Life Подмосковье: Вариант с созданием двух дней голосования вполне разумен
Центризбирком готовится сформулировать свои предложения по изменениям избирательного законодательства. Эта тема обсуждалась и на профильной площадке IV Общероссийского гражданского форума, и на недавней конференции в ЦИК «Избирательная система России: опыт формирования и перспективы развития».
По мнению экспертов, проблем в избирательном законодательстве много, одна из ключевых и требующих наиболее оперативного решения — совмещение выборов. Нужно ли вернуться к практике проведения двух единых дней голосования в году и почему? Какие сроки проведения выборов самые оптимальные? Могут ли депутаты Госдумы, Администрация Президента, ЦИК вернутся к практике проведения двух ЕДГ в году? На эти и другие вопросы отвечает кандидат психологических наук, генеральный директор «Центра социальных проектов "Белый дом"», старший научный сотрудник Факультета политологии Санкт-Петербургского университета Инга Бурикова.
На Госуслугах уже подано более 400 тыс. заявлений на участие в дистанционном электронном голосовании
«Обсуждение даты единого дня голосования и количества таких «единых» дней — это одна из самых спорных тем среди специалистов, вовлеченных в избирательный процесс. С одной стороны, логика законодателя понятна — в период, когда у нас в стране никто не знал, когда и какие выборы проходят — было очень сложно на региональные и местные выборы обеспечить необходимую явку избирателей.
Сейчас ситуация начала меняться, но пока незначительно. Независимость от «единого» дня очевидна только для федеральных выборов и иногда — региональных. Во всех остальных случаях избирателя буквально «не затащить» на участки для голосования.
С другой стороны, совмещение выборов всех уровней в один день привело к множеству организационных и даже политических проблем. Во-первых, количество бюллетеней, превышающее все мыслимые пределы — четыре бюллетеня уже даже не считаются проблемой, а шесть или восемь? Как голосовать избирателю? Во-вторых, политическая проблема — за кого голосовать. На языке социологии выборы 2016 года — это победа кандидата «затрудняюсь ответить». Происходит голосование «по общему принципу»: если избиратель идет поддержать конкретного кандидата (партию) в конкретный орган власти, а ему «в нагрузку» дают списки неизвестных людей — что с ними делать? Наиболее частый вариант — голосование по единому принципу, чаще — партийному. Что и показали выборы 2016 года.
Неизвестные кандидаты от «Единой России» побеждали известных, работавших с избирателем всю кампанию, имеющих хороший рейтинг накануне выборов. Однако при явке тех, кто «затруднился ответить» и получил в нагрузку еще один бюллетень — побеждал кандидат от наиболее популярной на тот момент партии.
Поэтому вариант с созданием двух дней голосования вполне разумен. Но все эти рассуждения не снимают основной вопрос, который на самом деле и влияет на явку. Причем влияет больше, чем количество ЕДГ и их сроки. Это вопрос о политическом смысле выборов.
Граждане видят, что, голосуя за того или иного кандидата, они никак не влияют на изменения в собственной жизни. Люди во власти меняются, кандидаты с программами и лозунгами идут шеренгами — а как это касается избирателей?
В 2016 году была заявлена необходимость переходить на политический уровень обсуждения проблем страны и задач власти. Президент призвал кандидатов общаться с избирателями и доносить смысл происходящих в стране изменений. Стоит признать, что мало у кого из кандидатов это получилось. Однако курс верный — если с людьми не разговаривать и не добиваться понимания происходящего, то, как бы мы не меняли количество и сроки ЕДГ, интерес к выборам будет снижаться».