Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Об аспирантуре СПбГУ
Декан факультета международных отношений И. Н. Новикова, продолжая разговор об аспирантуре СПбГУ, начатый на ректорском совещании 11 марта (см. Материалы ректорского совещания от 11.03.2014, п. 6), представила анализ предложений директоров институтов, деканов факультетов и научно-педагогических работников о мерах повышения эффективности аспирантуры. А также анализ предложений о принципах организации конкурса для отбора научно-педагогических работников, которым предоставляется право научного руководства аспирантами.
И. Н. Новикова напомнила, что месяц назад по поручению ректора СПбГУ (см. на сайте СПбГУ: Материалы ректорского совещания от 24.02.2014, п. 5) была проведена работа по сбору и обработке статистических данных об эффективности аспирантуры СПбГУ. После этого по поручению ректора была проведена работа по сбору и обобщению предложений директоров институтов, деканов факультетов и научно-педагогических работников о повышении эффективности аспирантуры СПбГУ. И. Н. Новикова выразила благодарность тем директорам институтов, деканам факультетов и преподавателям, кто прислал предложения о повышении эффективности аспирантуры СПбГУ (особое спасибо — декану Юридического факультета Н. А. Шевелёвой и доценту Экономического факультета Н. В. Лаврентьевой, высказавшим весьма конкретные предложения по существу вопроса).
Все поступившие предложения она разделила на три группы.
- «Популистский» вариант (в основном был представлен заведующими кафедр): они предлагают увеличить срок обучения в аспирантуре до четырех лет (для гуманитарных специальностей) и в несколько раз увеличить аспирантскую стипендию. Это предложение, по оценке И. Н. Новиковой, выглядит нереалистично, особенно учитывая то, что на уровне магистратуры студент в течение двух лет должен заниматься научной работой при подготовке магистерской диссертации.
- Повышение требований к соискателям на этапе поступления в аспирантуру.
- Аспиранты должны иметь право выбора научного руководителя еще на этапе поступления. Они сделают такой выбор, ориентируясь на сферу исследований научного руководителя. А это значит, что информация о научных руководителях (их научных интересах, рейтингах, количестве защищенных аспирантов, публикационной активности и др.) должна быть размещена на сайте СПбГУ до начала приемной кампании в аспирантуру.
- Повышение роли собеседования на этапе поступления в аспирантуру. Прием в аспирантуру должен быть связан с ответственностью научных руководителей. Поэтому необходимо повысить роль отзыва предполагаемого научного руководителя о собеседовании с поступающим в аспирантуру. Этот документ входит в перечень обязательных для допуска к вступительным экзаменам в аспирантуру. Но, как правило, собеседование с поступающим в аспирантуру проводится формально, а предполагаемый научный руководитель (тот, кто дает отзыв) не всегда становится реальным научным руководителем, назначенным после зачисления в аспирантуру. Обычно заведующие кафедрами подписывают отзывы всем обратившимся к ним, не выявляя истинные мотивы поступления в аспирантуру, способности к научному творчеству и т. д. На этом этапе никакого отбора не происходит.
Поэтому некоторые преподаватели справедливо рекомендуют проводить собеседование при участии нескольких потенциальных научных руководителей. При выборе научного руководителя должны учитываться следующие факторы: а) прежде всего — сфера научных интересов аспиранта должна совпадать со сферой научных интересов научного руководителя; б) возможность руководства аспирантом — с учетом общей научно-педагогической нагрузки и количества уже имеющихся аспирантов. На собеседовании поступающий в аспирантуру должен показать свою мотивацию; рассказать об уже имеющихся научных достижениях (статьях, грантах и т. д.); рассказать о предполагаемой научной работе в аспирантуре и т. д. По итогам собеседования создается своеобразный «портрет» поступающего в аспирантуру. Собеседование должно стать эффективным механизмом выявления талантливой молодежи, важным этапом для допуска к вступительным испытаниям.
- Повышение требований к научным руководителям. Как уже отмечалось на ректорском совещании 11 марта (см. Материалы ректорского совещания от 11.03.2014, п. 6), в СПбГУ 1037 преподавателей осуществляют научное руководство. Однако из 1037 научных руководителей 395 научных руководителей вообще не имеют защитившихся аспирантов (то есть больше трети)! При этом руководство аспирантами регулярно включается в их педагогические поручения, они получают заработную плату за то, что… их подопечные даже не выходят на защиту! Налицо неэффективное использование бюджетных средств.
Для того чтобы переломить данную негативную тенденцию, необходимо, по мнению И. Н. Новиковой, принимать радикальные меры.
