Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О заседании Ассоциации ведущих университетов
И. о. ректора И. А. Дементьев сообщил, что 21 февраля 2014 года состоялось общее собрание Ассоциации ведущих университетов России, где обсуждались следующие вопросы:
- пилотный проект по апробации новой модели государственной аттестации научных и научно-педагогических работников
- информация председателя Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки В. М. Филиппова о принципах оптимизации сети диссертационных советов
- выборы председателя Ассоциации ведущих университетов России
В рамках пилотного проекта обсуждались предложения к проекту Положения о порядке присуждения ученых степеней: подготовленные рабочей группой Ассоциации под руководством М. Н. Стриханова, ректора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. В ходе обсуждения была поддержана инициатива ректора СПбГУ Н. М. Кропачева о передаче вузам полномочий формировать советы по защитам и присваивать ученые степени на основании собственных процедурных правил. Было принято решение: обратиться в Министерство образования и науки РФ: внести изменения в «закон о двух университетах», чтобы законодательно закрепить для СПбГУ и МГУ возможность формировать состав диссертационных советов и присваивать ученые степени. Председателем АВУР на новый срок был избран ректор СПбГУ Н. М. Кропачев.
Об эффективности работы ресурсных центров
И. А. Дементьев отметил, что на новом этапе развития инфраструктуры СПбГУ будет проведен анализ работы научного парка Университета. При решении вопроса о приобретении нового оборудования необходимо знать, насколько эффективно используется дорогостоящее современное оборудование, имеющееся в ресурсных центрах, каков его вклад в выполнение Университетом Программы развития. Работа научно-технических советов ресурсных центров должна быть направлена на решение этого вопроса. Результаты анализа ситуации будут использоваться при решении вопроса о государственном финансировании СПбГУ в 2014–2015 годах.
См. также: Быть в тренде (ответ 2); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 10); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Университету кризис не страшен (ответ 7).
О юбилейных мероприятиях СПбГУ
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин напомнил, что в рамках празднования 290-летия Университета 25 февраля состоится футбольный матч «Зенит» — «Боруссия» в 1/8 Кубка УЕФА. И по решению руководства клуба (в нем много универсантов: например, генеральный директор ФК «Зенит» М. Л. Митрофанов — выпускник СПбГУ, юрист) целый сектор (пятый) на стадионе «Петровский» был отдан СПбГУ — как подарок клуба «Зенит» Университету. Большая часть билетов (750 из 1000) распространялась среди студентов Университета с помощью активистов Студсовета СПбГУ, Спортивного клуба СПбГУ «Белые орланы» и фан-клуба «Зенит», информация об их распространении публиковалась на сайте СПбГУ в разделе «Открытый университет».
См. также: Быть в тренде (ответ 5); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 1); Он был первым (ответ 20).
Говоря о подарке универсантам от ФК «Зенит», А. А. Заварзин вынужден был сообщить о попытках продажи через Интернет бесплатных билетов на футбольный матч, полученных студентами Ириной Гордиенко и Романом Парашенко. А. А. Заварзин подчеркнул, что подобные действия (продажа подарка) являются недопустимыми с этической точки зрения, и призвал деканов обсудить этот вопрос с представителями студсоветов факультетов.
О публикации материалов приема граждан деканами факультетов
А. А. Заварзин сообщил, что в материалах Виртуальной приемной СПбГУ (в разделах «Прием граждан» на страницах деканов) отмечены случаи некорректных ответов деканов на вопросы посетителей по темам, которые не относятся к компетенции деканов факультетов. В подобных случаях уполномоченные должностные лица (начальник учебного управления Н. Г. Бойко и начальник управления образовательных программ И. М. Григорьев) вынуждены дополнительно комментировать ответы деканов, корректируя их ошибки и сообщая посетителям Виртуальной приемной верную информацию. А. А. Заварзин проинформировал коллег, как в этом случае будут действовать лица, ему подчиненные, и поручил деканам тщательнее проверять информацию, публикуемую в разделах «Прием граждан» (см. также: Быть в тренде, ответ 5; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 12); Кризис образования — общая проблема глобализации, ответ 6).
Об анализе работы аспирантуры СПбГУ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк напомнила, что с 1 сентября 2013 года федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы аспирантуры были признаны третьим уровнем высшего профессионального образования. К ним должны применяться те же критерии, что и к образовательным программам первых двух уровней. Но если в бакалавриате или магистратуре случаи, когда научные руководители не доводят студента до защиты выпускной квалификационной работы, единичны, то в аспирантуре такие случаи распространены гораздо больше. Внешние обстоятельства (финансирование, оснащенность Университета научным оборудованием и т.п.) улучшаются, а результативность обучения в аспирантуре остается на прежнем уровне. Анализ ситуации должен показать причины, почему так происходит.
