Материалы ректорского совещания

№ 26
от 12.09.2011

Повестка совещания

    О встрече Председателя Правительства России В. В. Путина на острове Русский с ректорами вузов России 6–7 сентября 2011 года (Владивосток)

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев рассказал о совещании Председателя Правительства РФ В. В. Путина с ректорами университетов, прошедшем 8 августа на Дальнем Востоке, где сейчас реализуется масштабный проект по строительству кампуса и созданию Дальневосточного федерального университета. Задача — создать крупный образовательный и научный центр. В связи с этим Председатель Правительства поручил ректорам ведущих университетов организовать тесное взаимодействие со строящимся университетом. Ректор поручил деканам обсудить на ученых советах факультетов и представить в срок до 10 октября 2011 года конкретные предложения по сотрудничеству с ДФУ.

    О визите королевы Дании в СПбГУ

    Королева Дании Маргтетэ II посетила СПбГУ 9 сентября в рамках государственного визита. Визит на таком уровне — важное событие для любого университета, тем более если речь идет о монархе, известном своим особым вниманием к вопросам образования, науки и культуры.

    Выбор СПбГУ в качестве места посещения свидетельствует о признании высокого рейтинга университета не только в российском, но и в международном рейтинге — ведь это единственный университет России, который посетила королева.

    После официальной приветственной части и открытия конференции «Культурные и литературные связи между Данией и Россией: прошлое и настоящее», Маргрете II обсудила с ректором Н. Кропачевым возможные программы сотрудничества СПбГУ и датских вузов. Безусловно, визит столь высокопоставленного лица способен дать новый импульс в развитии двусторонних отношений учебных заведений России и Дании.

    О наших местах в международных рейтингах вузов

    Опубликован очередной международный рейтинг университетов. Как обычно, только два российских университета попали в число ведущих, хотя и позиции МГУ и наши позиции несколько ухудшились. Предпосылки к такому движению, к сожалению, заложены ситуацией недостаточного финансирования в течение последних десятилетий.

    Сейчас объективные потребности университета находят понимание у руководства РФ. После получения университетом особого статуса и отдельной строки в бюджете РФ у нас появилась возможность более эффективно отстаивать интересы университета на всех уровнях. Ректор напомнил решениях, касающихся увеличения финансирования университета по различным направлениям: обеспечение противопожарной безопасности, оборудование, ремонт и т. д., а также (см. Материалы ректорских совещаний от 29.08.2011, 20.06.2011, 23.05.2011, 25.04.2011) проинформировал о предварительных результатах работы руководства университета в правительстве РФ по решению задачи увеличения бюджетного финансирования части заработной платы. Информация пока вселяет надежды.

    Ректор напомнил об основных результатах обсуждения плана по увеличению оплаты труда сотрудников и преподавателей университета. Обсуждение происходило 31 августа 2011 года с участием деканов всех факультетов в присутствии членов Правительства РФ. Судя по тому, как в последние несколько месяцев проходит согласование предложений университета в структурах правительства, перспектива осуществления наших планов выглядит вполне реалистично. В том числе и амбициозная задача увеличения фонда оплаты труда преподавателей на 50 % к концу 2012 года (по сравнению с началом 2011 года). Учитывая, что предварительные согласования, о которых ректор говорил на совещаниях 29 августа и 5 сентября проходят успешно, о конкретных сроках и возможных объемах второго этапа увеличения фондов оплаты труда факультетов можно будет говорить более конкретно уже в конце сентября. Учитывая высокую вероятность реализации наших предложений, ректор поручил присутствующим еще раз обдумать принципы распределения дополнительного финансирования между бюджетами факультетов (напомним, что первое значительное, порой до 29 %, увеличение бюджетного финансирования фондов оплаты труда факультетов в июне затронуло только девять факультетов — см. Материалы ректорского от 14.06.2011), а также критерии использования фонда стимулирующих выплат.

