Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О результатах рассмотрения обращений граждан и организаций
С 1 июля 2017 года вступит в силу Указ Президента РФ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций». В Университете сервис «Виртуальная приемная СПбГУ» успешно работает с осени 2011 года. Здесь публикуются не только ответы должностных лиц СПбГУ на обращения универсантов и других граждан, но и решения, принятые в результате анализа обращений.
Повышение уровня открытости деятельности Университета будет и далее одним из основных направлений развития СПбГУ. Директорам и деканам поручено обращать особое внимание на вопросы и ответы в Виртуальной приемной.
Кто получит право самостоятельно присуждать ученые степени?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 года № 553 утверждено Положение о формировании перечня научных и образовательных организаций, которым предоставляется право самостоятельно присуждать ученые степени. Прежде (с 1 сентября 2016 года) таким правом были наделены только МГУ и СПбГУ. Теперь предусмотрено, что перечень таких научных и образовательных организаций, порядок его формирования, дополнительные критерии включения организаций в перечень устанавливаются правительством России.
В частности, организация должна иметь один или более диссертационных советов, а также не более 1 % отмены вышестоящим органом решений диссертационных советов этой организации о присуждении ученых степеней по итогам трех лет, предшествующих году подачи заявления.
Образовательные организации высшего образования должны удовлетворять не менее чем двум из трех критериев:
- по объему затрат на научные исследования и разработки (не менее 1 млн рублей в год на одного научно-педагогического работника)
- по количеству научных публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science (не менее 100 на 100 научно-педагогических работников в год)
- по количеству обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (не менее 20 %)
Для научных организаций применяются критерии, касающиеся количества научных публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science (не менее 100 на 100 научно-педагогических работников в год), и объема затрат на научные исследования и разработки (не менее 4 млн рублей в год на одного научно-педагогического работника и не менее 1 млрд рублей в год на организацию). В соответствии с установленными критериями правом самостоятельно присуждать ученые степени смогут воспользоваться около 45 образовательных организаций высшего образования и около 20 научных организаций.
В связи с этим на совещании особое внимание директоров и деканов было обращено на необходимость постоянного повышения объема внешнего финансирования и числа научных публикаций ученых СПбГУ в журналах, индексируемых в базе данных Web of Science.
Проверка организации военной подготовки в СПбГУ
Завершена проверка организации военной подготовки в СПбГУ, проведенная комиссией Главного командования Сухопутных войск РФ в период с 18 по 21 апреля 2017 года. Проверка проводилась в соответствии с планом проверок организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и проведения военной подготовки граждан комиссиями Министерства обороны Российской Федерации в 2017 году, утвержденного министром обороны Российской Федерации 7 ноября 2016 года.
Было проверено выполнение требований законодательства Российской Федерации; требований нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации; совместных нормативных актов Минобороны и Минобрнауки России, а также проверены организация и обеспечение образовательного процесса подготовки граждан по военно-учетным специальностям в СПбГУ: состояние учебной и методической работы, учета граждан, профессиональной подготовленности преподавательского состава, состояние учебно-материальной базы.
По итогам проверки сделаны выводы о том, что Санкт-Петербургский государственный университет осуществляет подготовку офицеров запаса и сержантов (солдат) запаса по установленным военно-учетным специальностям в соответствии с квалификационными требованиями к их военно-профессиональной подготовке и программами обучения.
Как развивается российский рынок онлайн-образования
Современные цифровые технологии формируют новые инструменты для развития университетов, обеспечивают возможность обмена накопленным опытом и знаниями.
Уже сейчас одна из крупнейших образовательных платформ для размещения онлайн-курсов Coursera предлагает 25 миллионам зарегистрированных слушателей более чем 2 000 курсов от более 150 университетов. Широкое использование онлайн-курсов создаст условия для индивидуализации обучения и доступности образования.
Уже сейчас можно отметить плюсы использования онлайн-курсов СПбГУ в учебном процессе: снижаются трудозатраты преподавателей на методическое обеспечение дисциплины и аудиторную работу; повышается качество, скорость модернизации содержания образовательных программ.
Авторы курсов и авторские коллективы, пройдя экспресс-школу погружения в «формат онлайн», отмечают, что это очень хороший опыт проработки знакомого материала для донесения его до слушателей. Обратная связь и вопросы от удаленной аудитории позволяют понять, какой материал в какой форме следовало бы подать, какую форму проверочных заданий использовать, где сделать акценты, на что требуется больше самостоятельной работы. Преподаватели успешно применяют этот опыт и в аудиторных занятиях.
Следует отметить важность и значимость участия авторов-преподавателей в сопровождении курсов. Работа в форуме, как альтернатива семинарским занятиям, позволяет корректировать учебный процесс и управлять им. Нынешнее поколение студентов, рожденное в цифровую эпоху, сильно отличается от предыдущих — оно гораздо быстрее адаптируется к новым электронным технологиям, имеет многолетний опыт электронного цифрового обучения различных форматов и выбирает для себя формат онлайн-обучения с большей легкостью, воспринимая его как привлекательный.
