в программный комплекс «Цифровое портфолио»
СПбГУ приступил к выполнению комплекса работ по интеграции технологии распределенных реестров в университетский программный комплекс «Цифровое портфолио» и планирует провести его пилотное тестирование в СПбГУ в срок до 1 сентября 2021 года. Организована работа по разработке программной архитектуры продукта «Цифровое портфолио» с учетом существующих ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.
После такой интеграции технологии распределенных реестров в университетский программный комплекс «Цифровое портфолио» появится система управления содержащимися в нем данными с помощью мультиподписи, состоящей из двух пар ключей (у студента и Университета). Наличие системы двух ключей повысит доверие к «Цифровому портфолио» и надежность хранения информации.
Возможно дальнейшее расширение функционала программного комплекса «Цифровое портфолио» за счет интеграции в него сервисов электронной трудовой книжки и решения для учета академических показателей учащихся высших, средних специальных и средних учебных заведений, созданного с использованием отечественных разработок на базе технологии распределенного реестра.
Технологические разработки СПбГУ уже успешно используются. Центр технологий распределенных реестров СПбГУ разработал приложение для корпоративного голосования «Криптовече», оно используется рядом компаний, партнеров СПбГУ (В СПбГУ разработали блокчейн-систему для удаленного корпоративного голосования). Систему планируется использовать при голосовании жителей муниципальных образований Ленинградской области. Ассоциация ведущих вузов России провела первое онлайн-голосование с использованием блокчейн-системы «Криптовече» (Девять российских вузов начали использовать блокчейн-систему СПбГУ для безопасного голосования). На муниципальных выборах в Ленинградской области была успешно протестирована система «ЭЛОРИС» (Разработанное СПбГУ приложение успешно протестировали на выборах в Ленобласти). Центральная избирательная комиссия Республики Молдова заинтересовалась опытом СПбГУ по внедрению технологии распределенных реестров в избирательный процесс (Прозрачные выборы: ЦИК Молдовы заинтересовалась блокчейн-разработкой СПбГУ). Ведутся переговоры об использовании технологических разработок СПбГУ в Минюсте РФ, в Правительстве Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в Нотариальной палате Ленинградской области, в СРО строителей и арбитражных управляющих, а также в других федеральных и региональных органах власти, организациях, учреждениях.
Результаты участия СПбГУ в конкурсах на оказание экспертно-аналитических услуг
Была проанализирована работа Центра экспертиз СПбГУ в 2020 году. СПбГУ обладает возможностями для проведения экспертизы в рамках всех направлений научной деятельности, представленных в Университете. В 2020 году исследования в интересах внешних заказчиков (в том числе госзадание и коммерческие договоры) проводились по 26 направлениям. Наиболее востребованными у внешних заказчиков традиционно являются экспертные работы по юридическим, филологическим, психологическим, историческим тематикам. На их долю в 2020 году приходится 2/3 от общего количества проведенных экспертиз. Доходы, полученные СПбГУ в 2020 году от экспертизы по гуманитарным направлениям и общественным наукам, составляют 89 % от общего объема поступлений за проведенные экспертизы. Общий объем доходов от экспертной деятельности в 2020 году оказался на 1,5 % меньше, чем в 2019. Существенной причиной этого является сокращение экспертного рынка и резкое падение доходов от коммерческой экспертной деятельности в первом полугодии, связанное с противоэпидемическими ограничениями.
Центр экспертиз СПбГУ проводил мероприятия, направленные на увеличение объемов экспертной работы и показателей ее результативности. Определенный эффект от их проведения ощущался во втором полугодии, по результатам которого объем доходов от экспертной деятельности оказался на 26 % выше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, здесь проявился эффект отложенного спроса. В целом же следует признать, что эффективность работы по увеличению объемов коммерческих экспертиз остается невысокой. Центру экспертиз не удалось привлечь в СПбГУ дополнительное количество крупных заказчиков. В 2020 году, как и в 2019, лишь пять крупных компаний, обладающих значительными финансовыми ресурсами, заказали экспертизы в СПбГУ. Это «Роснефть», «Транснефть» («Ленрезерв»), Кировский завод, «Редметконцентрат» и Крыловский государственный научный центр.
Стратегия деятельности по увеличению объемов экспертных работ должна предусматривать более активное поведение на внешних экспертных площадках и более результативное участие в закупках экспертно-аналитических услуг для государственных органов и для крупных частных заказчиков. В этой части можно указать на опыт участия СПбГУ в 2020 году в 14 открытых конкурсах на исполнение экспертно-аналитических работ в интересах федеральных государственных органов. А победителем Университет стал только в одном конкурсе. В этом случае при подаче конкурсной заявки применялся демпинг с отступлением от МНЦК более чем в 60 %.
