«Выпускник Университета уверен в будущем, в себе и в своих знаниях»
Заместитель коммерческого директора Алексей Казьмин, руководитель маркетинга и PR Камая Бриус и digital‑маркетолог Наталия Долоцкая АО «Новое сервисное бюро» — управляющей компании курорта «Игора», сети отелей «Точка на карте», парк‑отеля «Дача Винтера», туроператора «Игора Тур» и других активов гостеприимства — выпускники СПбГУ разных направлений обучения: экономики, журналистики и философии.
В интервью для сайта СПбГУ они рассказали о том, чем им запомнилась учеба в Университете, как сегодня меняется индустрия гостеприимства, каким образом отели могут участвовать в развитии регионов и малых городов, а также поделились своим видением будущего туристического бизнеса в России.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об учебе в Университете.
Алексей Казьмин. Вместе с Университетом я прошел большой путь. В 2007 году окончил экономический факультет, в 2010 году аспирантуру и в 2016 году защитил диссертацию. Здесь я освоил сильный образовательный курс и получил научно‑исследовательскую подготовку. В студенчестве ты 24/7 находишься в библиотеке и компьютерных классах, перечитываешь статьи и ищешь новую информацию. Профессор кафедры экономической теории и истории экономической мысли Надежда Викторовна Пахомова привлекла меня к научным проектам и дала много интересной исследовательской работы в области инноваций и экономики отраслевых рынков. Конечно, это может заинтересовать не каждого, но в Университете есть возможность взять столько знаний, сколько сам пожелаешь. Я благодарен Виктору Тимофеевичу Рязанову, Надежде Викторовне Пахомовой, Кнуту Рихтеру и другим за то, что они воспитали любовь к экономике, и этот список можно продолжать.
Весело было учиться и сдавать экзамены. Наш выпускной проходил в Таврическом саду, и когда ты надеваешь мантию и получаешь диплом, то испытываешь колоссальную радость от того, что через все прошел. Для меня обучение в большом университете — это, не побоюсь сказать, одно из главных достижений в моей жизни. Я хотел поступить в СПбГУ и горжусь тем, что его окончил.
Мне приятно снова оказаться в стенах родного университета. На мой взгляд, в современном высшем образовании важно держать связь с выпускниками, которые являются, с одной стороны, носителями его традиции и ценностей, а с другой — представителями новой волны и могут подмечать в бизнес‑практике интересные детали. Чем крепче стыковка между ними, тем лучше и универсантам, и самому СПбГУ.
Камая Бриус. Я с 12 лет хотела попасть на факультет журналистики, хотя в моей семье сомневались, что у меня получится. Никто не верил, а я пошла и поступила, еще и на бюджет. Эту гордость я несу в себе до сих пор, поскольку для меня это был вызов: вопреки всему учиться в СПбГУ, доказать себе и всем родственникам, что я справлюсь.
Мои воспоминания об Университете, наверное, стоит разделить на две части, так как разные уровни образования подарили абсолютно разные впечатления. В бакалавриате учились студенты со всего мира, мы вместе организовывали выезды, занимались спортом, играли в КВН, и это сильно объединяло. У нас была сплоченная компания, где все друг друга знали, независимо от возраста и курса. Мне кажется, все основные деловые контакты, которые у меня сейчас есть, закладывались именно в тот период. А магистратура мне запомнилась в первую очередь учебой. С особой благодарностью всегда вспоминаю Лилию Рашидовну Дускаеву, она нам первым преподавала журналистику досуга. У нее феноменальный объем знаний, она постоянно повышает себе планку и открывает что‑то новое. Это была отличная школа, в то время я поняла, что ничего не знаю о русском языке.
Наталия Долоцкая. Я училась на «Прикладной этике». Не могу сказать, как мои коллеги, что всегда хотела попасть на философский, но после бакалавриата поступила сначала в магистратуру, а потом и в аспирантуру. И точно не пожалела о своем изначальном выборе. За это хочется сказать спасибо всем преподавателям кафедры, научному руководителю Денису Андреевичу Щукину и отдельно заведующему кафедрой Вадиму Юрьевичу Перову, которые смогли создать теплую, дружелюбную атмосферу. И в целом процесс обучения был очень интересным, мы всегда погружались в новые области, а не привлекали меня только единичные лекции. Немаловажно еще то, что преподаватели как к равным относятся к студентам, которые приходят после школы в Университет. И это логично, так как только между равными позициями возможен полноценный диалог, на котором строятся все семинары в институте. Вы обсуждаете философские тексты, зачастую используя сократовский метод. И самое главное, что в такой атмосфере ты не боишься высказываться, даже если затем оказываешься не прав. Процесс мышления может быть даже важнее, чем сам вывод.
