Программа подготовки кадров для цифровой экономики — работа на перспективу

Международный научно-методический центр (МНМЦ) Санкт-Петербургского университета подвел итоги первого года работы. О том, каково это — учить профессионалов своего дела — читайте в блиц-интервью с академическим директором программы подготовки «Искусственный интеллект» центра, заведующей кафедрой информационных технологий в менеджменте СПбГУ доктором технических наук Татьяной Гавриловой и директором лаборатории математических методов мультимедийных технологий СПбГУ — Хуавей профессором, доктором физико-математических наук Николаем Вавиловым.

Цель МНМЦ в СПбГУ — подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников образовательных организаций высшего образования, способных обеспечить прорыв в этой области.

Насколько востребованным выглядит сегодня обучение преподавателей вузов по направлению «Искусственный интеллект»?

Татьяна Гаврилова: Как человек, который занимается ИИ 30 лет, наблюдаю уже второй виток интереса к этому направлению. Сейчас «мода пошла» на искусственный интеллект. И оба раза нас захлестывало потоком людей, которые не понимают сути ни этой науки, ни этой технологии, а цепляются за сам термин, используя его в спекулятивных целях. Так рождаются популярные мифы об ИИ. Но никаких чудес нет, и о так называемом («пугающем») общем искусственном интеллекте речи не идет. А идет о нормальном развитии информатики в сторону интеллектуализации, о так называемом слабом искусственном интеллекте в определенных областях. Сейчас особенно высок интерес к искусственным нейросетям в частности. А поскольку «волна пошла» и специалисты нужны и в науке, и в производстве, в вузах стали повсеместно вводить курсы по ИИ. Специалистов, прямо скажем, не так уж много. Наш набор пришелся как никогда кстати. И люди пришли достаточно квалифицированные и, главное, заинтересованные.

В математике — похожая картина, уровень квалификации вузовских кадров требует повышения?

Николай Вавилов: Совершенно очевидно, что преподавание математики на всех уровнях на столетия отстает от современных потребностей. Это касается как школьного, так и университетского образования, причем не только преподавания этой дисциплины представителям других специальностей, но и парадоксальным образом обучения самих математиков.

Санкт-Петербургский государственный университет активно взаимодействует с вузами-партнерами, организуя стипендии, конкурсы и программы мобильности. Например, СПбГУ и Германская служба академических обменов проводят ежегодный конкурс по программе «Дмитрий Менделеев» на финансовую поддержку научно-исследовательских стажировок для аспирантов, молодых преподавателей и научных сотрудников СПбГУ (в возрасте до 45 лет) в немецких вузах и научно-исследовательских учреждениях.

В частности, кроме огромных революционных достижений в самой математической науке, фактически игнорируется компьютерная революция, тот факт, что компьютеры изменили само это направление, отношение математиков к математической реальности, возможности ее непосредственно наблюдать. Уверен при этом: вопреки довольно популярному сегодня мнению о том, что изменение парадигмы обучения нужно начинать с подрастающих поколений, стартовать стоит, наоборот, «с вершины пирамиды», то есть именно с вузовских преподавателей. В таком случае новые навыки имеют шансы спуститься «сверху вниз», ведь не ученики будут переучивать учителей.

В чем специфика преподавания преподавателям — людям, которые, вероятно, считают себя состоявшимися в своей области?

Николай Вавилов: С принципиальной точки зрения разница в объяснении чего-то маленькому ребенку, школьнику, студенту, аспиранту, коллеге, специалисту в другой области или любознательному пенсионеру не так велика, как кажется.

СПбГУ проводит ряд мероприятий, посвященных повышению глобальной конкурентоспособности и качества российского высшего образования. В 2020 году Университет запустил программу «Научно-образовательный кластер "Менделеев"» (НОК). Ее цель — создание условий для непрерывного образовательного процесса и обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих вызовам современной экономической модели. К 2024 году СПбГУ планирует перейти к устойчивой воспроизводимой модели НОК: тиражированию лучших практик, созданию и запуску специальных подпрограмм и платформ для управления научными проектами и многому другому.

Но есть одно забавное явление именно в общении с профессионалами, особенно преподавателями. Специалисты во многих областях уверены, сознательно или бессознательно, что они понимают все лучше всех. Среди математиков, кстати, это чрезвычайно распространено и отражено в огромном количестве шуток и исторических анекдотов. Эта уверенность часто некритически переносится на периферийные знания в смежных областях, приобретенные несколько десятилетий назад, буквально в студенческие годы, которые с тех пор никогда не подвергались ревизии. Поэтому многие коллеги вначале довольно нервно реагируют, когда пытаешься убедить их в том, что доказательства, которые они несколько десятков раз рассказывали студентам первого курса, содержат грубую математическую ошибку, а сами факты неверны, что в традиционных курсах встречается сплошь и рядом.

Проект реализуется на средства гранта Министерства образования России. СПбГУ вошел в пятерку вузов — победителей конкурса, ставших участниками национального проекта «Цифровая экономика».

Что можно назвать главным итогом первого года работы МНМЦ?

Татьяна Гаврилова: В первую очередь то, что программа вообще состоялась. В условиях вынужденной — в связи с пандемией — перестройки в онлайн-формат это было непросто, но именно благодаря удаленке у нас получилось собрать очень сильную команду преподавателей и очень большую географию учеников. Этот формат вообще делает образование более доступным — курсом могут воспользоваться люди, которые при других обстоятельствах никогда бы к нам не приехали. Важно, что, несмотря на консервативность вузовского образования и длительность циклов его планирования, полученные знания и навыки выпускники центра начнут применять уже в ближайшем семестре — сложно удержать в себе знания. Так что практические результаты не заставят себя ждать. Уверена, что программа подготовки кадров для цифровой экономики — это не просто разовый проект, а серьезная работа на перспективу, которая обогатит наше общество новыми талантливыми специалистами, идеями, стартапами и достижениями!

В МНМЦ состоялись 43 семинара, были задействованы 123 преподавателя и специалиста (112 — из России, 16 — из зарубежья). Выпускниками программ стали 195 человек. Всего на научно-образовательных семинарах центра было зарегистрировано более 1500 слушателей из 50 городов страны, 60 вузов России и мира.

Николай Вавилов: По первым результатам этот опыт представляется весьма удачным, и мы предлагаем распространять его на другие университеты страны. Всем нам нужна площадка, где заинтересованные в переменах люди могут обсуждать проблемы и делиться опытом. Именно это и является, как мне кажется, миссией МНМЦ.