В остальных случаях к причинам, не позволившим СПбГУ выиграть, можно отнести низкую цену, предложенную конкурирующими организациями. В двух конкурсах СПбГУ уступил по критерию «наличие опыта работ по тематике, сопоставимой с тематикой конкурса». В одном из случаев решающей причиной проигрыша явилось отсутствие в Университете системы качества исполнения работ, предусмотренной заказчиком (Минпромторгом РФ) в качестве одного из преференциальных критериев участия в конкурсе. Следует принять во внимание, что в современных условиях участие крупных образовательных и научных учреждений (к которым относится СПбГУ) в конкурсах на оказание экспертно-аналитических услуг, финансируемых из федерального бюджета, дополнительно осложняется законодательными и экономическими преференциями, отданными в области госзакупок субъектам малого предпринимательства. Например, в 2020 году СМП оказались победителями 48 % от общего количества конкурсов на проведение экспертно-аналитических работ, объявленных Государственной думой. Предложено профильным руководителям служб ректората совместно с деканами (филфак, экономфак, юрфак, психфак) рассмотреть возможность создания МИП или МИП СПбГУ для участия в таких конкурсах.
По сведениям, собранным руководством центра экспертиз, более 500 научно-педагогических работников СПбГУ обладают экспертными компетенциями и участвуют в различных видах экспертной деятельности. Эта статистика учитывает как экспертную работу в интересах внешних заказчиков и партнеров (заключения, отзывы, рецензии), так и участие в различных коллегиальных экспертных органах. При этом 148 научно-педагогических работников СПбГУ участвуют в экспертной деятельности, организуемой федеральными государственным органами. Более 400 научно-педагогических работников в 2020 году было привлечено к различным видам экспертной деятельности, проводимой в Университете. Последний показатель пока невелик и имеет очевидный потенциал к целенаправленному увеличению.
Недостаточной является численность научно-педагогических работников, привлеченных к основному виду экспертных работ: к подготовке экспертиз с составлением заключений по договорам с внешними заказчиками. Их общее количество постепенно растет и в 2020 году составило 125 человек. Среди специалистов, выполнивших наибольшее число экспертиз, ведущее место занимают лингвисты, юристы, психологи и историки. В дальнейшем необходимо предусмотреть меры по увеличению количества экспертов, и в Университете принимаются меры, направленные на популяризацию экспертной деятельности среди научно-педагогических работников и на их привлечение к экспертной работе.
Анализ состояния партнерских отношений и бизнес-окружения СПбГУ в сфере экспертной деятельности в 2020 году показывает абсолютное преобладание в числе наших заказчиков юридических лиц, большинство из которых — представители реального сектора экономики. Эти показатели имеют вид продолжающейся тенденции и в целом соответствуют показателям предшествующего года. Такая структура заказов объясняется в основном объективными обстоятельствами. К ним следует отнести тот факт, что физические лица в основном выступают заказчиками малоформатных по тематике и доходам экспертиз, которые преимущественно специализированы на прикладные виды экспертной деятельности (экспертизы качества товаров и услуг, автотехнические, строительные, оценочные экспертизы). Вместе с тем профиль Университета — это научная, во многом комплексная, междисциплинарная экспертиза. Основным потребителем такого рода экспертных услуг являются юридические лица — крупные и средние субъекты хозяйственной деятельности и различные государственные органы. Резервом для увеличения числа коммерческих государственных заказчиков является активизация участия в конкурсах на закупки экспертных услуг и продвижение информации об экспертной деятельности СПбГУ.
В ряде случае СПбГУ отказал в проведении экспертиз по ряду объективных причин. Анализ случаев отказа заказчиков от сотрудничества с СПбГУ в 2020 году позволяет выделить следующие тенденции в развитии экспертной деятельности Университета. В первую очередь (в 19 из 33 случаев) причиной отказа стала невозможность провести экспертную работу ввиду отсутствия соответствующей государственной аккредитации экспертных работ или аккредитованного контрольно-измерительного оборудования. В 15 случаях речь идет о прикладных, технических экспертизах, требующих специальных лицензий и разрешений на проведение исследований и предполагающих участие в саморегулируемых организациях. Центру экспертиз следует проанализировать портфель нереализованных заказов и по итогам 2021 года при необходимости инициировать мероприятия по аккредитации экспертной деятельности в наиболее востребованных у заказчиков технических областях.
