Преподаватели Университета стали обладателями премии правительства Санкт-Петербурга

Подведены итоги конкурса на соискание премии правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности 2021 года. Обладателями наград стали шестеро преподавателей Санкт-Петербургского университета.

С полным списком победителей вы можете ознакомиться на сайте Комитета по науке и высшей школе.

В числе лауреатов в номинации «Работники высших учебных заведений, научных организаций и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, имеющие ученую степень доктора наук» — профессора СПбГУ Регина Исламова и Ольга Власова.

Профессор СПбГУ доктор химических наук Регина Исламова (кафедра химии высокомолекулярных соединений) представила на конкурс рабочую программу дисциплины «Химия высокомолекулярных соединений», которую она начала разрабатывать еще в 2016 году, когда читала лекции по одноименной дисциплине для обучающихся бакалавриата. Каждый год программа совершенствовалась и модернизировалась. По словам профессора СПбГУ, высокая оценка жюри связана не только с ее педагогической, но и прежде всего научно-исследовательской деятельностью. Каждая заявка на конкурс рассматривается комплексно: в анкете обязательно указываются научные публикации и патенты, близкие к теме представленной на конкурс работы, количество подготовленных кандидатов наук, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров, а также премии и награды учеников.

На мой взгляд, это самое важное в нашей работе — готовить успешных и востребованных профессионалов.

Профессор СПбГУ доктор химических наук Регина Исламова (кафедра химии высокомолекулярных соединений)

Она выразила благодарность коллективу кафедры химии высокомолекулярных соединений за помощь и поддержку при реализации семинарских и лабораторных занятий по курсу.

Премия правительства города присуждена профессору СПбГУ доктору философских наук Ольге Власовой (кафедра истории философии) за создание учебного пособия «Психиатрический дискурс во французской философии XX века». Издание стало результатом работы по гранту для преподавателей магистратуры стипендиальной программы Владимира Потанина. Сам учебный курс «Психиатрический дискурс во французской философии XX века» преподаватель вела в разных форматах на трех магистерских программах Университета.

«Я занимаюсь философией психиатрии много лет. Это поле, где философия всегда была нужна, она востребована даже в нынешний век нейронаук, ведь в психиатрии — в теории, в методологии, в терапевтических практиках — много философии. Она занимается человеком, его опытом, его взаимодействием с обществом, — рассказала Ольга Власова. — Во Франции своя, особенная ситуация: долгое время психология там обособлялась от философии, психиатрия стала политическим вопросом, а психоанализ — одним из ведущих гуманитарных направлений. И это прекрасный пример живой междисциплинарности. До сих пор соприкосновение с этим полем обогащает, позволяет многое понять и на многие феномены посмотреть иначе».

Это значимое для меня событие и профессионально, и лично. Пособие подготовлено в очень насыщенное время моей жизни, и для меня важно, что оно получило такую награду. Мне хотелось бы поблагодарить Университет и Институт философии за такую возможность.

Профессор СПбГУ Ольга Власова

В номинации «Докторанты и работники высших учебных заведений, научных организаций и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, имеющие ученую степень кандидата наук» лауреатами премии стали доценты Санкт-Петербургского университета Мария Пешкова, Александра Пулялина, Екатерина Щеглова и старший преподаватель Сергей Савинов.

Наградой был отмечен конспект семинаров по общей термодинамике, включающий краткое теоретическое введение и избранные задачи, который подготовила доцент СПбГУ, руководитель группы оптических сенсоров кандидат химических наук Мария Пешкова (кафедра физической химии). Курс, охватывающий базовые основы химии, разрабатывался с 2019 года и получил исключительно положительные отзывы студентов, которым он преподавался в режиме онлайн в течение второго семестра 2020/21 учебного года.

«По сути, парадигма и количественный аппарат химической термодинамики в свое время превратили алхимию в строгую науку, придали выявляемым закономерностям химии прогностическую силу. Предмет "Термодинамика" и его практическая часть в виде решения задач является фундаментом для освоения большинства других направлений современной химии и материаловедения, — рассказала Мария Пешкова. — Полагаю, что моя работа была отмечена по причине важности и незаменимости этой дисциплины в образовательном процессе, ее основополагающей роли для освоения всех современных химических дисциплин. Одна из отличительных особенностей данной методической разработки в том, что она позволяет доступно, но без смысловых потерь донести фундамент современного химического знания до студентов».

На мой взгляд, это очень вдохновляющий конкурс, который позволяет оценить со стороны востребованность представляемых образовательных разработок.

Доцент СПбГУ Мария Пешкова

Доцент СПбГУ кандидат химических наук Александра Пулялина (кафедра химической термодинамики и кинетики) получила премию правительства Санкт-Петербурга за совокупность достижений в сфере науки и преподавания, а также за представленную рабочую программу учебной дисциплины «Физико-химические основы мембранных методов разделения», разработанную для аспирантов второго года обучения, осваивающих образовательную программу «Химические науки».

«Наши аспиранты — это будущее науки и научных лабораторий, а также отделов разработки в производственных компаниях. И возможность еще больше пополнить их багаж знаний является значимым для меня аспектом, — поделилась Александра Пулялина. — Кроме того, следует отметить тот факт, что номинированная на премию рабочая программа посвящена изучению мембранных процессов. В настоящее время они уже широко интегрированы в нашу жизнь и являются передовыми в области выделения и очистки промышленно значимых веществ. Эта тематика привлекла мое внимание еще на этапе обучения в Санкт-Петербургском университете, и сейчас я горжусь тем, что причастна как к созданию разработок в области новых эффективных мембранных материалов, так и к передаче накопленных знаний обучающимся СПбГУ».

Доцент СПбГУ кандидат филологических наук Екатерина Щеглова представила на конкурс цикл учебно-методических и научных материалов в области ключевых слов текущего момента для дисциплин лингвистического цикла образовательных программ «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью».

Моя работа посвящена исследованию ключевых слов текущего момента — слов, оказавшихся в центре всеобщего внимания. Эти главные смысловые позиции современного дискурса отражают важные моменты нашей общественной жизни.

Доцент СПбГУ кандидат филологических наук Екатерина Щеглова

«Представленные на конкурс материалы были посвящены внедрению анализа этих слов в процесс обучения студентов образовательных программ "Журналистика" и "Реклама и связи с общественностью". Эти слова демонстрируют язык в действии. Нашим студентам это интересно и полезно, поскольку они практики и много работают с речью, а подобный анализ, несомненно, поможет им в будущей профессиональной деятельности», — рассказала Екатерина Щеглова.

Старший преподаватель СПбГУ кандидат химических наук Сергей Савинов (кафедра аналитической химии) участвовал в конкурсе с учебно-методическим трудом «Методические основы анализа неорганических объектов». «В прошедшем учебном году я практически завершил методическое оформление данной дисциплины, включая рабочие программы дисциплин, балльную систему, конспект лекций в виде электронных презентаций, пулы вопросов к закрепляющим тестам и варианты домашних задач, требования к оформлению и содержанию работ, видеодемонстрации лабораторных работ, критерии оценивания и список экзаменационных вопросов. Я вложил достаточно много сил и времени в эту работу и был доволен результатом, поэтому решил выдвинуться на конкурс именно с ней», — пояснил Сергей Савинов.