Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Открытие выставки в Президентской библиотеке
7 ноября в Президентской библиотеке открылась выставка, посвященная 290-летию СПбГУ, «Три века Санкт-Петербургского университета». Экспозиция отражает наиболее интересные и значимые страницы истории СПбГУ — первого университета России. Начальник управления по связям с общественностью О. Л. Тульсанова сообщила, что выставка подготовлена на основе материалов, хранящихся в нашем Университете: в музее истории СПбГУ, Научной библиотеке СПбГУ имени М. Горького и музее-архиве имени Д. И. Менделеева СПбГУ, и показывает историю Университета, от основания в 1724 году до сегодняшних дней. Там демонстрируются подлинные документы и фотографии, приборы и учебные пособия, мемориальные вещи выдающихся ученых, книги, произведения искусства, подарки Университету. Президентская библиотека, давний партнер СПбГУ, предоставила современные мультимедийные средства, поэтому посетители имеют возможность увидеть также видеоролики и презентации о трехвековой истории и о сегодняшнем дне Университета. Для универсантов (в том числе студентов и ветеранов) и других посетителей организуются экскурсии каждый день, даже в субботу. Вначале планировалось, что выставка продлится только одну неделю (с 7 по 13 ноября). В связи с высокой востребованностью ее продлили до 16 ноября, а в дальнейшем выставку представят в формате мультимедиа, чтобы все желающие могли больше узнать об истории старейшего университета России.
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 1); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 20).
Об организации помощи Луганскому и Донецкому университетам
Проректор И. А. Дементьев сообщил об организации помощи Донецкому национальному техническому университету и Луганскому национальному университету имени Т. Шевченко, руководители которых обратились к ректору СПбГУ за поддержкой: Письмо из Луганского национального университета имени Т. Шевченко и Письмо из Донецкого национального технического университета (ДонТУ). И. А. Дементьев напомнил, что этот вопрос обсуждался на недавнем Х съезде Российского союза ректоров, где выступил ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Проректор поручил директорам институтов и деканам факультетов проанализировать возможности оказания помощи и направить ректору предложения по этому вопросу.
О результатах конкурса на право проведения комплексного экзамена
СПбГУ вошел в сформированный Минобрнауки список образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. Директор Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветкова сообщила, что из 42 организаций, подавших заявки, в список были включены всего пять, и СПбГУ по баллам вышел на первое место.
См. также: Нужна ли реформа высшей школе России? (ТК «Россия 1», 29 марта 2014); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 8); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 1); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 3 и 5).
Программы математического образования в СПбГУ
Декан Математико-механического факультета Г. А. Леонов подробно проинформировал о программах математического образования в СПбГУ. Декан отметил, что математики СПбГУ публикуют 300 статей в год в ведущих математических журналах, математики Петербургского отделения Математического института РАН (ПОМИ) — только 100, все остальные петербургские математики — еще 100. Г. А. Леонов подчеркнул, что все шесть петербургских математиков — академиков и членов-корреспондентов РАН работают в СПбГУ.
После презентации, сделанной деканом Математико-механического факультета Г. А. Леоновым, состоялось обсуждение. Например. участники ректорского совещания интересовались, почему докладчик не включил в число выдающихся математиков СПбГУ Л. Д. Фаддеева, Н. Ф. Морозова, В. И. Зубова, Л. А. Петросяна, В. Л. Харитонова, а в число ведущих научных школ по математике — школу академика Л. Д. Фаддеева. Г. А. Леонов ответил, что Л. Д. Фаддеев работает в области математической физики. Научную школу академика Н. Ф. Морозова он тоже не включил в обзор, потому что это научная школа в области механики, а он говорил о программах математического образования в Университете. Директор института химии И. А. Балова спросила, кого он считает конкурентом СПбГУ. Г. А. Леонов назвал Математический факультет ВШЭ и Механико-математический факультет МГУ.
Ректор отметил, что сегодня успехи СПбГУ в развитии математической науки и образования несомненны (см. Материалы ректорского совещания от 03.03.2014, п. 5; от 30.06.2014, п. 1; от 18.08.2014, п. 1; от 19.08.2013, п. 5). Но в презентации, которая называется «Образовательные программы СПбГУ по математике», должен быть отражен вклад научно-педагогических работников всего Университета, а не только коллектива Математико-механического факультета. Точно так же, как недавно, когда декан Медицинского факультета П. К. Яблонский делал презентацию о достижениях СПбГУ в области медицины министру здравоохранения РФ В. И. Скворцовой, необходимо было продемонстрировать вклад научно-педагогических работников всего Университета, а не только коллектива одного факультета, необходимо было рассказать о лабораторной и научной базе всего Университета в этой области. Ректор поручил пресс-секретарю СПбГУ А. А. Заварзину проанализировать презентации Г. А. Леонова и П. К. Яблонского и доложить о результатах на одном из ближайших совещаний.