Следует добавить, что в 2020 году из-за отсутствия соответствующей лицензии мы вынуждены были отказать в проведении четырех судебно-медицинских исследований. Вместе с тем в СПбГУ начаты мероприятия, направленные на лицензирование судебно-медицинской экспертной деятельности. Плановым сроком их завершения является 2021 год. В значительной части отказов решающим фактором оказалась неконкурентоспособная цена, предложенная СПбГУ. Данный факт указывает на то, что мы ведем коммерческую экспертную деятельность на высоко насыщенном предложениями рынке. Только в Санкт-Петербурге ныне действует более 110 экспертных организаций (это без учета субъектов экспертной деятельности, стремящихся на наш городской рынок из других регионов).
Основная сфера экспертной деятельности, где СПбГУ обладает неоспоримыми преимуществами, — это научная, междисциплинарная экспертиза, требующая развитой исследовательской и технической инфраструктуры, которой обладает Университет. Из приведенной статистики также следует, что кадровый потенциал СПбГУ позволяет проводить почти все востребованные виды научных экспертиз. В 2020 году мы всего лишь один раз вынуждены были отказать заказчику по причине отсутствия профильного специалиста. В этом случае речь шла об эксперте, свободно владеющем редким разговорным курдским языком.
Если перейти к итогам продвижения информации об экспертных услугах, оказываемых СПбГУ, и о популяризации Университета как экспертного учреждения, то в этой области в 2020 году был организован и проведен ряд мероприятий. Это распространение информации в СМИ с использованием информационных возможностей самого Университета и других медиа; целевая рассылка информации и широкая публикация результатов экспертной деятельности. При этом следует отметить, что недостаточно хорошо в информационной среде представлены результаты экспертной деятельности СПбГУ. Например, наши эксперты во многих случаях помогают заказчикам выиграть судебные дела. Однако широкое информирование об этом не налажено. Весьма высока и эффективность университетских экспертов, работающих по делам о признании информационных материалов экстремистскими. Очевидно, что полноформатная публикация этой статистики нежелательна, но отдельные ее аспекты могут также продуманно использоваться для популяризации результатов экспертиз, проведенных в СПбГУ.
Грантовая активность научно-педагогических работников
Задача привлечения научно-педагогическими работниками внешнего финансирования на проведение научных исследований по-прежнему остается приоритетной. Соответствующие обязательства предусмотрены трудовыми договорами научно-педагогических работников, квалификационные требования по привлечению внешнего финансирования включены в условия конкурсов на эти должности. На совещании был проведен анализ грантовой активности коллективов учебно-научных подразделений СПбГУ в 2020 году.
В целом по СПбГУ количество заявок снизилось относительно прошлого года (797 в 2020 году против 960 в 2019). Безусловно, в снижении активности сыграла свою роль и ситуация с пандемией. Однако следует отметить положительную динамику количества грантовых заявок в 2020 году в ряде коллективов, несмотря на коронавирусные ограничения. Наибольший прирост по сравнению с 2019 годом показали социологи, журналисты и юристы. В то же время существенно снизилось количество заявок философов, геологов и географов, физиков (О грантовой активности НПР).
При этом наиболее высокий процент (более 50 %) успешных (поддержанных) заявок показали научно-педагогические работники коллективов факультетов социологии, медицинского, психологии, биологического, математико-механического, юридического, восточного, свободных искусств и наук, а также институтов философии и химии. Самые низкие результаты по подаче заявок, также как и отсутствие успешных (поддержанных) заявок наблюдается в коллективах научно-педагогических работников факультетов искусств, иностранных языков, стоматологии и медицинских технологий, а также института педагогики.
Анализ приведенных данных показывает, что следует обратить внимание на повышение активности по привлечению финансирования членами коллективов. Необходимо более широко и интенсивно использовать любые доступные и перспективные возможности получения финансирования научных исследований, не ограничиваясь подачей заявок только в общероссийские фонды РНФ и РФФИ.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено проанализировать ситуацию в коллективах институтов и факультетов, провести обсуждение вопроса (в рамках заседаний научных и учебно-методических комиссий, ученых советов, деканских совещаний и др.) и представить предложения по повышению результативности этой работы.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 21 обращение (в том числе семь вопросов учебно-методического характера) от студентов и преподавателей, 11 обращений поступило на электронную почту проректора. Темы запросов различные: о поступлении, об условиях получения ПГАС, о допуске преподавателей старше 65 лет к проведению очных занятий, о процедурах перевода, восстановления, отчисления, о расписании занятий, о получении документов об образовании по европейскому образцу, о допуске к определенной информации для подготовки магистерских ВКР, о возможности защиты ВКР на иностранном языке. На все вопросы заявителей своевременно готовятся ответы при участии сотрудников различных служб Университета. В число этих обращений не включены обращения по вопросу о реорганизации СПбГУ (см. ниже п. 5).