- Ввести конкурсные процедуры для определения списка НПР, получивших право научного руководства. Декан предложила начиная с 2014 года проводить конкурс на право научного руководства аспирантами по аналогии с конкурсом руководителей постдоков и конкурсом аспирантских стипендий. При проведении конкурса учитывать фактическую и потенциальную возможность руководителя и Университета для материально-технического обеспечения исследовательской работы аспиранта (например, имеющиеся гранты на научные исследования). При отборе научных руководителей также должны учитываться количество защитившихся аспирантов, публикационная активность преподавателя. Конкурс логичнее всего было бы проводить осенью, с тем чтобы весной каждого года до начала приемной кампании в аспирантуру на сайте СПбГУ была бы размещена информация о победивших в конкурсе научных руководителях (сфера их научных интересов; специальность, по которой преподаватель защитил докторскую диссертацию; сведения о публикационной активности и т. д.). Тогда студенты, планирующие поступать в аспирантуру, могли бы ознакомиться с этой информацией заранее и выбрать научного руководителя.
- Не назначать в 2014–2016 годах научными руководителями аспирантов тех преподавателей, у кого процент защит за последние пять лет равен нулю при ненулевом количестве аспирантов. Допустить этих лиц к участию в конкурсе на право руководить аспирантами не ранее 2016 года.
- Обязанности, связанные с научным руководством аспирантами, следует включать не только в объем педагогической нагрузки, но и в трудовой договор (дополнительное соглашение) с научно-педагогическим работником. При этом предполагается не только обязательный отчет аспиранта, но и отчет его научного руководителя. В случае, если аспирант по результатам такого отчета аттестован, а объем работы, включенный в трудовой договор, руководителем не выполнен, объявлять дисциплинарное взыскание руководителю, которое должно иметь определенные последствия (невыплату премий в течение определенного срока времени).
- Для обеспечения условий п. 3 установить постоянную ежемесячную (на очередной год) доплату за руководство аспирантом из средств стимулирующих фондов коллективов факультетов / институтов.
Эти предложения И. Н. Новикова предложила разместить на сайте СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение», чтобы все желающие приняли участие в дискуссии о том, как сделать аспирантуру СПбГУ более эффективной.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов напомнил, что заранее неизвестно, кто из поступающих станет аспирантом. И спросил, как при этом осуществлять отбор преподавателей, которым дается право научного руководства. И. Н. Новикова предложила два варианта решения этого вопроса. Первый: конкурсные процедуры для определения списка научно-педагогических работников, получающих право научного руководства, проводить осенью. И таким образом формировать пул тех, кто имеет такое право. А к весне на сайте СПбГУ в разделе «Аспирантура» каждый потенциальный научный руководитель размещает необходимую информацию о себе. Поступающие в аспирантуру будут делать выбор научного руководителя по своим предпочтениям — на основе этой информации. Второй вариант: конкурс для определения списка научно-педагогических работников, получающих право научного руководства, проводить весной (но это поставит поступающих в аспирантуру в более жесткие условия).
См. также: Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1–4); Из России с дипломом (ответ 4); Правила жизни Университета (ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (ответы 7–8); Материалы ректорского совещания от 05.05.2014, п. 3; от 21.07.2014, п. 5.
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас сообщила, что в гуманитарных науках сроки проведения лонгитюдных исследований длительные, и аспирантам очень трудно успеть не только провести исследования, но и опубликовать необходимые статьи, и подготовить диссертацию в срок. Поэтому, по ее мнению, не стоит отбрасывать возможности увеличения сроков аспирантуры. Н. М. Кропачев ответил, что такие предложения по изменению действующего законодательства, конечно, можно направить в Министерство образования и науки РФ, но сегодня при обсуждении вопроса повышения эффективности аспирантуры надо исходить из тех условий, которые имеются: срок обучения в аспирантуре — три года… Ректор принял решение опубликовать предложения деканов факультетов, директоров институтов и научно-педагогических работников о повышении эффективности аспирантуры в разделе «Общественное обсуждение» на сайте СПбГУ.
О конкурсе на персональные стипендии Минобрнауки
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила об объявленных Министерством образования и науки РФ конкурсах среди обучающихся на получение персональных стипендий имени Е. Т. Гайдара, А. А. Собчака, Ю. Д. Маслюкова, А. И. Солженицына, Д. С. Лихачева, А. А. Вознесенского, В. А. Туманова. Документы о претендентах на эти стипендии надо подать в Минобрнауки до 1 июня 2014 года. Одно из требований конкурса — одобрение Ученым советом вуза кандидатур претендентов. Обсуждение этого вопроса запланировано провести на заседании Ученого совета СПбГУ 26 мая.
Встречи ректора со студентами
На прошлой неделе состоялись встречи ректора со студентами — членами Ученого совета СПбГУ, членами Студсовета СПбГУ и с иностранными студентами. Проректор И. А. Дементьев сообщил о решениях, которые были приняты, и поручениях, которые были даны по итогам этих встреч со студентами.
Студенты сформулировали такие вопросы перед ректором: об обеспечении возможности студентам знакомиться заранее с материалами Ученого совета СПбГУ, ученых советов факультетов / институтов, учебно-методических комиссий факультетов / институтов.
