От компетенций к мотивации: как учить профессии так, чтобы в ней хотелось остаться
Круглый стол «Компетентностная модель выпускника: анализ целей и результатов обучения» состоялся на VII Санкт-Петербургском форуме труда. Эксперты дискутировали о соотношении разных компетенций — универсальных, общепрофессиональных и профессиональных, их востребованности на рынке труда и механизмах оценки.
Круглый стол открыла первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова. В своем выступлении она обозначила основную проблематику рассматриваемого вопроса. Федеральные государственные стандарты (ФГОС) 3++, внедрение которых началось семь лет назад, поставили перед вузами сложную задачу обновления и сопряжения образовательного и профессионального стандартов. Санкт-Петербургский университет, представители которого возглавляют федеральные учебно-методические объединения, находился в авангарде этого процесса по целому ряду направлений подготовки.
Количество школьников, которые сегодня сдают ЕГЭ по физике и профильной математике, а значит, могут поступать в российские вузы на инженерные, физико-математические направления подготовки, в разы меньше, чем то количество квалифицированных сотрудников, которое уже сегодня требуется отраслям экономики.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова
«Контрольных цифр приема на эти направления подготовки может выделяться сколько угодно, но где взять школьников, которые будут поступать на эти места?» — поставила новый вопрос Марина Юрьевна. Она добавила, что социологи СПбГУ выявили новую проблему — низкую мотивацию у молодежи к развитию себя в одной конкретной сфере. Поступательное развитие и карьера в одной конкретной области, углубление своих знаний в конкретной профессии не воспринимаются молодыми специалистами как безусловный приоритет; вместо этого многие выпускники уже в первые годы после окончания вуза предпочитают несколько раз сменить область трудовой деятельности. Однако такой подход невозможен во многих социально значимых областях и сферах профессиональной деятельности (таких, например, как медицина, школьное образование, высокотехнологичные производства и прочие).
Опытом включения в основные образовательные программы перспективных квалификаций для исследовательских и высокотехнологичных секторов экономики поделилась проректор по развитию магистратуры УрФУ Наталья Андрейченко. Спикер разделила опасения, озвученные в первом выступлении: опросы обучающихся выявили противоречия между приоритетными задачами государств и личным выбором студентов. При выборе элективных дисциплин обучающиеся склонны делать выбор в пользу творческих предметов и хобби, в то время как перед вузами ставится задачи подготовки кадров для научно-технологического прорыва.
Модераторами заседания выступили доценты СПбГУ Ольга Никифорова (кафедра экономической социологии) и Сергей Савин (кафедра социологии политических и социальных процессов).
Об особенностях формирования индикаторов достижения компетенций в вузах рассказал доцент СПбГУ Алексей Поволоцкий (кафедра лазерной химии и лазерного материаловедения). Он выделил несоответствие между политикой по поддержке молодого преподавательского состава и необходимым уровнем экспертности для работы с индикаторами компетенций. По его словам, такая сложная и комплексная задача, как разработка критериев оценки освоения компетенций, требует от преподавателя большого педагогического и жизненного опыта.
Через призму преподавания вопрос рассмотрел и профессор СПбГУ Леонид Илюшин (Институт педагогики). Образовательная усталость студентов, в особенности после школы, и, как следствие, избегание проявления ими академических усилий стали контекстом работы современного преподавателя высшей школы. С другой стороны, обеспечение роста технологического суверенитета и повышение производительности труда стали государственными приоритетами, поэтому перед педагогами стоит сложнейшая задача сформировать у студентов мотивацию, потребность и готовность к непрерывному самообразованию и продуктивной трудовой деятельности. По словам ученого, формирование компетенций в процессе обучения, в которых результат выполнения задания может стать отчуждаемым продуктом (мини-исследование, проект, текст), является одним из путей повышения заинтересованности и вовлеченности студентов.
Мне кажется, что одним из главных ресурсов в продуктивной встрече выпускника с рынком труда будет ситуация, при которой на протяжении всего университетского трека — бакалавриата, специалитета, магистратуры — действовали бы правила так называемой открытой дидактики.
Профессор СПбГУ Леонид Илюшин (Институт педагогики)
Этот подход заключается в том, что преподаватель объясняет студенту то, чему, как и зачем он будет обучаться, что позволяет сформировать системное мышление и понимание перспектив того, как полученные в вузе навыки будут применяться в профессии.
Эту тему поддержала директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Алканова. Она рассказала про выводы, к которым пришел коллектив центра, изучая динамику поведения студентов во время пандемии. Исследования показали, что онлайн-формат привел к тому, что обучающиеся зачастую не понимали, что происходит во время занятий и к каким результатам они должны прийти. Эксперименты с форматами обучения, в частности внедрение гибридной формы, показали, что студенты демонстрируют совершенно разное поведение. «Это вопрос того, какую субъектность обучающегося мы формируем в учебном процессе. Понимают ли они, зачем они пришли учиться, чему они учатся, почему они учатся именно так, что получится в результате и каковы краткосрочные и долгосрочные последствия их образовательного выбора», — прокомментировала Ольга Алканова.
Директор Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) Эрика Соболева в своем выступлении также обратила внимание на фигуру педагога в процессе формирования компетенций. По ее словам, профессионально-общественная аккредитация часто выявляет отдаленность преподавателей от работодателей и запрос на стажировку для знакомства с актуальным состоянием отрасли. Это поможет обеспечить эффективный трансфер знаний между поколениями, считает Эрика Соболева.
На круглом столе также выступили профессор Белорусского государственного университета Лариса Титаренко, заведующий сектором молодежной политики Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Андрей Максименко, профессора СЗИУ РАНХиГС Юлия Тюрина, Татьяна Тулупьева и Александр Тулупьев, генеральный директор Центра системного коучинга, руководитель кадрового агентства «Стафф Базис» Марина Котлярова и директор психологического центра Дальневосточного государственного университета путей сообщения Ирина Донкан.