По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения. Например, обращалось внимание на обращение иностранного гражданина из Узбекистана, осваивавшего образовательную программу магистратуры по направлению «Международные отношения». Он спросил об обоснованности отчисления при прохождении промежуточной аттестации с использованием ИКТ. По словам студента, при освоении дисциплин у него были проблемы с интернет-подключением, в связи с чем у заявителя появилась академическая задолженность. По информации, изложенной в заявлении, отчисленный обращался к преподавателям и сотрудникам учебного отдела, но узнал о своем отчислении за академическую неуспеваемость по истечении трех недель с даты издания приказа.
По фактам, изложенным в заявлении, была проведена проверка, которая показала, что заявитель отчислен на основании протокола заседания аттестационной комиссии. Зачет по дисциплине состоялся 17.12.2020 (первая попытка сдачи зачета), 24.12.2020 — первая пересдача и 29.12.2020 — вторая пересдача аттестационной комиссии. Но студент не воспользовался тремя попытками сдачи этой дисциплины, все три он пропустил. По корпоративной электронной почте преподаватели сообщали студенту о своей готовности работать через корпоративную электронную связь. Преподаватели направили студенту все необходимые материалы, однако студент на связь не выходил. Для сдачи зачета студенту необходимо было прислать на электронную корпоративную почту преподавателя отчет по коллоквиуму до 29.12.2020 (в срок последней пересдачи). Вместе с тем в это же время именно с использованием электронной почты студент получал материалы по курсу «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации» и сдал зачет по этому предмету во время прохождения промежуточной аттестации 24.12.2020. Это указывает на то, что студент имел возможность использовать электронную почту и был проинформирован о датах зачетов и экзаменов.
По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, учебный процесс проходит в обычном режиме, согласно расписанию, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий. Возникающие проблемы решаются в установленном порядке. Например, поступили предложения от ряда учебных групп студентов-историков (в основном от учебных групп магистратуры) и преподавателей с просьбой сохранить удаленный формат обучения. Обращения рассматривались директором института истории с участием начальника учебного отдела, и по мере возможности просьбы были удовлетворены.
На почту декана факультета международных отношений поступило обращение от студента второго курса бакалавриата с просьбой создать для него отдельную группу изучения французского языка, так как его уровень владения французским выше, чем в той группе, где он занимается. Принято решение о присоединении этого студента к группе на третьем курсе обучения, с более высоким уровнем изучения французского языка. Организована работа по корректировке расписания.
В рамках проведения очных занятий по дисциплине «Информатика и математические методы в геологии» возник вопрос обучения иностранных студентов с использованием ИКТ. Студентка первого курса бакалавриата по направлению «Геология», единственная из группы находящаяся за пределами РФ, обратилась в письменном виде к заместителю начальника учебного управления с вопросом об организации учебного процесса в гибридном формате, когда вся группа, кроме нее занимается в компьютерном классе. Сотрудники учебного управления и УСИТ совместно с преподавателем дисциплины С. В. Малышевым решили проблему: С. В. Малышев в индивидуальном порядке организовал обучение студентки с использованием ИКТ.
Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. По информации от части руководителей учебно-научных подразделений, встречи со студсоветами за прошедшую неделю не проводились (в связи с отсутствием вопросов для обсуждения) или были перенесены на более поздний срок. На встречах с представителями студсоветов институтов истории и философии, факультетов социологии и психологии обсуждались вопросы организации образовательного процесса в апреле и другие вопросы.
Вопросы, поступившие в рабочую группу, сформированную для коммуникации с обучающимися, работниками, третьими лицами в связи с реорганизацией СПбГУ
10 марта была создана рабочая группа из научно-педагогических работников СПбГУ для коммуникации с обучающимися, работниками, третьими лицами в связи с реорганизацией СПбГУ путем выделения факультета свободных искусств и наук в самостоятельное юридическое лицо (Университет свободных искусств и наук), не входящее в научно-образовательный комплекс СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 10 марта 2021). Руководитель группы профессор И. Г. Уралов сообщил, что менее чем за неделю поступило порядка 60 вопросов, примерно поровну: 30 — от обучающихся и их родителей; 20–30 — от преподавателей и других работников факультета свободных искусств и наук.
На ректорском совещании были проанализированы эти вопросы, на них были даны развернутые ответы. Вот, для примера, некоторые из них.
«Здравствуйте, я студент факультета свободных искусств и наук. Видел много информации о том, что студентам предоставят выбор — оставаться в СПбГУ или переходить в новый вуз, который создается на базе нашего факультета. Но, прежде чем принять такое решение, важно понимать: если я решу остаться в СПбГУ, как меня будут доучивать? Я имею в виду — меня встроят в систему одного из факультетов, или мы продолжим заниматься по модели свободных искусств?»