    Ректор подчеркнул, что в основе решений руководства страны лежит безусловная уверенность в готовности университета выполнять требования программы развития вуза. Известный политтехнолог — декан Факультета политологии С. Г. Еремеев тут же, шутя, попросил ректора «сообщить ему по секрету за два-три дня до официального объявления о повышении зарплаты на какой именно процент будет увеличен фонд зарплаты факультетов». Это позволит ему «объявить бессрочную сухую голодовку» с требованием повышения зарплаты именно в том размере в каком предполагается зарплату увеличить. А через два дня «объявить о победе над администрацией и о желании баллотироваться в депутаты Госдумы».

    Ректор поручил деканам факультетов проанализировать опубликованные данные о рейтингах университета по конкретным направлениям и представить предложения о мерах по улучшению ситуации, ведь особый статус и текущее финансирование СПбГУ основывается в первую очередь на показателях научной и экспертной активности коллектива университета. В течение двух месяцев пройдут рабочие обсуждения с деканами факультетов.

    О соглашение с Национальным Тайваньским университетом

    12 сентября подписано соглашение между СПбГУ и Национальным тайваньским университетом, в соответствии с которым предусмотрены студенческие обмены. После подписания договора Президент с Тайваньского университета посетил Петродворцовый кампус университета. Ректор предложил деканам факультетов сообщать ему лично (e-mail: rector@pu.ru) предложения по сотрудничеству с Тайваньским Университетом.

    Об эффективности использования ресурсов Медицинского факультета, Факультета стоматологии и медицинских технологий, Юридического факультета

    После ухода Проректора по обеспечению работы Медицинского факультета, Факультета стоматологии и медицинских технологий, Юридического факультета В. Лукьянова, на эту должность назначена М. Лаврикова (работавшая в должности заместителя начальника Учебного управления — советника проректора по направлениям медицина, медицинские технологии, стоматология и юриспруденция).

    Перед новым проректором поставлена задача повысить эффективность использования материальной базы университета для обеспечения работы факультетов, расположенныъх в зданиях на 21-й, 22-й и 23-й линиях. Задача проректора по обеспечению работы факультетов — не руководить учебным процессом, а наладить эффективную работу по обеспечению образовательной и научной деятельности — зданий, библиотек, оборудования, административного персонала.

    Потенциал всех этих ресурсов, находящихся рядом зданий университета, должен максимально эффективно использоваться для всех работников и студентов. После выполнения поставленных задач эта должность проректора должна быть сокращена — именно на таких условиях М. Лаврикова и согласилась работать в новом качестве, т. к. в дальнейшем ей бы хотелось больше внимания уделять преподавательской деятельности и руководить юридической клиникой.

    Информация об упразднении в будущем должности Проректора по обеспечению работы факультетов вызвала дискуссию среди деканов факультетов, но ректор напомнил, что эта должность изначально создавалась как временная для того, чтобы наладить работу по объединению факультетских ресурсов в блоках. Как только эта цель будет достигнута, то и необходимость в этой должности исчезнет (см. также: Материалы ректорского совещания от 18.11.2013, п. 5).

    О ходе поселения в общежития

    Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. Васильев сообщил, что кампания по поселению практически завершена. В настоящее время в общежития заселяется 1–2 человека в день, положение абсолютно стабильное, и сейчас уже стоит задуматься о ситуации на следующий учебный год. Широко распространившаяся в СМИ версия о том, что в общежитиях СПбГУ большая нехватка мест для студентов не подтвердилась. Проректор добавил, что на сегодня посчитано количество возможных для поселения студентов мест, и в ближайшее время будет ясен прогноз по количеству иногородних студентов.

    Продолжает развиваться идея «переписи» населения в общежитиях в целях уточнения наличия вакантных мест. Получено принципиальное согласие по участию в этой работе членов Студенческих советов, и сейчас решается вопрос о составе и полномочиях соответствующей комиссии. До конца сентября этот процесс будет завершен.

