Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
- Организация защит в СПбГУ
- Доступ к электронным ресурсам
- Как будут оценивать научные организации?
- О создании Института педагогики
- Формировать компетенции в области цифровых технологий
- Кто станет лучшим обучающимся на онлайн-курсах?
- Социальная сеть для трудоустройства студентов
- Повышение квалификации директоров и деканов
- Первый бессрочный трудовой договор с иностранным профессором
- Территория развития СПбГУ: оценка вариантов продолжается
1. Организация защит в СПбГУ
В соответствии с законом, в срок до 1 сентября 2018 года должна быть завершена работа диссертационных советов, созданных на базе Университета по правилам ВАК. На совещании в Министерстве образования и науки РФ с участием представителей СПбГУ обсуждались вопросы эффективности деятельности ваковских советов, соответствия членов этих советов минимальным требованиям ВАК по научной результативности (Материалы ректорского совещания от 19.03.2018). Также обсуждалась организация работы по завершению деятельности ваковских советов и организация защит в СПбГУ по собственным правилам вуза.
На ректорском совещании обсуждалось, какие защиты назначены в ваковских советах. Большинство советов планирует провести последние заседания в июне. В соответствии с этим графиком защит Университет планирует направить уведомления в ВАК о сроках прекращения деятельности диссертационных советов. Таким образом, заканчивается переходный период, который (по ходатайству ректоров СПбГУ и МГУ) был установлен законом для того, чтобы все аспиранты, которые планировали осуществить защиту диссертации именно в ваковских советах, имели такую возможность. Теперь директорам / деканам необходимо организовать в коллективах работу по планированию защит по правилам, установленным в СПбГУ.
2. Доступ к электронным ресурсам
Наш Университет обладает крупнейшей в России подпиской на электронные научные ресурсы, на подписку тратятся значительные финансовые средства (более 3 миллионов долларов ежегодно). Благодаря активной работе с Министерством образования и науки Университет с 01.04.2018 получит доступ к национальной подписке на полнотекстовые электронные ресурсы, которую организуют Минобрнауки и РФФИ. Это позволит Университету не дублировать подписку Министерства образования и науки и РФФИ и поэтому сэкономить значительные собственные средства.
При этом вопрос о ежегодном доступе организаций к национальной подписке будет решаться на основе анализа эффективности использования предоставленных ученым ресурсов (будет оцениваться общее количество скачиваний каждого ресурса, отнесенное к сумме затрат на него). Как известно, такая практика оценки эффективности затрат введена в СПбГУ несколько лет назад. Контроль министерства будет сквозным — в том числе будут сравнивать с эффективностью использования электронных ресурсов учеными институтов РАН. И Университет должен будет соответствовать требованиям министерства. Уже сейчас следует проанализировать, как и насколько обоснованно формируются заявки на подписку тех или иных электронных научных ресурсов в СПбГУ.
3. Как будут оценивать научные организации?
Межведомственная комиссия при Министерстве образования и науки РФ рассмотрела подходы к оценке эффективности деятельности научных организаций РАН. Выработанные критерии во многом совпадают с критериями международных рейтингов университетов (количество и качество научных публикаций, объем привлеченного финансирования на научные исследования, уровень обеспеченности организаций научным оборудованием). Организации РАН будут сгруппированы и оцениваться будут по каждой отрасли знаний. И в каждой отрасли организации будут разбиты на три категории (в зависимости от уровня достижений). Оценка эффективности научной организации, отнесение к категории — это будет влиять на ежегодный объем ее финансирования, сформулированный в рамках госзадания.
В связи с этим на совещании обсуждались вопросы эффективности научной деятельности Университета — в разрезе отраслей знаний. Было предложено сравнить достижения университетских ученых с успехами коллег из других организаций (по каждой из отраслей наук).
4. О создании Института педагогики
В адрес ректора СПбГУ поступило письмо от профессора Е. И. Казаковой, заведующей кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ, с предложением о создании в Университете Института педагогики.
В Университете накоплен большой потенциал исследований в теории образования и педагогики. Реализуется программа аспирантуры по педагогике, открыт прием на магистерскую междисциплинарную программу, нацеленную на подготовку педагогических кадров, способных работать с одаренными детьми, преподаватели СПбГУ не первый год обучают учителей Ленинградской области (Учителя Ленинградской области оценили междисциплинарную площадку СПбГУ для школьников, Математика — это просто). Кроме того, в СПбГУ большое количество экспертов в области педагогики, профессор СПбГУ Е. И. Казакова возглавляет ФУМО по укрупненной группе направлений «Образование и педагогические науки». Директорам и деканам поручено подготовить предложения по вопросу создания в Университете Института педагогики.
5. Формировать компетенции в области цифровых технологий
Университет должен стать центром подготовки кадров для общества цифровых технологий. Обсуждались вопросы включения в учебные планы основных образовательных программ СПбГУ курсов, формирующих соответствующие профессиональные и общие компетенции (Материалы ректорского совещания от 04.09.2017). В целях реализации федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р) в образовательные программы СПбГУ будут включены курсы, формирующие компетенции в области цифровых технологий:
- «Введение в науку о данных» (реализуется в формате онлайн-курса)
- «Цифровая культура» (планируется реализация в формате электронного обучения в системе Blackboard)
Был проведен опрос председателей УМК на предмет включения в учебные планы основных образовательных программ СПбГУ дисциплины / курса, формирующего компетенцию в области цифровых технологий. Определен перечень программ, в которые с 2018/19 учебного года будет включен онлайн-курс «Введение в науку о данных» или дисциплина «Цифровая культура». Директорам и деканам поручено направлять предложения по этому вопросу по каждому направлению подготовки (от программ общего среднего образования до программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре).