Было дано поручение ученому секретарю Ученого совета СПбГУ В. П. Журавлеву доложить до 5 апреля 2014 года о возможности введения правила о рассылкематериалов Ученого совета за 7–10 дней до даты очередного заседания (на электронные адреса членов Ученого совета и пресс-секретарю СПбГУ А. А. Заварзину — для размещения на сайте СПбГУ). В. П. Журавлев доложил 4 апреля, что повестка очередного заседания Ученого совета будет размещаться на сайте СПбГУ за десять дней до заседания. Материалы к заседанию Ученого совета будут размещаться на сайте СПбГУ и направляться по электронной почте членам Ученого совета в день поступления из ученых советов факультетов и комиссий Ученого совета Университета в секретариат Ученого совета. И. А. Дементьев напомнил, что локальными актами Университета установлен срок рассылки документов перед заседаниями ученых советов факультетов / институтов и учебно-методических комиссий факультетов / институтов — пять дней, и поручил деканам факультетов и директорам институтов обеспечить эти сроки публикации соответствующих материалов — на сайте СПбГУ на страницах факультетов / институтов. Проректор выразил надежду, что контроль за выполнением этих правил будут осуществлять не только сотрудники организационного управления, но и все активные универсанты.
О введении обязательного опроса среди студентов при оценке качества работы преподавателей
Такие опросы студентов о работе преподавателей проводят в некоторых коллективах, но не по общим правилам. Было дано поручение проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк подготовить проект приказа о проведении мониторинга мнения студентов о качестве работы преподавателей и разработать соответствующие методики опросов. Было дано поручение А. А. Заварзину и начальнику главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву организовать на сайте СПбГУ общественное обсуждение порядка проведения таких опросов.
О публикации на сайте СПбГУ научных докладов, прозвучавших на заседаниях Ученого совета
Было дано поручение А. А. Заварзину разместить на сайте Университета видеозаписи всех научных докладов на заседаниях Ученого совета СПбГУ (руководителей мегагрантов РФ, крупных грантов СПбГУ, победителей конкурсов СПбГУ и др.). Было решено вынести на общественное обсуждение вопрос о совершенствовании требований к участникам и победителям конкурсов СПбГУ «За научные труды» и «За педагогическое мастерство». Прозвучало также предложение проводить отбор победителей после публичного обсуждения кандидатур номинантов на сайте СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение»… Также было решено вынести на общественное обсуждение предложение об организации открытых научных семинаров (дискуссионных клубов) по актуальным направлениям науки.
О возможности посещать лекции, не входящие в образовательную программу, вне рамок учебного плана
Такая возможность у студентов давно уже имеется, но не все из них о ней знают. Было дано поручение А. А. Заварзину еще раз довести до сведения студентов и преподавателей информацию о возможности любым студентам СПбГУ посещать любые лекции образовательных программ СПбГУ. Но при этом: 1) надо учитывать приоритетность присутствия на лекции обучающихся той образовательной программы, в рамках которой читается лекция; 2) преподаватель имеет право отказать в присутствии на лекции студенту другой образовательной программы в случае, если лекционная аудитория полностью заполнена.
Об оплате публикаций студентов в рейтинговых журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus
Было дано поручение проректору по научной работе С. П. Тунику подготовить приказ о порядке оплаты студенческих публикаций без соавторства с научно-педагогическими работниками СПбГУ.
О переводе страниц сайта СПбГУ на иностранные языки силами студентов (в том числе иностранных)
Было дано поручение А. А. Заварзину и проректору по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой оказать помощь студентам-иностранцам в организации переводов основных материалов портала СПбГУ на их родные языки. В ходе разговора ректора со студентами-иностранцами было также решено создать на сайте СПбГУ на иностранных языках: раздел «Научное сотрудничество» (в котором иностранные студенты будут рассказывать о наиболее интересных, с их точки зрения, преподавателях и ученых Университета), а также раздел «Научный парк СПбГУ» (с его описанием, чтобы коллеги из зарубежных стран могли знакомиться с возможностями Университета и приезжали сюда выполнять свои исследования). По результатам встречи с иностранными студентами ректор принял решение включить студентов-иностранцев в состав учебно-методических комиссий факультетов / институтов.
О привлечении работодателей в состав учебно-методических комиссий и комиссий по приему выпускных экзаменов
Этот вопрос студенты настоятельно ставят на каждой встрече с ректором. Неделю назад деканам факультетов и директорам институтов было поручено провести встречи со студентами (студсоветами) и обсудить на этих встречах формы сотрудничества с базовыми организациями для прохождения практик обучающихся и получения заказов на научные исследования (см. Материалы ректорского совещания от 31.03.2014, п. 4).
См. также: В кругу звездных друзей (ответы 6 и 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 15 и 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 3); За Нобелем (ответы 10–14).
И. А. Дементьев отметил, что студенческое сообщество готово к активному взаимодействию с руководителями коллективов. Он поручил деканам факультетов и директорам институтов во время регулярных встреч со студсоветами обсудить пути решения вопросов, которые волнуют студентов, и вновь напомнил, что информация о таких встречах (о приеме граждан), о заседаниях ученых советов факультетов и комиссий должна регулярно публиковаться на сайте СПбГУ.