    О создании Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

    В обращениях декана Факультета журналистики, Ученого совета Факультета журналистики, и. о. декана Факультета прикладных коммуникаций было внесено предложение создать на базе Факультетов журналистики и прикладных коммуникаций Высшую школу журналистики и массовых коммуникаций. Это предложение нашло поддержку при обсуждении на Учебной, Правовой и Научной комиссиях. Свое согласие возглавить ВШЖиМК выразил А. С. Пую. И. о. декана Факультета журналистики в этом случае будет назначена Л. П. Громова.

    Для реализации этого решения необходимо подготовить предложения по изменению нормативных документов в университете. Ректор предложил создать комиссию в составе: Г. А. Леонова, Р. А. Эварестова, А. С. Пую, Е. Г. Бабелюк, Г. С. Васильева, Ю. В. Пенова, Р. А. Янсона, и В. П. Журавлева. Н. М. Кропачев поручил комиссии в срок до 12 откября 2011 года подготовить предложения по проектам необходимых изменений в нормативные акты СПбГУ для создания ВШЖиМК в статусе института.

    Директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций (Института) будет назначен в ближайшее время и наделен доверенностью ректора для распоряжения частью средств и имущества СПбГУ в целях обеспечения эффективной работы коллективов двух факультетов. Ректор напомнил, что в соответствии с законом о двух университетах, в СПбГУ и МГУ могут создаваться Институты — юридические лица в составе университета. В перспективе Институт ВШЖиМК может стать юридическим лицом.

    О заключении договора с «Почтой России» и открытии поликлиники СПбГУ

    • Проректор по экономическому развитию М. Кудилинский сообщил о том, что СПбГУ заключил договор с ФГУП «Почта России» об оказании услуг по приему платежей от студентов. Проводить платежи через «Почту России» можно было и раньше, однако новый договор предусматривает другие (более выгодные) условия по комиссиям. Так, агентское вознаграждение за оплату образовательных услуг составит теперь 0,35 %, а за платные дополнительные услуги, услуги связи и проживание — 1,18 %.
      Подобные договоры СПбГУ имеет также и с банками ВТБ-24 и Сбербанком. Однако комиссионные Сбербанка, например, составляют 0,5 % за образовательные услуги и 2 % за все остальные.
      Студенты имеют возможность оплачивать услуги СПбГУ в любом удобном для них месте, но университет старается по возможности минимизировать их сверх-затраты. Кроме того, важен тот факт, что количество иногородних студентов увеличивается с каждым годом, поэтому СПбГУ заинтересован в том, чтобы заключать договоры с теми банками, которые имеют разветвленную сеть за пределами Санкт-Петербурга и, желательно, России. Ректор поручил деканам факультетов донести информацию о возможности нового способа оплаты услуг до студентов.
    • Проректор по экономическому развитию М. Кудилинский доложил о том, что 12 сентября в кампусе Центрального района откроется диспансерный кабинет, где универсанты смогут получить необходимую медицинскую помощь. Такой проект по медицинской профилактике и диспансерному наблюдению за состоянием здоровья работников на территории Университета разработан при активном содействии проректора Е. Черновой. В случае если данный проект будет востребован среди универсантов, будет лицензирован постоянный медицинский кабинет, в котором появится возможность оказывать весь спектр медицинских услуг. Если проректоры по направлениям откликнутся на этот проект, то подобную практику можно будет расширять и внедрять на других площадках СПбГУ.
    • По словам проректора по экономическому развитию М. Кудилинского идет процесс лицензирования и создания поликлиники СПбГУ (не внешней структуры, которой является МАНО, а собственного, внутреннего структурного подразделения). На сегодня схема остается такой: лицензии, которые пока имеет МАНО, продолжают функционировать до 2014 г. (поликлиника на 8-й линии, д. 77). С 2014 года и поликлиника на 8-й линии, д. 77 будет отлицензирована. На сегодня лицензию уже имеет медицинский комплекс в Петергофе (Университетский проезд, д. 53), там начинает функционировать собственно поликлиника СПбГУ. Это дает возможность ходатайствовать о бюджетном финансировании и формировать штатное расписание. Наличие собственной поликлиники позволит оперативно решать вопросы вакцинации, не прибегая к услугам внешних специалистов и минуя необходимые конкурсы и прочие формальности.
    • Проректор по экономическому развитию М. Кудилинский также сообщил о том, что с пятницы (9 сентября) начат плановый диспансерный осмотр всех студентов, который полностью будет окончен к концу октября.
    • По словам проректора по экономическому развитию М. Кудилинского продолжается процесс лицензирования студенческого отделения поликлиники на ул. Кораблестроителей, д. 20. Уже получены необходимые санитарно-эпидемиологические заключения, а полностью процесс будет завершен к ноябрю, когда будет открыто полноценное студенческое отделение. Сейчас оно работает в режиме медицинских осмотров, что не позволяет полностью решить проблему диспансерного наблюдения и медицинского обслуживания. К концу года студенческое отделение начнет работу уже силами поликлиники СПбГУ, а не внешними структурами.
    • Ректор Н. Кропачев оценил все сделанное как успешный проект и принес публичную благодарность проректору М. Кудилинскому за проведенную работу.