Вас будут доучивать на той образовательной программе, на которую вы поступили, по той же модели обучения, на которую вы поступили: на бакалаврской программе «Свободные искусства и науки» и на соответствующих магистерских программах. Обучение будет происходить по тому учебному плану, по которому велось обучение все годы вашего обучения в СПбГУ. В Университете будет определен руководитель образовательной программы, студсовет программы и т. д.
«Здравствуйте, нам на факультете свободных искусств и наук часто рассказывали об уникальном эндаумент-фонде, из которого финансировалось в том числе и обучение некоторых одаренных студентов. Сохранится ли эта стипендия для тех, кто не перейдет в новый университет? И где останется сам эндаумент-фонд факультета?»
Целевой капитал эндаумент-фонда СПбГУ «Искусства и гуманитарные науки» остается в СПбГУ и будет использоваться для поддержки обучающихся СПбГУ и преподавателей СПбГУ, научных исследований в СПбГУ и академической мобильности по направлениям «Искусства и гуманитарные науки» в СПбГУ. Стипендии для тех, кто продолжит обучение в СПбГУ, и кто получал их из эндаумент-фонда, сохранятся в прежнем объеме.
«Уважаемые коллеги, я преподаю на факультете свободных искусств и наук и склоняюсь к тому, чтобы остаться в СПбГУ после отделения факультета. Каков порядок моих действий, что нужно предпринять для этого? Хочу также понимать, сохранит ли новый университет те преимущества, академические права и свободы, которые есть в СПбГУ, в частности, собственный образовательный стандарт?»
О своем решении остаться в СПбГУ вам следует проинформировать управление кадров СПбГУ в произвольной форме. Ряд преподавателей уже обратился в управление кадров с таким заявлением. Что касается преимуществ нового университета, то этот вопрос следует адресовать руководству УСИН. Право на собственный образовательный стандарт на постоянной основе закреплено за МГУ и СПбГУ в Федеральном законе от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Кроме того, это право предоставлено указом президента РФ более чем десяти ведущим университетам России. МГУ и СПбГУ обладают рядом исключительных прав (и за последние десять лет этот перечень прав значительно расширился): право иметь собственные образовательные стандарты, собственные дипломы, право проводить защиты диссертаций по собственным правилам (Ученые степени СПбГУ, Собственные ученые степени СПбГУ: прошлое и настоящее), право проводить дополнительные вступительные испытания по любой образовательной программе, право проводить конкурсный отбор на должности преподавателей и научных сотрудников по собственным правилам (Основные права научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета ), право выдавать дипломы о высшем образовании собственного образца (О чем рассказывает диплом СПбГУ), право выдавать дипломы кандидатов и докторов наук собственного образца (Документы о защите ученых степеней СПбГУ), право на отдельную строку в бюджете РФ, право на внеконкурсное получение особого финансирования на реализацию программ развития МГУ и СПбГУ. За счет этих средств в СПбГУ создан лучший в РФ научный парк (Научный парк: на пути в завтрашний день), лучший объем доступа к цифровым научным журналам, (Цифровые коллекции), лучшее вузовское издательство (Издательская деятельность Университета: вчера, сегодня, завтра, Научные журналы Университета: от «домашних» изданий к авторитетным международным), возрождены музеи СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 08.02.2021, Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть первая, Часть вторая), Научная библиотека СПбГУ (Злой умысел или преступная халатность?) и т. д.
«Как в этом году будет происходить прием на бакалаврскую образовательную программу „Свободные искусства и науки“ и на соответствующие магистерские программы?»
В соответствии с решением Ученого совета СПбГУ, реализация магистерских образовательных программ «Когнитивные исследования», «Межкультурное образование», «Историческое исполнительство на клавишных музыкальных инструментах» будет происходить в СПбГУ. В 2021 году СПбГУ проведет прием на эти магистерские образовательные программы. Студенты, обучающиеся в СПбГУ по программе бакалавриата «Свободные искусства и науки» и не изъявившие желание перейти в другой вуз, продолжат обучение в СПбГУ по этой образовательной программе (по той же модели обучения). Студенты образовательных программ магистратуры «Арт-критика», «Кураторские исследования», «Музыкальная критика», если они не желают перейти в новый вуз, продолжат обучение в СПбГУ по этим магистерским программам и получат диплом СПбГУ.
В 2021 году СПбГУ проведет прием на магистерские образовательные программы по направлению «Искусства и гуманитарные науки»: «Когнитивные исследования», «Межкультурное образование», «Историческое исполнительство на клавишных музыкальных инструментах». По остальным программам направления «Искусства и гуманитарные науки» СПбГУ проинформировал Министерство науки и высшего образования и Правительство РФ об отказе в проведении набора и передаче контрольных цифр приема (КЦП) в Минобрнауки. Решение будет принято в рамках процедуры реорганизации совместно Правительством РФ (как учредителем СПбГУ) и МНВО РФ (как учредителем будущего Университета свободных искусств и наук).
