Материалы ректорского совещания

№ 347
от 04.06.2018

Повестка совещания

    На ежегодной конференции Coimbra Group

    СПбГУ принял участие в ежегодной конференции Coimbra Group, ассоциации старейших и наиболее значительных университетов Европы. Обсуждались вопросы повышения роли научных исследований в образовательных программах (переход от классической формы к программам, основанным на системе научных исследований); создания содружеств стран для интернационализации (не только развитие академической мобильности, но и создание среды для совместных исследований и сетевых научных групп); создания крупных проектов с участием ученых из нескольких университетов для объединения научных ресурсов; функционирования университетских кампусов (принцип организации кампусов вокруг драйверов исследований).

    Контрольные цифры приема на 2019/20 учебный год

    Министерством образования и науки РФ в апреле были объявлены результаты конкурсов по распределению контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019/20 учебный год. Заявки СПбГУ по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры, а также среднего профессионального образования удовлетворены полностью. Заявка по программам бакалавриата не удовлетворена в части укрупненной группы направлений подготовки «Физическая культура и спорт» и направления подготовки «Вокальное искусство», по программам специалитета — в части специальности «Актерское искусство».

    В рамках конкурса по распределению контрольных цифр приема проводится сравнительная оценка вузов и их образовательных программ по 14 параметрам (в том числе величина среднего балла ЕГЭ при приеме на обучение по каждой программе, доходы образовательной организации в расчете на одного научно-педагогического работника и др.).

    Эффективность новой формы ИГА по экономике

    На основе рекомендаций членов ГЭК — представителей работодателей по результатам проведения итоговой государственной аттестации в 2016 и 2017 годах в этом году государственный экзамен по ряду программ («Экономика» и др.) проведен в компьютерной форме с применением электронной системы Blackboard. Проверка закрытых тестовых вопросов была произведена автоматически, члены ГЭК проверяли только открытые вопросы, задачи и эссе. Проведение экзамена в компьютерной форме позволило сформировать для каждого студента индивидуальную выборку вопросов из массива загруженных в систему. Перед итоговой аттестацией для студентов были проведены пробные экзамены, чтобы они могли привыкнуть к новому формату. Рекомендации работодателей были также учтены при разработке заданий, при организации работы государственных комиссий. Отзывы работодателей показывают эффективность такой формы проведения экзаменов. Государственный экзамен с применением электронной системы Blackboard также был проведен по программам «Управление персоналом» и «Бизнес-информатика». В следующем году такая форма проведения экзаменов будет внедряться и по другим образовательным программам.

    О конкурсе выпускных квалификационных работ обучающихся

    По предложению И. И. Засурского, советника ректора СПбГУ, разрабатывается Положение о конкурсе выпускных квалификационных работ обучающихся СПбГУ. Обсуждались предложения директоров, деканов и научно-педагогических работников, касающиеся проведения конкурса:

    • необходимо разработать критерии сравнительной оценки ВКР: для направлений подготовки / специальностей, для групп направлений подготовки и специальностей, для всех видов ВКР
    • необходимо учитывать количество работ в оцениваемой группе при определении лучшей ВКР (лучшая из семи или лучшая работа из 27 — есть разница)
    • при определении лучшей работы необходимо учитывать, есть ли у студента научные публикации по теме ВКР
    • учитывать победу в конкурсе ВКР при приеме на следующий уровень образования

    Обсуждалось также мнение академика А. И. Русанова, который считает, что конкурсы ВКР и денежные премии для их победителей не нужны, потому что «учиться в Санкт-Петербургском университете — большая честь. Но и большой труд, и весь этот труд делается ради того, чтобы получить диплом Санкт-Петербургского университета. Это и цель, и мечта любого обучающегося, а выполнение дипломной работы является главным и финальным шагом обучения. Здесь студент выкладывается полностью, не считается с затратами сил и времени. Даже троечники могут сделать дипломную работу на отлично, а на защитах дипломных работ всегда больше пятерок, чем четверок. В этих условиях вводить какие-то конкурсы и иные стимулы бессмысленно: работа и так уже выполнена по максимуму» (Мнение академика А. И. Русанова).

    Директорам и деканам дано поручение: направить предложения И. А. Баловой, председателю учебно-методической комиссии Ученого совета СПбГУ, на ближайшем заседании которой будет в открытом режиме обсуждаться проект Положения о конкурсе выпускных квалификационных работ обучающихся СПбГУ.

