Образовательный проект ученого СПбГУ отмечен премией правительства Санкт‑Петербурга
Доцент СПбГУ Сергей Савинов награжден премией правительства Санкт‑Петербурга в области научно‑педагогической деятельности. Работа ученого «Цифровизация преподавания химии» была отмечена в номинации «Лучший молодежный проект».
Представленный на конкурс проект направлен на внедрение набора цифровых технологий в преподавание химических дисциплин студентам и школьникам. Сергей Савинов отметил, что опыт реализации школьных и университетских образовательных программ в период пандемии коронавируса показал — дистанционный формат является для молодежи не просто знакомым, а «естественным» инструментом освоения материала.
«Современное поколение не представляет свою жизнь без мобильных устройств и регулярного пребывания в сети. Попытки переучить школьников и студентов встречают в лучшем случае непонимание, а в худшем приводят к значительному снижению интереса к получению новых знаний», — уверен преподаватель.
Открытый конкурс на соискание премии правительства Санкт‑Петербурга «Лучший молодежный проект Санкт‑Петербурга» проводится с 2016 года Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Принять участие могут граждане Российской Федерации от 14 до 35 лет включительно, реализующие в Санкт‑Петербурге проекты для молодежи.
Но, несмотря на широкое внедрение новых дистанционных средств, в химических дисциплинах использование подобных подходов требует большой доработки. Например, в практических химических курсах, предусматривающих выполнение лабораторных работ, полноценное дистанционное образование в настоящее время невозможно. Тем не менее даже в этом случае имеется принципиальная возможность успешного внедрения некоторых его элементов.
Так, благодаря реализованным идеям Сергея Савинова электронные курсы на платформе Blackboard содержат дополнительные видеоролики, иллюстрирующие явления и процессы, а практические задания сопровождаются демонстрациями экспериментов — их студенты обычно просматривают до занятий, чтобы лучше понять, чего ожидать на самих лабораторных работах.
Лекции сопровождаются не только электронными презентациями, но и записями, впоследствии доступными каждому обучающемуся. Ученый отмечает, что при некоторой модификации проект может быть использован и при реализации прочих практических дисциплин, например физических и биологических.
Проект «Цифровизация преподавания химии» реализуется при осуществлении образовательной деятельности в процессе преподавания дисциплин в СПбГУ: образовательных программ бакалавриата «Химия», «Геология», «Почвоведение» и магистратуры «Химия». Также в рамках проекта ведется работа со школьниками Академической гимназии имени Фаддеева, участниками смен образовательного центра «Сириус» и слушателями курсов повышения квалификации Центра дополнительных образовательных программ СПбГУ.
По результатам анонимного анкетирования, обучающиеся высоко оценили качество преподавания курсов с внедренными цифровыми компонентами. Работа Сергея Сергеевича Савинова отмечена различными премиями, включая победу в конкурсе грантов фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры и премию правительства Санкт‑Петербурга в области научно‑педагогической деятельности.
«Крайне приятно, что моя деятельность была так высоко оценена. Это определенно стимулирует продолжать развиваться и совершенствоваться как преподаватель», — подчеркнул Сергей Савинов.