Вести занятия по дисциплинам учебных планов бакалаврской и магистерских образовательных программ по свободным искусствам и наукам будут преподаватели СПбГУ, в том числе те, что захотят сохранить трудовые отношения с СПбГУ после проведения процедуры реорганизации в связи с выделением Университета свободных искусств и наук. В настоящее время уже изъявили такое желание, например, научный руководитель программы магистратуры «Когнитивные исследования», директор Института когнитивных исследований СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, член-корреспондент РАО, профессор Т. В. Черниговская; научный руководитель программы магистратуры «Межкультурное образование», директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО, профессор Е. И. Казакова; заведующий кафедрой междисциплинарных исследований в области языков и литературы, директор Музея В. В. Набокова, доцент А. А. Аствацатуров; профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директор Музея современного искусства имени С. П. Дягилева, заслуженный деятель искусств РФ Т. С. Юрьева и др. Будет определен и назначен научный руководитель программы бакалавриата СПбГУ по свободным искусствам и наукам, а также научные руководители магистерских программ по этому направлению при условии, если действующие научные руководители этих программ в СПбГУ перейдут на работу во вновь создаваемый университет. Обращаем внимание, что в настоящее время занятия у студентов, обучающихся по упомянутым программам бакалавриата и магистратуры, ведут преподаватели, относящиеся к коллективам разных факультетов и институтов СПбГУ (не только факультета свободных искусств и наук).
Соглашение о сотрудничестве заключено между Бард-колледжем и Санкт-Петербургским государственным университетом, соответственно, программа взаимодействия и студенческих обменов определена этим соглашением.
«Есть студенты СПбГУ, обучающиеся по образовательной программе "Свободные искусства и науки", которые также обучаются по дополнительной образовательной программе в Военном учебном центре СПбГУ. Смогут ли там обучаться студенты, которые уйдут в Университет свободных искусств и наук? Смогут ли студенты, которые будут поступать в новый университет, учиться в Военном учебном центре СПбГУ?»
Студенты, которые перейдут в новый вуз, смогут продолжить обучение в Военном учебном центре СПбГУ. В случае успешного прохождения обучения и итогового испытания они смогут получить документ об окончании этой дополнительной образовательной программы. Выпускники школ, которые поступят в новый университет в 2021 году, могут на общих основаниях (как и студенты других петербургских вузов) пытаться поступать в Военный учебный центр СПбГУ при условии наличия свободных мест. Однако конкурс на обучение в Военном учебном центре СПбГУ только среди студентов СПбГУ составляет 2–3 человека на место при обучении на сержанта запаса и 1,5–2 человека на место при обучении на офицера запаса.
«Оставят ли в общежитиях обучающихся по образовательной программе "Свободные искусства и науки"?»
Договоры на проживание в общежитиях со студентами этой программы, которые продолжат свое обучение в Университете, сохраняются. Студенты СПбГУ, которые перейдут учиться в новый университет, не смогут продолжать пользоваться общежитиями СПбГУ.
Есть вопросы о зарплате и надбавках от преподавателей, участвующих в реализации образовательной программы «Свободные искусства и науки», при условии, что они останутся в СПбГУ.
Зарплата сотрудников, решивших остаться в СПбГУ, будет включать элементы, действующие и в настоящее время: оклад + ОЦО + надбавки и доплаты. Премирование будет организовано по общим для СПбГУ правилам: по кодам премиальных выплат в пределах средств, которые выделяются в распоряжение проректоров по видам деятельности, директоров институтов и деканов факультетов. Источником доплат и премий будут служить средства СПбГУ и доходы от управления целевым капиталом «Искусства и гуманитарные науки» эндаумент-фонда СПбГУ.
Есть ряд вопросов об имущественном комплексе: что передадут новому вузу?
СПбГУ передаст новому университету особняк Бобринских (Галерная ул., д. 58–60) и особняк барона А. Л. Штиглица (Английская наб., д. 68).
Есть вопросы об организации научных конференций, которые финансировались из средств факультета.
Организацией и проведением любого мероприятия в СПбГУ занимаются сотрудники Управления по организации мероприятий, УНИ, УСО, УСИТ. Сотрудники данных подразделений продолжат сопровождение научных и прочих мероприятий по поручению председателей программного и оргкомитетов конференции. Они же организуют запись мероприятия и размещение информации на сайте. Источником финансирования научных и методических конференций являются распределяемые на конкурсной основе в виде внутренних грантов университета средства СПбГУ, выделяемые в распоряжение проректора по научной работе, иных проректоров по видам деятельности, а также гранты РНФ, РФФИ, средства эндаумент-фонда. Что касается мест проведения конференций, то в СПбГУ имеется более 50 помещений за пределами дворца Бобринских, в которых могут проводиться международные конференции, начиная от Смольного пр., д. 1/3 до 22-й линии В. О., д. 7.
