Материалы ректорского совещания

№308
от 25.07.2017

Повестка совещания

    Дипломы вручают в Актовом зале

    Укрепляется традиция организации церемоний вручения дипломов выпускникам всех образовательных программ бакалавриата и магистратуры СПбГУ в Актовом зале здания Двенадцати коллегий. В этом году в них приняло участие почти 6 тысяч выпускников Университета. В Виртуальную приемную пришли благодарности от выпускников. Например, выпускница образовательной программы по направлению «Физика» 2017 года пишет: «Хочется выразить искреннюю благодарность всем сотрудникам Университета, принимавшим участие в организации церемонии вручения дипломов выпускникам бакалавриата и магистратуры 2017 года. Благодаря вашей работе церемония стала настоящим праздником для выпускников и их близких! С помощью онлайн-трансляции за церемонией смогли наблюдать даже мои родители и родственники, которым, в силу различных причин, не удалось приехать на мероприятие. Вокруг царила теплая, дружественная атмосфера, а замечательный сценарий позволил ощутить торжественность момента. На данном празднике я по-настоящему почувствовала себя выпускницей Университета. Спасибо!»

    Выпускники поддерживают новую традицию. Церемонии организуются по единому сценарию, что позволяет сохранить обычаи и традиции коллективов каждой образовательной программы. А онлайн-трансляция делает церемонию доступной для зрителей в любой точке мира. В 2016 и 2017 годах в церемонии вручения дипломов выпускникам СПбГУ принимали участие председатели и члены ГЭК. Директорам и деканам дано поручение: направлять предложения по усовершенствованию процедуры.

    ВКР — в репозитории СПбГУ

    Выпускные квалификационные работы выпускников 2017 года, как и в прошлом году, размещаются в репозитории СПбГУ. Доля выпускников, давших согласие на размещение ВКР в репозитории, в 2017 году значительно выросла: в 2016 году получено согласие от 48 % выпускников, в 2017 — от 65 %. По доле давших согласие лидируют выпускники следующих направлений и специальностей:

    • Медицина и стоматология (100 %)
    • Журналистика (100 %)
    • Реклама и связи с общественностью (99 %)
    • Востоковедение (94 %)
    • Филология (92 %)
    • История (92 %)
    • Искусства (91 %)

    Значительный рост доли согласившихся на размещение ВКР в репозитории в 2017 году — по сравнению с 2016 годом — у выпускников направлений: «Физика» (с 2 % до 62 %); «История» (с 38 % до 92 %); «Искусства» (с 39 % до 91 %). При этом доля подавших заявление об отсрочке размещения ВКР в репозитории в связи с подготовкой публикации — 5 % выпускников (246 человек) в 2017 году против 3 % (168 человек) в 2016 году. Широкая разъяснительная работа как среди обучающихся, так и среди научно-педагогических работников (научных руководителей) о преимуществах размещения ВКР в репозитории принесла успех.

    Несколько примечательных фактов. В течение 2016/17 учебного года в Университет поступило два обращения:

    • ознакомившись в репозитории СПбГУ с ВКР выпускника бакалавриата по программе «Востоковедение и африканистика», редактор одного из иностранных издательств предложил выпускнику издать его работу.
    • запрос на перевод на английский язык ВКР на тему «Техногенное электромагнитное загрязнение городской среды» выпускника 2016 года по основной образовательной программе специалитета по специальности «Природопользование».

    Директорам институтов и деканам факультетов дано поручение: проанализировать причины того, что не все выпускники готовы к опубликованию текстов своих выпускных работ.

    Следует подчеркнуть, что все ВКР (в том числе и не опубликованные в репозитории) доступны для прочтения всем научно-педагогическим работникам СПбГУ. Ведь все ВКР студентов в 2016 и 2017 годы представлялись обучающимися через систему Blackboard, что позволяет зарегистрированным пользователям Blackboard из числа научно-педагогических работников иметь доступ ко всем сданным ВКР, а не только к размещенным в репозитории СПбГУ.

    Как оформлять протоколы заседаний?

    С 1 сентября в Университете будет введен в опытную эксплуатацию электронный сервис, который помогает оформлять протоколы заседаний коллективов кафедр (см. Материалы ректорского совещания от 06.03.2017, п. 7). Затем в этом сервисе будет предоставлена возможность оформления протоколов заседаний ученых советов институтов и факультетов.

    В СМИ обсуждают

    Ситуация в Университете постоянно является предметом интереса СМИ. В последнее время в СМИ появляется различная информация о событиях, имеющих отношение к Университету и некоторым его бывшим работникам. Поэтому у универсантов возникают обоснованные вопросы о том, что в действительности происходит.

