Материалы ректорского совещания

№ 162
от 30.06.2014

Повестка совещания

    Победа студентов СПбГУ на чемпионате мира по программированию

    Начальник управления по связям с общественностью О. Л. Тульсанова сообщила о победе студентов СПбГУ на XXXVIII чемпионате мира по программированию Ассоциации вычислительной техники (ACM-ICPC). Команда в составе Егора Суворова, Дмитрия Егорова и Павла Кунявского опередила в финале команды МГУ, Национального университета Тайваня и Университета Пекина и доказала, что студенты-математики СПбГУ — лучшие. В тот же день в адрес студентов-чемпионов пришла поздравительная телеграмма от председателя Попечительского совета СПбГУ, Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева (см. также: Материалы ректорского совещания от 10.11.2014, п. 4).

    О заседании совета при Президенте РФ по науке и образованию

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев проинформировал об итогах заседания совета при Президенте РФ по науке и образованию, которое состоялось 23 июня в Москве. Он отметил, что в СПбГУ будут развиваться образовательные программы по инженерным наукам, небходимые стране и вызывающие интерес универсантов (например, около 50 наших биологов записались на дополнительные образовательные программы инженерной направленности). Ректор поручил директорам институтов и деканам факультетов предложения по развитию в СПбГУ инженерного образования направлять проректору по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой.

    Встречи ректора с молодыми учеными

    Ректор сообщил о результатах своих встреч с молодыми учеными (с молодыми докторами наук, физиками, химиками и математиками, и с химиками, кандидатами наук), которые состоялись на предыдущей неделе. Н. М. Кропачев отметил ряд важных моментов.

    • Среди участников встречи, молодых докторов наук до 40 лет (химиков, физиков, математиков), активно публикующих статьи в журналах, индексируемых в Web of Science или Scopus, не было ни одного члена Ученого совета СПбГУ, научной комиссии института / факультета, был всего один член учебно-методической комиссии и ученого совета института / факультета.
    • Среди участников встречи молодых кандидатов наук, имеющих публикации в журналах, индексируемых в WoS или Scopus, есть те, кто получает 8–15 тыс. рублей в месяц! Ректор подчеркнул, что, скорее всего, это связано с тем, что такие люди имеют значительно более высокооплачиваемую работу «на стороне», а в Университете только числятся. Нужны ли Университету такие «работники»? А ведь заработать хорошие деньги можно прямо здесь... Университету нужны активные, побеждающие в конкурсах на должность научно-педагогического работника и зарабатывающие достойную зарплату (более половины участников встречи имеют годовой доход от 1 до 1,9 млн рублей).
    • Во время встреч обозначилась проблема: подавляющее большинство молодых ученых боится участвовать в конкурсах на должности НПР и воспроизводят внушенную им мысль о том, что это НЕэтично. Получается, что публично, открыто конкурировать во время конкурсных процедур на заседаниях кафедр и ученых советов нельзя, поскольку это «неэтично», а вот за спиной у конкурентов стремиться выиграть в негласной борьбе и добиться от заведующего кафедрой или декана исторических для судьбы молодого ученого слов: «Теперь ты будешь доцентом/профессором/заведующим кафедрой. А имяреку я скажу, чтобы он не смел участвовать в конкурсе. В общем, должность твоя! Помни, что я для тебя сделал…» — разве это этично?.. На встрече звучали, например, такие слова: «У нас на кафедре нет споров и склок. Сначала на кафедре было принято решение (кто, где и как принимал такое решение, остается за кадром…), кому и на какую должность надо претендовать, а потом мы подаем заявления для участия в конкурсе...»). Ректор подчеркнул, что директора институтов и деканы факультетов должны стимулировать членов коллективов и внешних специалистов к конкурентной борьбе, а не запрещать им участвовать в конкурсах.
    • По результатам обсуждения форм и методов работы совета молодых ученых ректор принял решение о том, что председатель совета молодых ученых института / факультета теперь будет иметь право присутствовать во время приема граждан (молодых ученых) директором института или деканом факультета.

