Школьники из 30 стран завершили первый год обучения в «Онлайн‑школе СПбГУ»
В 2023 году Санкт‑Петербургский университет приступил к реализации образовательного проекта для русскоязычных школьников со всего мира — «Онлайн‑школы СПбГУ». О результатах первого года обучения, сроках и условиях приема в новом учебном году рассказали участники пресс‑конференции в ТАСС.
«Онлайн‑школа СПбГУ» была создана при поддержке заместителя председателя Правительства Российской Федерации, члена попечительского совета СПбГУ Дмитрия Николаевича Чернышенко, министра науки и образования Валерия Николаевича Фалькова и министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова. Прототипом такой школы стал проект СПбГУ, стартовавший в Латвии в 2018 году в формате дополнительного образования по форме курсов выходного дня. В первый год его реализации лекции проводились всего по трем предметам («Русский язык», «Русская литература» и «История России»), а занятия посещали 70 учащихся выпускных классов. За шесть лет география расширилась до 25 стран, а количество участников к 2023/24 учебному году выросло в 43 раза, превысив 3 тысячи слушателей.
Как подчеркнул ректор СПбГУ член‑корреспондент Российской академии наук Николай Михайлович Кропачев, в 2023 году Университету удалось создать полноценную онлайн‑школу. Проект вызвал высокий интерес у иностранных школьников и родителей: Университет получил почти 300 заявок на обучение от ребят из 44 стран, а конкурс составил почти три человека на место. По итогам отбора было зачислено 120 учащихся из 30 стран.
Несмотря на распространенность дистанционного образования, опыт СПбГУ является уникальным: ранее ни одна организация не брала на себя ответственность зачислить школьников на основные общеобразовательные программы, по окончании которых они получают аттестат государственного образца.
«Спустя год мы можем точно сказать: проект "Онлайн‑школа СПбГУ" состоялся. Он востребован и является проводником российского образования, российской культуры и системы ценностей во всем мире, — отметил Николай Михайлович. — Я рад сообщить, что активно идет работа по расширению списка участников нашего проекта. В этом году о готовности включиться в это движение сообщили семь вузов. Таким образом, наш проект будет иметь продолжение не только в Петербурге, но и в других городах России».
В 2023 году Университет открыл полную линейку классов основной школы — с 5 по 9 классы, а также 10 класс. Проект осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности СПбГУ.
Как подчеркнул Николай Кропачев, учебные планы соответствуют требованиям ФГОС, а преподавание ведется по всем дисциплинам школьной программы (более 40). Учащиеся прошли комплексные вступительные испытания по русскому языку и математике, которые позволили определить их общий уровень и готовность учиться в выбранном классе. Некоторым из абитуриентов было рекомендовано поступить на класс ниже из‑за существенной разницы в программах. В результате в каждой параллели был открыт один класс численностью 20 человек.
Смысл нашего проекта состоит в том, что мы, опираясь на современные цифровые технологии, даем возможность ребенку получать высококачественное образование на русском языке, обучаясь в Академической гимназии Санкт‑Петербургского университета. Подчеркиваю, мы принимаем не столько в онлайн‑школу, сколько в гимназию, и с первого дня обучения стараемся включить детей в ее жизнь.
Директор Института педагогики СПбГУ член‑корреспондент Российской академии образования Елена Казакова
В качестве педагогов онлайн‑школы выступают преподаватели Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева Санкт‑Петербургского университета и научно‑педагогические работники СПбГУ, имеющие опыт работы со школьниками (всего более 70 человек из коллективов более чем 15 институтов и факультетов СПбГУ). Более 70 % из них имеют ученую степень кандидатов и докторов наук. У иностранных слушателей есть свой классный руководитель и тьюторы, сопровождающие обучение, — так же, как и у учащихся Академической гимназии СПбГУ. Ученики онлайн‑школы СПбГУ принимают участие в интеллектуальных соревнованиях, а также в тематических неделях Академической гимназии и других внеклассных мероприятиях. Многие из ребят в период летних каникул готовятся посетить Россию.