Международная аккредитация программ бухгалтерского учета и аудита
Заведующий кафедрой статистики, учета и аудита СПбГУ профессор В. В. Ковалёв выступил с презентацией «О международной аккредитации программ бухгалтерского учета и аудита», рассказав об опыте получения Университетом аккредитации магистерской программы «Учет, анализ, аудит» в международной Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров (The Association of Chartered Certified Accountants, АССА). Он объяснил, что за рубежом бухгалтерский учет относится к тем сферам деятельности, в которых профессиональную квалификацию специалистам присваивают национальные гильдии, причем в каждой стране — своя. А работать в зарубежных компаниях, двигаться по служебной лестнице (особенно в компаниях «Большой четверки») можно только, имея сертификат соответствующей профессиональной гильдии. Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров (АССА) — единственная международная организация, чье решение признается в разных странах.
В. В. Ковалёв подчеркнул, что статус «аккредитованная магистерская программа» в сфере бухгалтерского учета и аудита был получен впервые в России. Но получить аккредитацию магистерской программы СПбГУ «Учет, анализ, аудит» было очень сложно, экспертизу проводили в Лондоне. Программу дорабатывали в течение двух лет, чтобы исправить отмеченные недочеты. Удалось добиться того, что выпускникам этой образовательной программы СПбГУ зачтут семь из 14 дисциплин, и в дальнейшем, когда они будут получать сертификат о профессиональной квалификации в АССА, им придется сдавать только вторую половину экзаменов.
Первый заместитель директора Высшей школы менеджмента Ю. В. Федотов спросил, почему была аккредитована магистерская, а не бакалаврская программа. В. В. Ковалёв объяснил, что дисциплины в АССА очень объемные, не меньше 300–350 часов. Поэтому приходилось объединять специальные дисциплины, преподаваемые в СПбГУ, чтобы удовлетворить требованиям международной ассоциации, чтобы дисциплины СПбГУ по объему, содержанию и качеству преподавания соответствовали международным требованиям. А в бакалавриате такого количества специальных дисциплин не удалось бы найти.
Ректор отметил, что профессор В. В. Ковалёв — известный специалист в области бухгалтерского учета и аудита, большая часть признанных учебников для студентов вузов написана им. Международная аккредитация образовательной программы СПбГУ поднимает не его собственный рейтинг в профессиональной сфере (который и так достаточно высок), а рейтинг всего Университета и, в частности, коллектива образовательной программы. Этот коллектив искал способы получить международную аккредитацию, настойчиво шел к поставленной цели и добился признания. Н. М. Кропачев высказал пожелание, чтобы коллективы других образовательных программ целеустремленно двигались в том же направлении. Опыт профессора В. В. Ковалёва и его коллег показывает, что наш Университет может получить международную аккредитацию образовательной программы — в том числе в сфере социогуманитарных наук.
Использование многоканального финансирования позиций постдоков
Проректор по экономике Е. Г. Чернова сообщила, что в СПбГУ больше 130 постдоков, используется схема многоканального финансирования этих позиций. Вариантов три:
- первый — традиционный: из бюджетного финансирования по результатам конкурса
- второй — из средств внутреннего гранта СПбГУ. Победитель конкурса внутренних грантов может инициировать создание ставки постдока и пригласить на эту ставку внешнего ученого по своему желанию
- третий — из средств внешнего гранта. Руководитель гранта может инициировать создание ставки постдока и сам выбирает кандидатуру постдока. Но организатор заявки на внешний грант должен информировать заместителя начальника УНИ и заместителя начальника управления кадров о своем планируемом решении по привлечению постдока, причем это нужно сделать до подачи заявки на получение гранта
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 10); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 3 и 12); Он был первым, Российская газета, 18 июня 2014, ответ 15); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 8).
Председатель Совета молодых ученых СПбГУ А. В. Красикова спросила, планируется ли увеличение базовой ставки постдока в связи с выросшей инфляцией и падением курса рубля. Ректор ответил, что каждый постдок заключил договор с Университетом, где прописаны обязательства сторон. Университет выполняет свои обязательства, а постдок должен выполнить свои. Объем финансирования тоже прописан в договоре, и меняться он не будет. А. В. Красикова спросила, произойдет ли увеличение базовой ставки для новых позиций постдоков. Ректор объяснил, что ставка постдока будет указана в условиях конкурса.