    О контрольных цифрах приема

    Проректор по учебно-методической работе Н. Каледин доложил, что практически все предложения деканов по этому вопросу были представлены в срок. Крайний срок для согласования информации — 14 сентября 2011 года. Итоговое совещание по основным цифрам приема состоится 16 сентября 2011 года.

    Об Общественном Совете

    Декан Математико-механического факультета Г. Леонов сообщил о том, что на последнем заседании Ученого совета Факультета была предоставлена возможность выступить доценту кафедры астрофизики Е. Волкову, который в своем выступлении обосновывал необходимость создания в СПбГУ Общественного совета. По словам Г. Леонова, аргументы доцента Волкова не нашли понимание и поддержку у членов Ученого совета Факультета. Г. Леонов сообщил, что Ученый совет Факультета считает, что Общественный совет не является необходимой структурой для улучшения организации научной, учебной и общественной жизни СПбГУ.

    Высказанную Г. Леоновым позицию поддержали все выступавшие деканы. Ректор, однако, заметил, что в университете все еще много нерешенных проблем и бюрократических преград, мешающих нормальному развитию учебного процесса и научных исследований. Их решение во многом зависит от активности преподавателей, сотрудников и студентов. И привел два примера:

    1. На ректорском совещании 22 августа проректор Васильев сообщил о проведенных им проверках состояния общежитий перед поселением. Через несколько дней из МЧС РФ пришло письмо с жалобой одного из универсантов, в котором подробно описывалась ситуация с нарушением правил пожарной безопасности — один из шкафов был установлен таким образом, что затруднял доступ к пожарному выходу. Однако за неделю до получения письма с жалобой шкаф был убран. Но ведь если жалующийся был уверен в правильности своих просьб «о помощи» («об угрозе пожара»), почему он спокойно ждал два месяца?! Чего он ждал — пожара, проверки и закрытия общежития или он хотел действительно навести порядок? Так для того, чтобы навести порядок, достаточно было обратиться к коменданту. К сожалению, таких примеров жалоб не один и не два. Возможны варианты ответов, но самый плохой: люди не верят, что их обращения будут услышаны и поэтому обращаются сразу же в высшие инстанции.
    2. На прием к ректору пришли студенты-экономисты, которые ранее обращались для решения «своей проблемы» к начальнику Факультета военного обучения. К сожалению, он и отнесся к этой общей проблеме, которую могли и должны были решать сотрудники университета, как к проблеме конкретных студентов. Студенты истратили нервы, время, вместо того, чтобы готовиться к зарубежной стажировке. Между тем после вмешательства ректора вопрос, общий для многих студентов, планирующих выезжать для обучения за рубеж, был быстро решен. Теперь и другие студенты, если они окажутся в подобной ситуации будут знать как должен решаться этот вопрос в университете.