Хороший процент подготовки защит в срок демонстрируют научные руководители-международники. Е. Г. Бабелюк сообщила о поручении декану факультета международных отношений И. Н. Новиковой провести содержательный анализ работы аспирантуры СПбГУ. Административными службами Университета ей будет предоставлена информация обо всех программах аспирантуры. Проректор поручила деканам направлять профессору И. Н. Новиковой предложения по совершенстованию деятельности СПбГУ в сфере обучения аспирантов (см. также: Материалы ректорского совещания от 07.04.2014, п. 1).
Об участии СПбГУ в конкурсе на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности 2013 года
Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил о результатах участия ученых Университета в ежегодном конкурсе на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности 2013 года. Было подано 180 заявок, допущено к участию в конкурсе 169 заявок. Конкурс проводился по трем категориям:
- первая (аспиранты и работники без ученой степени) — конкурс был 2,04
- вторая (работники со степенью кандидата наук) — 2,85
- третья (работники со степенью доктора наук) — 1,0
От СПбГУ было подано всего 16 заявок, допущено к участию в конкурсе 14. В первой категории 1 лауреат: аспирант М. А. Смирнова — по разделу «Технические науки». Во второй категории четыре лауреата: психологи (доценты В. А. Гершкович и О. Н. Боголюбова) и востоковеды (доцент Е. М. Османов, старший преподаватель А. А. Мокрушина) — по разделу «Гуманитарные и социально-экономические науки».
Проректор отметил проблемы: низкую активность научно-педагогических работников СПбГУ — количество поданных заявок очень мало (16 заявок от СПбГУ из 180, меньше 10 %), эффективность участия низкая (всего пять победителей из СПбГУ). Две заявки от СПбГУ отклонили сразу — в том числе снята с конкурса работа доцента А. В. Поволоцкого по причине нарушения научной этики. В 2012 году он победил в этом конкурсе во второй категории по разделу «Естественные и математические науки» с рабочей программой учебной дисциплины «Основы лазерной химии». Представленная на конкурс 2013 года рабочая программа учебной дисциплины «Принципы лазерной химии», по мнению экспертов, разработана для магистрантов и на 65–70 % повторяет прошлогоднюю программу, разработанную им для бакалавров. С. П. Туник подчеркнул недопустимость подобных действий.
Успех в научных конкурсах влияет на имидж Университета, отметил проректор. Низкая активность ученых и преподавателей свидетельствует об их незаинтересованности участвовать во внешних конкурсах. Директор института химии профессор И. А. Балова спросила, обсуждаются ли проблемы участия в конкурсах на заседаниях Совета молодых ученых. Председатель совета профессор Д. Н. Разеев пояснил, что Совет молодых ученых создавался как орган, который помогает решать проблемы академического роста научных сотрудников. В том числе обсуждаются и вопросы участия молодых ученых в различных конкурсах. Но, по мнению Д. Н. Разеева, совет не может заставить ученых подавать заявки на конкурс. Особенно, если ученому подавать нечего... И к тому же информации о конкурсах недостаточно, хотя раньше, как он считает, на сайте УНИ была информация обо всех конкурсах.
Проректор И. А. Дементьев отметил, что ни у проректора по научной работе, ни у сотрудников УНИ нет обязанности собирать информацию о научных конкурсах по всему миру (они не являются специалистами по всем отраслям знаний). И раньше на сайте УНИ не было и половины информации о конкурсах. И такой подход, наоборот, ограничивал информированность работников СПбГУ (создавая иллюзию, что информация собрана вся) и снижал уровень участия ученых во внешних конкурсах...
Количество внешних средств, привлекаемых университетскими учеными, — один из показателей Программы развития СПбГУ. Еще год назад было объявлено, что Университет готов софинансировать внешние гранты, но ни одной заявки не поступало (в том числе и от Совета молодых ученых)! Хотя Совет молодых ученых, отметил И. А. Дементьев, вполне может стимулировать научную молодежь к участию в конкурсах — например, организовав соревнование между ними... А информация председателя Совета молодых ученых о том, что некоторым молодым ученым нечего подать на конкурс, требует отдельного обсуждения.
См. также: Быть в тренде (ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (ответы 1–3, 6 и 7); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 8, 9).
Проректор С. П. Туник сообщил, что бывал на заседаниях совета и знает молодых ученых, которые вполне могут подавать заявки на конкурсы (например, по программе «Мой первый грант» с финансированием до 400 тыс. рублей на каждый грант). Он предложил Д. Н. Разееву организовать «школу молодого бойца» для обучения научной молодежи правилам, как писать и подавать заявки для участия во внешних конкурсах.
О переименовании Ульяновской улицы
И. А. Дементьев обратил внимание деканов на то, что на сайте СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» дискуссия вокруг предложения декана физического факультета М. В. Ковальчука о переименовании Ульяновской ул. ведется не очень активно, результаты обсуждения непредставительны, по ним трудно принять какое-либо решение.