Имидж, опыт, качество образовательного продукта СПбГУ и лояльность потребителя к нашему бренду дают СПбГУ явное конкурентное преимущество в сфере развития онлайн-образования. Так, по результатам весеннего семестра популярность курсов СПбГУ уже вдвое превышает популярность курсов других вузов.
Можно отметить удачную апробацию системы прокторинга (процедуры подтверждения личности и контроля прохождения проверочных испытаний) при проведении зачетов и экзаменов по итогам изучения онлайн-курсов СПбГУ: она обеспечивает идентификацию сдающих экзамены. Факты нарушения процедуры экзамена, как и сама процедура, фиксируются на видео, и в случае спорных моментов оцениваются соответствующими работниками СПбГУ и принимается соответствующее решение.
Результаты весенней сессии 2017 года
- в 2016 году в СПбГУ создано 19 онлайн-курсов по разным направлениям подготовки
- на курсы СПбГУ на национальной платформе открытого образования и на Coursera за четыре месяца записалось более 100 тысяч слушателей
- по результатам весенней сессии СПбГУ выдаст более 500 подтвержденных сертификатов об успешном освоении онлайн-курсов
- доход от реализации онлайн-курсов СПбГУ в весеннем семестре составил более 500 тысяч рублей
В СПбГУ сформирован Центр развития электронных образовательных ресурсов. В целях обеспечения контроля и качества онлайн-курсов в настоящее время на базе учебно-методических комиссий сформированы рабочие группы, участвующие в отборе, проектировании и экспертизе онлайн-курсов; на базе студенческих советов формируются фокус-группы по направлениям подготовки для совершенствования курсов.
Предлагаются основные направления работы
- Проработка правовой базы онлайн-образования: разработка и принятие нормативно-правовых актов позволят включать онлайн-курсы в состав образовательных программ, осуществлять зачет результатов обучения на онлайн-курсах, обеспечивать привлечение средств на создание, поддержку и обновление онлайн-курсов.
- Исследования перспективных технологий обучения и потребностей обучающихся. Программы дополнительного профессионального образования: тестирование внедрения поточных курсов с использованием онлайн-технологий, высвобождения аудиторных часов для практической и индивидуальной работы со студентами; исследование развития онлайн-программ дополнительного профессионального обучения и анализ потребительского спроса.
- Развитие онлайн-программ довузовской подготовки и подготовки к стандартным экзаменам: дистанционные программы обучения для школьников потенциально способны охватить контингент абитуриентов по всей территории РФ и ближнего зарубежья. Для СПбГУ представляется возможным реализовывать программы подготовки к стандартным экзаменам по предметам школьной программы (ЕГЭ, ГИА и подобные) на основе уже имеющихся программ и методик, реализуемых в очной форме в рамках «подготовительных курсов».
- Пакетные предложения по программам высшего образования, в том числе реализуемые совместно с вузами-партнерами за рубежом: присутствие СПбГУ в этом сегменте онлайн-образования необходимо с точки зрения имиджевых и конкурентных перспектив. Принимая во внимание потенциал ВШМ, необходимо сконцентрироваться на создании специализаций и дистанционных MBA-программ, проработать вопросы поиска партнеров для создания корпоративных образовательных центров (например, Газпром, РЖД).
- Продолжение подготовки уникальных онлайн-курсов по разным направлениям подготовки и внедрение новых сервисов, сопутствующих онлайн-курсам: уже сейчас, например, на национальной платформе онлайн-образования СПбГУ уверенно занял языковую нишу и предлагает слушателям подготовку в области русского языка, китайского языка, вскоре — латыни и т. п. Вместе с этим онлайн-курсы по физиологии, психологии, психолингвистике, базам данных, истории собрали большое количество слушателей. Оценивая аудиторию слушателей, наблюдаем, что одни и те же пользователи с успехом обучаются высшей математике и китайскому языку на курсах СПбГУ.
В 2017 году СПбГУ планирует подготовить и разместить на НПОО и Coursera не менее 50 онлайн-курсов в области медицины, физики, информатики, биологии, дизайна, юриспруденции, международных отношений и т. п.
Компетенции по русскому языку для студентов СПбГУ
В настоящее время в СПбГУ разрабатываются образовательные стандарты нового поколения. Проект стандартов будет предложен на общественное обсуждение. В ходе разработки возникли предложения: включить в новые стандарты СПбГУ компетенции по русскому языку как государственному (Белов С. А., Кропачев Н. М. Что нужно, чтобы русский язык стал государственным // Закон. 2016. № 10. С. 100–112). Это будет умение осуществлять коммуникацию в устной и письменной форме на русском языке как государственном: для выпускников бакалавриата — деловую, для выпускников магистратуры — профессиональную, а для выпускников аспирантуры — научную.