Елена Казакова сообщила, что в первое время после поступления в Академическую гимназию имени Д. К. Фаддеева СПбГУ большинство ребят старались сохранять второе место обучения в своей стране, однако в ходе учебного года многие из них решили учиться только в онлайн‑школе СПбГУ. В свои образовательные учреждения вернулись лишь 28 человек: одни решили не рисковать, другие же показали недостаточно высокий для освоения программы уровень подготовки. В настоящее время на свободные места в существующих классах объявлен конкурсный набор, а также будет набран новый пятый класс. Уже сейчас на почти 40 мест поступило около 150 заявок от иностранных граждан из 30 государств. Как и в прошлом году, им будет предложено пройти комплексное вступительное испытание, оценивающие знания по русскому языку и математике.
Елена Ивановна Казакова обратила внимание на то, что в этом году Университет в соответствии с имеющимися полномочиями впервые провел государственную аттестацию среди девятиклассников онлайн‑школы. Ребята успешно сдали экзамены, и 14 учеников получили в СПбГУ аттестат государственного образца об освоении основной образовательной программы общего образования. Документы будут вручены учащимся 27 июня.
Мы запустили этот проект для того, чтобы человек, владеющий русским языком, где бы он ни жил, знал, что у него есть реальная возможность получить качественное образование на русском языке, которое позволит ему впоследствии поступить в российские университеты.
Директор Института педагогики СПбГУ Елена Ивановна Казакова
К завершению учебного года всем ученикам, посещавшим занятия онлайн‑школы СПбГУ, удалось улучшить свою успеваемость: их средняя оценка выросла на целый учебный балл. Как отметил первый проректор по молодежной политике и организации приема СПбГУ Александр Бабич, преподаватели Университета объективно оценивали результаты в первую очередь для того, чтобы корректно выстраивать свою учебно-методическую работу.
«"Онлайн‑школа СПбГУ" — это один из многих международных образовательных проектов, которые реализуются Университетом, ― заметил Александр Бабич. ― По данным Россотрудничества, на протяжении последних шести лет СПбГУ является самым востребованным у иностранных граждан университетом среди всех вузов России. К нам поступают абитуриенты из 140 стран, конкурс составляет 21 человек на бюджетное место, а на платную основу в этом году составит около 5 человек на место из более чем 80 стран».
Так, с 2020 года СПбГУ в очном и дистанционном формате реализует курсы по русскому языку для различных категорий граждан в 18 странах мира. Только за последние полгода обучение на них прошли более 2 тысяч человек. В 50 государствах функционирует 120 центров русского языка, а в 2024 году Университет совместно с Министерством просвещения России при поддержке Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» откроет 11 центров открытого образования, где в очном формате будет осуществлено преподавание русского языка.
Центры появятся в таких странах, как Бразилия, Бангладеш, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Мозамбик, Уганда, Центральная Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, ЮАР, Танзания. Кроме того, в Университете функционирует подготовительное отделение для иностранных граждан, слушателями которого являются граждане более 60 стран.
По отзывам родителей ребят, обучающихся в онлайн‑школе СПбГУ, дети, несмотря на онлайн‑формат занятий, чувствуют вовлеченность в урок, а индивидуальный подход мотивирует их получать новые знания и расширять кругозор. В ходе пресс‑конференции своими впечатлениями поделились родители детей, проходящих обучение в «Онлайн‑школе СПбГУ»: Ксения Алдамжарова (Камбоджа) и Татьяна Педраццини (Италия), а также сами ученики.
В завершение пресс‑конференции Николай Михайлович Кропачев, Александр Вячеславович Бабич и Елена Ивановна Казакова ответили на вопросы иностранных журналистов из США, Туркмении, Нидерландов, Панамы, Таджикистана, Сербии, африканских и других стран.
Таймкод видео
00:12:15 Е. И. Казакова о вовлечении учащихся онлайн‑школы в жизнь Академической гимназии СПбГУ
00:27:25 К. Н. Алдамжарова (Камбоджа) и ее сын Шамиль делятся впечатлениями от обучения в Онлайн‑школе
00:31:41 Т. Ю. Педраццини (Италия) и ее сын Алексий делятся впечатлениями от обучения в Онлайн‑школе
01:11:00 Н. М. Кропачев о необходимости сделать проект доступным для всех желающих
00:03:10 Н. М. Кропачев о создании проекта «Онлайн‑школа»
00:00:01 Н. М. Кропачев об уникальности проекта «Онлайн‑школа СПбГУ», благодарности Д. Н. Чернышенко, С. С. Кравцову
01:06:30 Н. М. Кропачев благодарность Россотрудничеству