Есть вопрос о сетевом взаимодействии СПбГУ и нового университета для обеспечения учебного процесса в УСИН.
СПбГУ сотрудничает со многими вузами. Среди партнеров СПбГУ — ведущие вузы РФ и мира (Международная деятельность). Только в США среди партнеров СПбГУ такие рейтинговые вузы, как Университет Калифорнии, Беркли (5 место в QS World University Ranking), Йельский университет (8 место в рейтинге QS), Бостонский университет (28 место в рейтинге QS), Университет Южной Калифорнии (101 место в рейтинге QS), Университет Джорджа Мейсона (251-300 место в рейтинге QS), Университет штата Нью-Йорк, а также Университет Сан-Франциско, Университет Делавера, Дюкский университет, Университет штата Флорида, Университет Майами, Университет содружества Вирджинии, Вашингтонский центр стажировок, Центр международных правовых исследований, Университет Южной Каролины, Университет штата Юта, Бэбсон-колледж, Бард-колледж.
Безусловно, новый университет будет заинтересован в сотрудничестве с одним из ведущих вузов России. На период «доучивания студентов», естественно, Университет будет сотрудничать с новым вузом, куда возможно перейдет какая-то часть студентов и преподавателей. Как будут складываться отношения двух вузов после окончания этапа доучивания, говорить еще рано.
Первый заместитель декана факультета свободных искусств и наук Д. Е. Расков сообщил о вопросах, которые поступили в адрес руководства факультета.
Вопрос 1: будет ли кадровый отбор в новом университете? Ответ: возьмем всех преподавателей, которые захотят перейти. Вопрос 2: о наборе в новый университет и о дипломах. Ответ: набор будет проводиться по прежним правилам после распоряжения правительства о выделении УСИН, но ожидается, что число абитуриентов уменьшится по сравнению с прошлым годом; УСИН не сможет выдавать собственные дипломы, но будет выдавать дипломы государственного образца. Вопрос 3: как будет организован образовательный процесс в УСИН? Ответ: обучение будет вестись по модели Liberal Arts, но новый университет будет работать по ФГОС, а СПбГУ работает по собственным стандартам. Вопрос 4: в каких зданиях будут обучаться студенты нового университета, достаточен ли для этого аудиторный фонд? Ответ: при 700 студентах и размещении вспомогательных служб помещений дворца Бобринских может не хватить, тогда будут использоваться арендованные площади.
Опросы студентов
В ходе встречи директора Института химии СПбГУ И. А. Баловой со студенческим советом института химии студенты предложили Ирине Анатольевне использовать результаты проведенного ими опроса студентов о качестве образования в институте химии при оценке работы преподавателей, было также предложено способствовать распространению анкеты и платформы для проведения опроса обучающихся других образовательных программ.
Директор института химии заметила, что продвигать платформу и анкету среди директоров и деканов она не намерена, использовать результаты опроса студентов для премирования преподавателей не планирует. Администрация СПбГУ регулярно проводит опросы студентов о качестве образования. Их результаты учитываются в работе директорами, деканами, другими руководителями. И. А. Балова попросила обучающихся активнее принимать участие в этих опросах.
О работе кадровых комиссий учебно-научных подразделений СПбГУ
Первые квалификационные кадровые комиссии в вузах РФ появились в 2015 году в СПбГУ. На совещании был проанализирован опыт работы квалификационных кадровых комиссий учебно-научных подразделений (институтов, факультетов, образовательных программ) в 2020 году.
Отмечено, что квалификационные кадровые комиссии были сформированы для предметного и содержательного анализа документов, которые представляют на конкурс кандидаты на должности научно-педагогических работников. Работник отдела кадров анализирует документы только с формальной стороны: он может проверить количество научных статей, но не обладает квалификацией для оценки их качества. Члены ученых советов могут дать качественную оценку научных статей, но зачастую не имеют необходимого времени для внимательного их изучения.
Квалификационные кадровые комиссии в отличие от ученых советов рассматривают на заседаниях только вопросы по избранию, они не связаны временными рамками, способны дать взвешенную квалифицированную оценку и рекомендовать к избранию тех кандидатов, которые обладают высоким потенциалом. Для повышения объективности в состав ККК включены эксперты в соответствующей области знания, которые не связаны трудовыми отношениями с СПбГУ.