Какие качества, на ваш взгляд, отличают универсантов?
Алексей Казьмин. Во‑первых, это структурность и системность, а во‑вторых, легкость и полет мысли. Человек, который окончил Университет, уверен в будущем, в себе и в своих знаниях, уверен в том, что он делает. Ну и третье качество, которое мне дал экономический факультет, — это внимание к деталям, умение правильно считать большие объемы цифр, фокусироваться не на мелких задачах, а смотреть в перспективу и «за горизонт».
Камая Бриус. Есть такое выражение: «Хороший журналист — дилетант во всем». Эта фраза может быть применима и к пиару, и к маркетингу, потому что в этих областях профессионализм подразумевает, что ты умеешь практически все, способен погрузиться в любую задачу, даже если никогда с ней не сталкивался. Я, например, оказалась в сфере гостеприимства практически случайно. Для меня она всегда была чем‑то неизведанным, и я не понимала, как к ней подступиться и что там нужно делать. Но чем больше я узнавала продукт, тем лучше понимала, сколько в нем маленьких нюансов. На мой взгляд, способность сфокусироваться и погрузиться (даже с нуля) в каждую задачу — это, наверное, то, чем обладает только выпускник СПбГУ.
Когда мы находимся в поисках новых сотрудников, то всегда обращаем внимание на то, какой вуз они окончили. Не потому, что СПбГУ — это бренд. В первую очередь дело в том, что, знакомясь с выпускником Университета, знаем, какую школу он прошел. У него есть некий внутренний стержень, он обладает самодисциплиной, имеет представление о тайм‑менеджменте. Это значит, он будет способен справиться с тем пулом задач, с которым он столкнется в первые месяцы работы. В активе компании большое количество проектов, и каждый день множество поручений приходит еще до того, как ты появляешься в офисе. Способность человека быстро ориентироваться в этом потоке во многом определяется тем, какую школу он прошел до этого.
Наталия Долоцкая. Как человек с философским образованием я дополню, что в универсантах развита аналитическая составляющая с точки зрения построения причинно‑следственных связей и умения задавать вопрос «зачем и почему». Это оказывается очень полезно при погружении в новую область или знакомстве с новым инструментом.
В Университете до сих пор сохраняется высокая учебная нагрузка, которая есть не во всех вузах. Действительно, без системности, анализа собственных действий и грамотного тайм‑менеджмента окончить СПбГУ будет сложно.
Как полученные знания помогают вам в текущей работе? Какие навыки оказались особенно полезны?
Алексей Казьмин. Практически все предметы, которые я изучал в Университете, мне пригодились. Возможно, это специфика экономического факультета, но уже тогда, в середине 2000‑х годов, все курсы были заточены под практику. Корпоративные финансы, экономика предприятия, эконометрика, экономика отраслевых рынков, микро- и макроэкономика — эти дисциплины я изучаю до сих пор, чтобы постоянно держать себя в тонусе. Когда находишь книги, по которым ты учился, то восстанавливаешь материал в памяти, а нужные инструменты, формулы, расчеты всегда находятся в голове. Университет научил корректно и быстро считать, разбираться в причинно‑следственных связях, искать скрытые, неочевидные с точки зрения цифр и материалов взаимосвязи. И конечно, многие предметы, которые мы проходили на ознакомительном курсе, были полезны для общего развития.
Камая Бриус. Меня Университет научил быстро обрабатывать гигантские объемы информации и правильно коммуницировать с любыми людьми. После семи лет подготовки на факультете журналистики ты можешь найти подход к кому угодно, вне зависимости от его темперамента, взглядов, настроения, и сделать так, чтобы ваша коммуникация была успешной.
А еще справляться с любым стрессом и приобрести психологическую устойчивость к любым внешним раздражителям, нагрузке с гигантским объемом информации, которую тебе нужно обработать, понять, изучить. У меня, в отличие от Алексея, нет экономического образования, и когда мои руководители приходят ко мне с финансовыми показателями или поручают высчитать финансовую модель, то я приступаю к мозговому штурму, чтобы мои знания были не поверхностными. Нужно понимать, о чем рассказываешь, — именно этому нас учили на журфаке.