6. Кто станет лучшим обучающимся на онлайн-курсах?
Развитие инновационных технологий в области образования сегодня является одним из приоритетных направлений для ведущих российских и зарубежных вузов. СПбГУ разместил на образовательных платформах более 70 онлайн-курсов. С целью поощрения активных студентов с повышенными интеллектуальными запросами, которые стремятся к расширению диапазона знаний, в Университете будет проведен конкурс среди универсантов для определения лучшего обучающегося на онлайн-курсах. Директорам и деканам дано поручение: направить предложения о критериях оценки участников конкурса.
Онлайн-обучение становится все более популярным и в России, и в мире. Уже в этом году при поступлении в магистратуру и аспирантуру СПбГУ будут учитываться достижения абитуриентов в освоении онлайн-курсов. Согласно новым правилам приема, все слушатели, имеющие сертификаты об успешном освоении профильных онлайн-курсов СПбГУ, получат десять дополнительных баллов при поступлении.
7. Социальная сеть для трудоустройства студентов
Федеральная служба по труду и занятости запустила социальную сеть Skilsnet, которая позиционируется как платформа для профориентации и трудоустройства студентов и молодых специалистов, а также как площадка для сбора информации о потребностях работодателей. Студенты будут открывать в соцсети свой профиль, а компании — размещать свои предложения по трудоустройству и стажировке (бесплатно). Участники соцсети смогут обмениваться информацией о том, где лучше работать, учиться и стажироваться. Предполагается, что это поможет успешному поиску работы и карьерному росту. А преподаватели могут воспользоваться концентрированной информацией о потребностях современного рынка труда.
8. Повышение квалификации директоров и деканов
За последний год 11 директоров учебно-научных институтов и деканов факультетов, а также восемь работников из числа начальников управлений и отделов прошли повышение квалификации для приобретения необходимых управленческих компетенций.
В мае 2017 года каждому директору института и декану факультета был предложен на выбор список программ повышения квалификации, реализуемых в СПбГУ. В отличие от директоров и деканов административные работники направлялись на курсы по решению своих руководителей, которое принималось исходя из потребности получения определенных компетенций. В итоге по курсу «Деловые коммуникации» (проводился в июле 2017) обучение прошли три директора / декана, три начальника отдела и один начальник управления; по курсу «Управление конфликтом» (в августе и декабре 2017) прошли обучение семь деканов / директоров, один начальник отдела и три начальника управлений, один из деканов продолжает изучать китайский язык.
Семь деканов отказались от участия в повышении квалификации, мотивируя это разными причинами: недавним повышением квалификации, большим объемом работы, отсутствием курсов, в которых они заинтересованы. На совещании было отмечено, что при выборах на должности деканов уже устанавливаются дополнительные требования к квалификации претендентов. Практика повышения квалификации с целью получения общих и прикладных управленческих компетенций будет продолжать развиваться и совершенствоваться.
9. Первый бессрочный трудовой договор с иностранным профессором
Заключен очередной трудовой договор на неопределенный срок. Впервые так называемый бессрочный контракт заключен с иностранным профессором — с доктором юридических наук Г. Креспи Регицци, известным итальянским специалистом в области гражданского права. Он активно ведет научную и практическую деятельность, в том числе в качестве панельного арбитра авторитетных международных арбитражей в России и Китае, блестяще владеет многими языками, что позволяет ему проводить занятия в СПбГУ на русском языке (спецкурс «Международные коммерческие контракты и арбитраж»).
Габриеле Креспи Регицци имеет в Италии ученое звание libera docenza, которое решением экспертной комиссии признано эквивалентным в СПбГУ ученому званию профессор. По утверждению профессионалов, иностранных специалистов — докторов юридических наук и профессоров по специальности «Гражданское право» — в России немного, а знаковых ученых среди них и того меньше. Преподавание в Университете известного зарубежного профессора, безусловно, будет способствовать и продвижению бренда СПбГУ за рубежом.
10. Территория развития СПбГУ: оценка вариантов продолжается
Рабочая группа, созданная губернатором Санкт-Петербурга для поиска вариантов размещения в Санкт-Петербурге территории развития СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 05.02.2018), продолжает оценивать предложенные варианты. Окончательное решение еще не принято. А появлявшиеся в СМИ 22–24 марта сообщения о том, что для размещения территории развития СПбГУ выбран участок на Васильевском острове, оказались, мягко говоря, результатом некорректной трактовки информации, предоставленной комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Этот земельный участок, ограниченный улицами Мичманской и Кораблестроителей (почти семь гектаров), известен в Университете как квартал А4. Он находится недалеко от общежитий СПбГУ и в свое время был передан Университету для строительства общежитий, а в начале 2008 года прежнее руководство СПбГУ само отказалось от этого участка земли (Материалы ректорского совещания от 17.10.2011). Потребовались многолетние усилия уже нового руководства Университета, чтобы вернуть этот участок в 2013 году (Материалы ректорского совещания от 07.10.2013). Там планируется построить только новое общежитие и некоторые спортивные объекты СПбГУ. Для размещения территории развития СПбГУ он слишком мал.