За прошедшие пять лет авторитет квалификационных кадровых комиссий значительно укрепился, хотя в первое время пришлось лечить «детские болезни» в организации работы ККК: такие, как «делегирование» права голоса другим членам ККК, пропуск заседаний, рекомендация к избранию каждого из кандидатов, несмотря на альтернативность конкурса.
На основе анализа отчетов о методах работы, сложностях процедурного характера, сбора информации статистического характера удалось отработать различные формы заседаний (очное, заочное, онлайн), ввести в практику запросы членами комиссий дополнительной информации о кандидате, утвердить форму для передачи заключения ККК в Ученый совет СПбГУ. Кроме того, проделана серьезная работа по ротации и укреплению составов квалификационных кадровых комиссий.
В настоящее время большая часть ККК эффективно выполняет возложенные на них функции. В 2020 году в конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников участвовало более полутора тысяч кандидатов, документы которых рассматривались на заседаниях ККК. В прошедшем году 179 кандидатов были не рекомендованы к избранию, причем в половине случаев (102) не рекомендовались к избранию работники СПбГУ. В подавляющем большинстве случаев рекомендации ККК были поддержаны учеными советами подразделений (173 случая), в шести случаях ученые советы приняли решение об избрании вопреки рекомендации ККК (советы факультетов социологии, ПМ-ПУ, экономического, института истории).
Авторитет ККК признается и самими участниками конкурсов: не рекомендованные к избранию претенденты зачастую забирали документы и отказывались от участия в конкурсе (ПМ-ПУ — 2, Институт химии — 5, медицинский факультет — 2). Однако в двух случаях кандидаты подавали апелляцию на решение квалификационной кадровой комиссии, опираясь на формальные показатели: большее количество статей, проиндексированных в наукометрических базах, наличие большего числа грантов, чем у других претендентов. По каждому случаю был проведен тщательный разбор и даны исчерпывающие пояснения о причинах отрицательного заключения. Обоснование принятого решения строилось на содержательной аргументации: как тематика статей соотносится с основной тематикой исследований, проводимых в коллективе, могут ли использоваться в учебном процессе результаты НИР претендента, наличие педагогического опыта в реализуемых образовательных программах.
Рассмотрение кандидатур на заседаниях ККК позволило перевести фокус внимания с вопроса «чья это ставка» на содержательные аспекты научной и педагогической деятельности претендентов на должности научно-педагогических работников, что делает решение, принимаемое на заседании ученого совета, более осознанным и позволяет голосовать за лучшего, а не за «своего».
Анализ обращений иностранных обучающихся относительно состояния общежитий
По результатам анкетирования студентов-иностранцев был рассмотрен традиционный вопрос об анализе обращений иностранных обучающихся относительно состояния общежитий, а также мер по предотвращению распространения COVID-19. Приведены необходимые разъяснения, даны ответы на вопросы.
10,3 %
опрошенных отметили, что, на их взгляд, в общежитиях СПбГУ не принимаются должные меры против COVID-19.
В комментариях указано, что недостаточно часто убирают места общего пользования. Разъяснялось, что во всех общежитиях на входе установлены устройства для дезинфекции рук. Флаконы с дезинфицирующим средством меняются по мере необходимости и имеются в общежитиях в достаточном количестве. Ежедневно осуществляется контроль работы клининговой компании по проведению противоэпидемических мероприятий в общежитиях СПбГУ, уборка и дезинфекция мест общего пользования проводится в соответствии с контрактом. На текущий год заключены договоры по заключительной дезинфекции помещений в связи с регистрацией случаев инфекционного заболевания COVID-19 и по камерной дезинфекции постельных принадлежностей, организована работа по их исполнению.
35,1 %
опрошенных считает, что недостаточно полно принимаются противоэпидемические меры, так как изредка встречается скопление людей в общежитиях, проживающие не всегда используют средства индивидуальной защиты.
Возможно, такое мнение сложилось из-за недостатка информации на английском или на других иностранных языках.
Разъяснялось, что начальники участков общежитий регулярно проводят работу с проживающими о недопустимости собраний, о важности использования средств индивидуальной защиты, соблюдения санитарно-гигиенических правил в отношении содержания жилого помещения и мест общего пользования. Все необходимые информационные материалы размещены на стендах в общежитиях и на сайте СПбГУ. Начальники участков общежитий для общения с иностранными обучающимися используют социальные ресурсы Интернета.
1,1 %
опрошенных отметили в анкете, что не работает прачечная.
Разъяснялось, что на основании полученной информации не представляется возможным установить причину отсутствия доступа в прачечную. Прачечные открылись для посетителей 15 июня 2020 года и работают в обычном режиме, нарушений не зафиксировано.
36 % опрошенных не проживали в общежитиях. 17,5 % ответили, что противоэпидемические меры соблюдаются в общежитиях и «все хорошо».