Заместитель генерального директора Государственного Русского музея Анна Цветкова: «Мы очень ценим партнерство с одним из главных вузов страны»
О том, как воспитать у молодежи интерес к культурному наследию страны, почему искусство и юриспруденция взаимосвязаны и какие проекты в ближайшее время музей планирует запустить совместно с СПбГУ, рассказала заместитель генерального директора Государственного Русского музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности, выпускница Университета Анна Цветкова.
В 1999 году вы окончили Санкт‑Петербургский университет по специальности «юриспруденция» и в 2013 году поступили в Санкт‑Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств. Почему, выбрав профессию юриста, вы в дальнейшем решили связать свою жизнь с искусством?
Юриспруденция и искусствоведение — это не две противопоставленные области. Наоборот, история искусства и его развития так или иначе связана с юриспруденцией, авторским правом, экспертизой. К тому же я всегда интересовалась русским искусством и осознавала ценность нашей великой культуры. В дальнейшем юридическое образование помогло мне в профессиональной деятельности. В Русский музей я пришла на 4 курсе Университета и сразу стала заниматься авторским правом, очень важным направлением, которое в начале 2000‑х не было детально проработано в музейной практике. Разрабатывая локальные акты, связанные с новым для музея направлением, я постепенно погружалась в загадочный мир искусства и даже начала посещать профильные музейные курсы.
Встречи с известными искусствоведами, художниками, работа с фондами и знакомство с экспозицией сыграли важную роль в выборе специализации уже по окончании Университета. Сосредоточившись на авторском праве, я продолжила работать в музее. В 2013 году, когда я приняла решение получить профильное образование и поступить в Академию художеств, уже была знакома с процессами музея изнутри.
Среди юристов — выпускников Университета немало известных деятелей культуры. Здесь учились такие выдающиеся художники, как Иван Билибин и Михаил Врубель, а Николай Рерих впоследствии стал инициатором создания международного договора об охране художественных учреждений и исторических памятников. А как вам полученные знания помогают в профессиональной деятельности?
Полученные знания помогают мне системно выстраивать работу с коллегами, логически мыслить, четко формулировать цели и задачи. Системность и логика дают возможность разработки алгоритма действий для достижения результата. Кроме того, благодаря юридическому образованию есть возможность ориентироваться в законодательстве и понимать, к каким нормативно‑правовым актам надо обратиться в той или иной ситуации.
Русский музей активно развивает деятельность по работе с детской и молодежной аудиторией. В Русском музее проводятся просветительские мастер‑классы, авторские занятия и специальные программы для детей разных возрастов и их родителей и более 35 лет работает Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив. Особое место в его деятельности занимают метапредметные программы. Как вы считаете, возможно, такой междисциплинарный подход к образовательным программам был бы интересен для подготовки будущих специалистов в области культуры и искусства?
Русский музей активно работает с детской и молодежной аудиторий. Специалисты Российского центра музейной педагогики и творческих инициатив проводят разнообразные мастер‑классы и лекции для широкой аудитории; организуют концерты и перформансы совместно с современными художниками и музыкантами. Благодаря взаимодействию с системой образования (детскими садами, школами, организациями дополнительного образования) на протяжении многих лет работает и развивается многоуровневая программа «Здравствуй, музей!» для дошкольников и учащихся начальной школы. Для учащихся средней и старшей школы разработана программа «Путешествие в мир науки и искусства», которая позволяет по‑новому увидеть школьные предметы в пространстве художественного музея.
Каких результатов позволяет добиться такая активная и разнообразная работа с системой образования и междисциплинарный подход к знакомству с коллекцией музея?
Благодаря совместной работе с системой образования удается воспитывать у детей интерес к культурному наследию страны и экспозиции Русского музея. Междисциплинарный подход в работе с учащимися средней и старшей школы позволяет сохранить интерес к отечественному искусству и продемонстрировать его многогранность. Работа с молодежной аудиторией является важной составляющей деятельности музея, благодаря которой нам удается воспитывать интерес молодого поколения к культуре и истории страны, а также воспитывать новые кадры.
Подписание соглашения о сотрудничестве Санкт‑Петербургского университета и Русского музея состоялось в 2016 году в рамках V Санкт‑Петербургского международного культурного форума.
Русский музей и СПбГУ — давние друзья и партнеры. Какую пользу музею приносит сотрудничество с Университетом? В каких направлениях развивается взаимодействие с СПбГУ, а какие кажутся вам перспективными для работы в будущем? Какие совместные проекты Русский музей и Университет запустят в этом году?
Благодаря сотрудничеству с Университетом мы взаимодействуем с молодежной аудиторией: проводим практики с посещением экспозиций и мероприятий по Пушкинской карте, вместе разрабатываем новые формы работы с молодежью в целом. На данном этапе сотрудничества мы реализуем совместные проекты, проводим совместные мероприятия в части образовательных программ. В разработке находится образовательный проект для музейщиков регионов России, планируются круглые столы по проекту «Путешествие в мир науки и искусства» осенью 2024 года, в ходе которых студенты и преподаватели смогут предложить свои идеи о том, как изучать науку через культурное наследие. В ближайшее время мы запустим тематическую экскурсию, посвященную творчеству известных художников‑универсантов — Василия Поленова, Александра Бенуа, Сергея Дягилева и других известных мастеров. В перспективных планах — создание творческой лаборатории на базе СПбГУ и Русского музея, которая позволит студентам разрабатывать совместные проекты и даст новые пути для творческой реализации. Планируется проведение встреч и круглых столов в Центре музейной педагогики и творческих инициатив с участием студентов и педагогов профильных факультетов. Мы очень ценим партнерство с одним из главных вузов страны.