    Присуждение ученых степеней: вузы России изучают опыт СПбГУ

    В Университете состоялся семинар «Присуждение ученых степеней по собственным правилам: модель и опыт СПбГУ». Участие в мероприятии приняли представители более 20 ведущих вузов из Москвы, Томска, Казани, Новосибирска и других городов России.

    Для того чтобы повысить уровень защит диссертаций и доверие к ним общества десять лет назад в СПбГУ начался поиск путей решения вопроса. Первые 13 защит на соискание ученой степени Ph. D. СПбГУ по собственным правилам состоялись в 2013 году. А в 2016 году СПбГУ и МГУ получили право присуждать ученые степени по собственным правилам вуза. Участники семинара (представители тех вузов и научных организаций, которым предоставлено право проводить собственные защиты) рассказали, как они используют преимущества модели, разработанной в СПбГУ. Они отмечали важность трех базовых принципов: повышение качества подготовки диссертаций (введение обязательного правила: требования к работам и к организации защит должны быть не ниже требований ВАК), высокий уровень российской и международной экспертизы диссертационного исследования и полная прозрачность процесса организации защит. Модель СПбГУ оказалась для них предпочтительной и, опираясь на ее базовые принципы, в каждом вузе разрабатывают свои правила. Они заинтересованы в том, чтобы и в дальнейшем участвовать в работе таких семинаров. В СПбГУ приехали также представители тех вузов, которые пока не получили право проводить защиты по собственным правилам, но стремятся получить такое право. К работе семинара по конференц-связи подключились молодые ученые, защитившие свои диссертации в Университете по новым правилам, и ученые, которые участвовали в работе диссертационных советов СПбГУ.

    Четыре вуза (ВШЭ, МФТИ, РУДН и ИТМО) провели первые защиты по своим правилам или планируют это сделать в ближайшее время. На ректорском совещании отмечалось, что ВАК постепенно повышает требования к диссертационным работам и к организации защит. И в СПбГУ тоже повышаются требования, но пока только в области экономики и биологии. Директорам и деканам дано поручение: направить предложения по совершенствованию процедуры и требованиям к защитам. Как выяснилось, некоторые научно-педагогические работники Университета не знают правил формирования диссертационных советов и организации защит в СПбГУ. Ректор поручил проректору по научной работе С. В. Аплонову на заседаниях ученых советов всех институтов и факультетов рассказать о собственных правилах СПбГУ по организации защит.

    Результативность участия в конкурсах

    Проведен анализ результативности участия научно-педагогических работников СПбГУ в конкурсах на соискание премий правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра РАН за выдающиеся научные результаты в области науки и техники и премий правительства Санкт-Петербурга в области высшего и среднего специального образования. Универсанты стали лауреатами только в двух номинациях.

    В конкурсе на соискание премий правительства Санкт-Петербурга в области высшего и среднего специального образования премия в номинации «Развитие инновационной деятельности в образовательной организации» присуждена авторскому коллективу СПбГУ: доценту кафедры теории и истории государства и права СПбГУ В. В. Архипову и доценту кафедры информационных систем в экономике СПбГУ В. Б. Наумову — за создание онлайн-курса «Правовое регулирование отношений в Интернете. Российская перспектива».

    На конкурс на соискание премий правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра РАН за выдающиеся научные результаты в области науки и техники всего было подано 158 заявок (от научно-педагогических работников СПбГУ — 19). А лауреат из СПбГУ всего один. Премия имени Е. Р. Дашковой для молодых ученых по гуманитарным и общественным наукам присуждена Е. И. Риехакайнен, доценту кафедры общего языкознания СПбГУ (для сравнения: в 2016 году ученые СПбГУ в этом конкурсе получили три премии, в 2017 — четыре премии). В этом году не подавали заявки ученые по направлениям: математика и механика, физика и астрономия, материаловедение, науки о Земле.

    В то же время в тех конкурсах, где нет региональной специфики, ученые Университета выигрывают значительно больше. Например, почти половину всех грантов президента РФ для молодых ученых и научных школ среди вузов Северо-Западного федерального округа получили сотрудники Санкт-Петербургского университета.

    Решение по каждой премии правительства Санкт-Петербурга принимают специальные комиссии (в каждую из них входят представители Университета). На совещании отмечалось, что универсанты должны отстаивать введение прозрачных критериев оценки поданных на конкурсы заявок. Это повысит объективность работы комиссий.