«Пустые» отзывы вместо обратной связи
Сегодня 95 % отзывов пользователей исследовательского оборудования содержат формальную оценку проделанной работы членов коллективов ресурсных центров. К сожалению, многие пользователи относятся к заполнению отзывов формально, как к неважной «обязаловке». На совещании обсуждался механизм: как превратить «пустые» отзывы в эффективный инструмент обратной связи, необходимый для дальнейшего повышения эффективности работы коллектива Научного парка СПбГУ?
С момента создания Научного парка использование оборудования, находящегося в ресурсных центрах, стало неотъемлемой частью ежедневной работы универсантов. Со временем меняются решаемые задачи, уточняются приоритеты, растет загруженность оборудования в ресурсных центрах. И для того чтобы обеспечить эффективность деятельности коллектива Научного парка должностным лицам СПбГУ, ответственным за обеспечение научной работы, приходится постоянно мониторить: как происходит взаимодействие пользователей и членов коллективов ресурсных центров? Где есть проблемные места? Где появляются точки роста?
В каком-то ресурсном центре из-за высокой загруженности появляется очередь. Где-то может возникнуть личностный конфликт. Где-то могут быть просто проблемы с доступом в помещения, с обеспечением расходными материалами и т. п. Единственный способ понимать, что происходит и оперативно исправлять ситуацию, — это получать обратную связь от пользователей. Для этого в электронной системе Научного парка реализован механизм отзывов: после завершения исследований пользователь может оставить произвольный комментарий, содержащий оценку проделанной работы. Можно поддержать какие-либо нововведения, что-то посоветовать или отметить неудобство в формате работы. Все отзывы пользователей рассматриваются должностными лицами СПбГУ, ответственными за обеспечение научной работы, и принимаются во внимание. В частности, пользовательские отзывы учитываются при оценке работы конкретных специалистов, при принятии решений о премировании членов коллективов ресурсных центров.
Но сделать какие-либо выводы из формальных, односложных отзывов нельзя. Конечно, формальные отзывы говорят о том, что работа идет штатно, но часть отзывов — это просто отписки. На совещании отмечалась необходимость довести до сведения научно-педагогических работников и партнеров, что заполнение отзывов о работе членов коллективов ресурсных центров по существу — это не формальность, а важный элемент организации работы Научного парка. Предложено составить онлайн-опросник, чтобы дать возможность пользователям оценивать ситуацию, процедуру проведения исследований, эффективность работы коллективов ресурсных центров. Директорам и деканам поручено представить перечень вопросов, на которые должен отвечать пользователь.
Причины неуспеха
В 2017 году лауреатом премий Санкт-Петербурга за научные достижения стали профессор СПбГУ и заслуженный деятель науки РФ Нина Николаевна Уральцева за выдающийся вклад в теорию задач со свободными границами, а также профессор СПбГУ Галина Анатольевна Журавлева за цикл работ «Регуляция терминации трансляции» (см. Ученые СПбГУ — лауреаты премии правительства Санкт-Петербурга).
Вместе с тем заявки ученых СПбГУ не выиграли в конкурсах на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования. Причина — низкое количество баллов, которое набрали эти заявки по формальным критериям, связанным с уровнем наукометрических показателей соискателей премий. К сожалению, этот уровень у наших сотрудников оказался существенно ниже, чем у конкурентов. Директорам и деканам, начальнику ГУОРП необходимо при подборе кандидатур на соискание таких премий больше внимания уделять именно этим показателям (Материалы ректорского совещания от 20.11.2017, п. 1)
Ученый совет нового факультета
12 мая на конференции коллектива факультета иностранных языков был сформирован ученый совет факультета (см. Взаимодействие с коллегами — Материалы ректорского совещания от 03.04.2017, п. 9). Два члена нового ученого совета (из 17) представляют коллективы иных факультетов (один — восточного, один — филологического).
Бессрочный трудовой договор
Очередной (уже четырнадцатый) трудовой договор на неопределенный срок в СПбГУ заключен с профессором П. А. Скрелиным, заведующим кафедрой фонетики и методики преподавания иностранных языков. Профессора П. А. Скрелина отличает высокая публикационная активность (только за последние три года он опубликовал девять статей, проиндексированных в наукометрических базах Scopus и WoS CC), а также успешная работа по руководству научными исследованиями в рамках трех грантов. Инициатива по заключению договора исходила от самого профессора П. А. Скрелина.
Обязанности научного руководителя ВКР
Подготовка выпускной квалификационной работы — результат сотрудничества будущего выпускника и его научного руководителя. В последнее время возникает довольно много вопросов у студентов, работодателей, да и у самих научно-педагогических работников о том, каков перечень обязанностей научного руководителя ВКР. В связи с запросами студентов и предложениями работодателей планируется подготовка и утверждение перечня обязанностей научного руководителя ВКР. Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по этому вопросу.