    См. также: Нас жду первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 2); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 10); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 12, 16).

    О сотрудничестве СПбГУ с ведущими вузами КНР

    Проректор И. А. Дементьев проинформировал о новых направлениях сотрудничества СПбГУ с ведущими вузами КНР.

    О средствах на компенсацию стипендиального фонда

    Проректор по экономике Е. Г. Чернова напомнила, что студентам-психологам были излишне выплачены средства в объеме месячного размера повышенной академической стипендии — 1,5 млн рублей (см. Материалы ректорского совещания от 26.05.2014, п. 9). В результате на 1,5 млн рублей уменьшился фонд материальной помощи обучающимся. Проректор сообщила о средствах на компенсацию стипендиального фонда, поступивших от студентов-психологов в размере 352,6 тыс. рублей. Кроме того, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев продолжает перечислять в эндаумент-фонд СПбГУ часть своей зарплаты. Из них по 10 000 рублей в месяц он переводит в СПбГУ для компенсации потерь средств фонда материальной помощи обучающимся. Ректор дал указание опубликовать список студентов-психологов: тех, кто вернул излишне выплаченные средства (см. также: Материалы ректорского совещания от 06.10.2014, п. 2; от 07.07.2014, п. 2).

    О новой редакции Программы развития СПбГУ

    И. А. Дементьев представил информацию о новой редакции Программы развития СПбГУ до 2020 года, утвержденной Правительством РФ 26 июня. В ней намечены более высокие ориентиры для развития Университета с учетом показателей, достигнутых в настоящее время. Университету выделено из бюджета 2 млрд рублей на 2014–2015 годов для реализации Программы развития.

    В частности, И. А. Дементьев перечислил те показатели Программы развития СПбГУ, которые были исключены или скорректированы в новой редакции. А также назвал и охарактеризовал новые показатели (расписанные, как и прежние, по годам до 2020 года):

    • доля научно-педагогических работников, публикующих статьи в журналах, индексируемых в Wos и Scopus
    • доля научно-педагогических работников, ведущих научную работу за счет внешних грантов
    • количество объектов интеллектуальной собственности
    • доля НИОКР в общем бюджете Университета
    • доля магистрантов, работающих на модернизированном оборудовании
    • доля аспирантов, работающих на модернизированном оборудовании
    • количество публикаций в Science и Nature
    • общая позиция в ведущих мировых рейтингах университетов
    • позиция в ведущих мировых рейтингах университетов (в области математики)
    • позиция в ведущих мировых рейтингах университетов (в области естественных наук)

    По трем последним показателям СПбГУ должен к 2020 году войти в топ–100.

    Декан Биологического факультета А. Д. Харазова спросила, какие показатели Программы развития были исключены в новой редакции. И. А. Дементьев ответил, что некоторые показатели были уточнены: например, был общий показатель, учитывающий публикации на иностранных языках (включая журналы, индексируемые в РИНЦ), а теперь введен показатель «Доля научно-педагогических работников, публикующих статьи в журналах, индексируемых в Wos и Scopus».

    См. также: Материалы ректорского совещания от 04.08.2014, п. 7; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 2 и 12); Нас жду первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 2 и 4); Лучший — докажи (ответ 1); Честность и открытость (ответы 1–5); Из России с дипломом (ответ 2).

    Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, какие коллективы институтов и факультетов СПбГУ идут впереди, а какие — отстают. Ректор ответил, что конкурировать нужно с лучшими вузами мира, сравнивать себя с победителями... И. А. Дементьев добавил, что анализ ситуации ведется по показателям. И к какому коллективу относится выполнение того или иного показателя Программы развития, не всегда можно сказать. В таком анализе уже пора переходить от учета вклада коллектива института / факультета к учету вклада коллектива лаборатории, образовательной программы, научной группы... Ректор поручил директорам институтов и деканам факультетов присылать предложения о мерах, которые необходимо предпринять для выполнения показателей Программы развития СПбГУ.