    Меры для повышения эффективности закупок

    В СПбГУ постоянно реализуются меры по экономии средств бюджета за счет повышения конкурентности закупочного процесса. Университет вводит в своих процедурах требования, превышающие (зачастую значительно превышающие) минимальные правила, установленные федеральным законодательством о закупках. В 2017 году эти меры включали в себя два направления.

    Первое направление — меры в отношении начальной (максимальной) цены контракта. Они имеют значение как для определения цены контрактов, заключаемых способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так и для конкурентных процедур. Правильно определенная начальная цена ориентирует потенциальных участников закупочных процедур на выработку адекватных предложений, соответствующих рыночным ценам. Именно поэтому определению начальной цены контракта уделяется большое внимание. Считается, что требования федерального законодательства по начальной цене контракта соблюдены, если имеется больше одного коммерческого предложения от потенциальных поставщиков. Однако в СПбГУ введено требование, что по общему правилу необходимо направлять пять запросов коммерческих предложений по каждому аукциону и получать не менее трех ответов. Из этого правила есть исключения, поскольку предоставление коммерческих предложений для потенциальных контрагентов не обязательно, но общие требования СПбГУ установлены, и они соблюдаются, если это технически возможно. Обратной стороной такого положения является некоторое увеличение сроков заключения контрактов, но между быстрой закупкой и низкой ценой выбор сделан в пользу низкой цены.

    Второе направление — меры по расширению конкуренции при проведении закупок. Эти меры направлены на ограничение сферы применения способа закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в пользу конкурентных способов, прежде всего это организация Университетом электронных аукционов. Экономия средств при проведении электронных аукционов достигается за счет отсутствия ограничений по составу участников и удобства участия в аукционе: заявки подаются в электронной форме, а большая часть процедур проводится независимой электронной торговой площадкой. В соответствии с федеральным законодательством до объявления победителя торговая площадка не разглашает даже состав участников. Участники аукциона последовательно снижают начальную цену, и выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену. Таким образом, электронный аукцион обеспечивает наивысший уровень конкуренции: у любых заинтересованных лиц нет никакой возможности повлиять на результаты торгов.

    В результате мер, предпринятых руководством Университета, по сравнению с 2016 годом количество организованных СПбГУ аукционов (по Федеральному закону № 44-ФЗ) выросло почти в два раза: с 328 до 639. Как и все бюджетные организации, Университет вправе ежегодно проводить закупки малого объема (до 100 и до 400 тысяч рублей) способом у единственного поставщика. Всего таких закупок СПбГУ может проводить на сумму не более 70 миллионов рублей. Увеличив почти в два раза количество электронных аукционов, в 2017 году Университет впервые за последние годы не выбрал весь предусмотренный федеральным законодательством лимит на закупки у единственного поставщика. Из лимита в 70 млн рублей выбрано только 56,5 млн.

    Экономия, полученная в результате конкурентных процедур, в 2017 году выросла с 6,9 до 8 процентов по сравнению с 2016 годом. Казалось бы, рост незначителен (чуть больше процента), однако в абсолютных цифрах это значительная сумма — 14,5 млн рублей.

    Надо также особо отметить, что большая экономия — это не всегда хорошо. Значительная экономия, полученная в результате аукциона, требует усиления контроля за победителем аукциона, так как снижение цены может быть достигнуто за счет снижения качества поставляемых товаров или производимых работ. Кроме того, снижение начальной цены на 30 и более процентов ставит вопрос о том, правильно ли сотрудник контрактной службы СПбГУ исследовал рынок для определения начальной цены? Верно ли были определены пять потенциальных участников, которым направлены запросы коммерческих предложений?

    В 2018 году продолжается реализация комплекса мер по повышению эффективности закупок и развитию конкуренции. В частности, в 2018 году при определении начальной (максимальной) цены контракта введено правило о запрете направления запросов коммерческих предложений аффилированным друг с другом организациям (например, фирмам, имеющим общего учредителя или доли в уставном капитале друг друга). Это позволит повысить качество исследования рынка при направлении запросов коммерческих предложений, снизить начальную цену контрактов и в конечном счете снизить цену закупаемых Университетом товаров, работ, услуг.

    О расселении аварийного дома

    Директор высшей школы журналистики и массовых коммуникаций А. С. Пую сообщил о ситуации с расселением аварийного дома (1-я линия, д. 26а) рядом с университетским зданием по адресу: 1-я линия, д. 26.