    В настоящее время завершается первый этап проверки по массовым обращениям научно-педагогических работников — филологов о невыплате им заработной платы. Его результаты дают основание полагать, что в только за период 2012–2013 гг. 91 филологу было недоплачено заработной платы на общую сумму свыше 4,1 млн рублей. Причем как минимум в 86 случаях доля невыплаченной заработной платы составила половину и более от всей заработной платы работника (см. Материалы ректорского совещания от 13.06.2017, п. 12).

    Лица, ранее работавшие в Университете и принимавшие решения о проведении незаконных перепланировок в зданиях Университета (см. Материалы ректорского совещания от 15.05.2017, п. 9от 29.05.2017, п. 9), не ответили на письменные претензии о возмещении Университету понесенных расходов на узаконение реконструкций и перепланировок. Университет направил претензии в судебные органы. Заседания состоятся осенью 2017 года.

    Раздел «Погибшие книги»

    В результате хранения книжных фондов в неприспособленных полуподвальных помещениях были приведены в полную негодность более 3 000 изданий, выпущенных в период с 1806 по 1946 год (см. Материалы ректорского совещания от 13.06.2017, п. 11). По предложению выпускников Университета на портале СПбГУ открывается раздел «Погибшие книги», где будет опубликован список утраченных изданий. Такой список поможет выпускникам и всем желающим оказать Университету содействие любым удобным способом: подарить аналогичное издание, подарить его цифровую копию, помочь в их приобретении и т. п.

    Какими принципами и правилами руководствуется декан филологического факультета при решении вопроса о премировании членов коллектива

    Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении объемов премиальных выплат научно-педагогическим работникам (см. Материалы ректорского совещания от 24.04.2017, п. 5). Обсуждение базируется на количественных показателях деятельности коллектива и каждого научно-педагогического работника. Эти показатели, введение которых неоднократно обсуждалось и на ректорских совещаниях, и на заседаниях Ученого совета Университета, имеют публичный характер, а потому легко доступны для всех желающих: и количество научных публикаций, и объемы педагогической нагрузки, и работа по подготовке экспертиз. Их использование при организации работы с коллективами стало для многих руководителей эффективным инструментом оценки.

    Первый заместитель декана филологического факультета В. П. Казаков, назначенный на эту должность два месяца назад, по поручению декана факультета, профессора Л. А. Вербицкой рассказал о том, какими принципами и правилами руководствуется декан при решении вопросов о премировании членов коллектива факультета и о влиянии этой системы на решение задач, стоящих перед коллективом факультета.

    Были представлены характеристика коллектива (937 членов коллектива в 2016 году) и цифры, свидетельствующие о сокращении числа научных сотрудников, увеличении числа преподавателей-практиков, отмечено недостаточное число докторов наук моложе 40 лет (0!) и кандидатов наук до 35 лет (за последние четыре года их число сократилось с 116 до 79). Продемонстрирована общая структура показателей для назначения премиальных выплат: публикационная активность, привлечение внешнего финансирования, финансирование из средств СПбГУ, вовлечение обучающихся в научную деятельность, показатели учебной работы, объем контактной работы, разработка онлайн-курсов, взаимодействие с работодателями, чтение лекций в российских и иностранных организациях, участие в проведении экспертиз, экспертные выступления в СМИ, показатели развития кадрового потенциала. Проведены сравнительный анализ решений декана о годовых объемах выплат за учебную (72 млн рублей), организационную (19 млн рублей), научную (14 млн рублей) и экспертную деятельность (11 млн рублей), учебно-методическую работу (2 млн рублей), публикационную активность (2 млн рублей), развитие кадрового потенциала (0,06 млн рублей) с динамикой по годам и сравнительный анализ показателей коллектива, достигнутых в каждом направлении работы (в динамике за три года). В связи с отсутствием на совещании по причине отпуска декана факультета участникам не была представлена информация о том, какие задачи ставились перед коллективом и отдельными сотрудниками и каким образом решению этих задач способствовали принципы определения размеров премиальных выплат сотрудникам из средств стимулирующих фондов коллектива факультета. Кроме того, представлены сведения о членах коллектива, наиболее загруженных учебной нагрузкой, и сведения о лидерах коллектива — и по объемам премирования, и по показателям в соответствующих видах деятельности.

    Участники совещания задали значительное число вопросов В. П. Казакову, в том числе о несоответствии уровня премиальных выплат, например, по разделам «Учебная работа», «Публикационная активность» реальным достижениям научно-педагогических работников коллектива факультета. Он детально изложил свое видение сложившейся ситуации, но отметил, что по объективной причине не всегда может прокомментировать все обозначенные в презентации показатели прошлых лет. Докладчик подчеркнул, что при подготовке доклада руководство факультета сделало выводы о необходимости серьезной корректировки подходов к использованию стимулирующих фондов и учета значений достигнутых показателей при определении размеров премий.