Наталия Долоцкая. Во время обучения ты можешь определиться с дальнейшим карьерным треком и научиться видеть картину мира целостно, поскольку понять философские течения можно только разобравшись в их структуре и их связи с современными им историческими и культурными событиями и явлениями. Что, безусловно, влияет и на «общую образованность», если можно так сказать. На программе «Прикладная этика» ты так или иначе формируешь свою ценностную систему, понимаешь, как смотришь на мир, что тебе близко, а что нет. Кроме того, вы изучаете разные предметные области: биологическую этику, политическую, юридическую и так далее. Довольно большой блок дисциплин, которые связаны с бизнесом и хозяйственной этикой, только подтвердили мое желание дальше развиваться в сфере, связанной с маркетингом. Поэтому второе образование я получала именно в этом направлении. Знаю, что некоторые из моих одногруппников после окончания учебы пошли на государственную службу, а другие занимаются пиаром и связями с общественностью.
Алексей Казьмин. Так спустя некоторое время мы — экономист, журналист и философ —оказались в одной команде. Конечно, это большая находка. Под управлением нашей компании находятся 15 проектов. Мы развиваем большую экосистему продуктов и проектов в индустрии гостеприимства, развлечений, отелей и бизнеса вокруг Ладожского озера.
Как за последние годы в России изменились представление об организации отдыха и запросы граждан?
Алексей Казьмин. Очень сильно. Гости стали более требовательными и в то же время отчетливо формируют ожидания того, что они хотели бы получить за свои деньги. Они делают запрос на расширение инфраструктуры, повышение качества сервиса, чтобы отели стали более клиентоцентричными. И отельеры, подстраиваясь под их них, улучшают свой продукт и формируют новую повестку — в России появляется много интересных проектов, индустрия активно развивается. Еще 20 лет назад отдых был в большей части выездным. Мы практически импортировали сферу услуг и, с точки зрения экономики, теряли на этом. А сейчас внутренний рынок стал привлекательным — как инвестиционно, так и туристически, поэтому отдыхать в России стало популярно и предсказуемо. Работа нашей команды — формировать правильные продуктовые предложения и правильно доносить информацию до гостей.
На мой взгляд, сегодня мало кого интересует просто размещение в отеле, хотя это важная составляющая отдыха. Конкуренция начинается за различные впечатления, локации, сервисы, активности, инфраструктуру и возможности для гостей. Нужно уметь дифференцироваться от конкурентов, строить хорошую маркетинговую политику, искать партнеров, думать о трансфере и сопутствующих услугах. Но если будут недочеты в базовых атрибутах, например человек не выспался из‑за того, что кровать жесткая или подушка неудобная, то общее впечатление смажется и он поставит низкую оценку.
Камая Бриус. Мне кажется, сегодня необходима забота о госте на все 360 градусов, поскольку при планировании отдыха он выбирает не отель, а то, чем может заняться и в какой атмосфере провести три‑четыре дня свободного времени, а это очень ценный ресурс, особенно у людей, живущих в крупных городах. Сейчас при организации отдыха в первую очередь акцент делается на выборе локации. И это наше сильное конкурентное преимущество, поскольку отели сети «Точка на карте», например, всегда расположены у водоемов или рек и все номера панорамные. Внимание к гостю проявляется в каждом касании, начиная от выбора подушек до атмосферы, в которую он попадает, приходя на ресепшен или в свой номер. Он должен чувствовать по запаху, по обстановке, по виду из окна, даже по влажности воздуха, что здесь ему будет хорошо и комфортно.
Наверное, наша задача заключается и в том, чтобы проникнуть в сознание гостя еще до того, как он начинает планировать отдых, и цепляться за любой повод контакта с ним. Нужно входить в его инфоповестку не просто в виде рекламы, а использовать инфоповоды, которые дают возможность завести опосредованный диалог, обратить на себя внимание и показать, что это не просто отель, а практически целая философия.
Наталия Долоцкая. Получается, что мы загодя формируем представление об идеальном отдыхе и ему уже соответствуем. Не всегда у человека, когда он хочет отдохнуть и перезагрузиться, есть четкое представление о том, чего он хочет. Зачастую бывает наоборот: мы выходим со своим предложением, которое сформирует вашу картину того, что вы хотели бы получить. Добавлю, что, на мой взгляд, за последние годы усилилось влияние бренда: когда человек выбирает конкретный отель, то рассматривает его «имя» как гарантию того, что его отдых действительно будет качественным.
Почему, на ваш взгляд, гость стал понятнее?
Камая Бриус. К нам приезжают гости, которые переориентировались с поездок в привычные для них страны и дорогие отели. У них большая насмотренность и, соответственно, высокие ожидания того, как должен выглядеть их отдых. Поэтому мы понимаем, на что ориентироваться и к какому уровню сервиса нужно стремиться. Еще десять лет назад мы видели гостей как семейные пары с детьми или без них, сейчас же информация о них анализируется до атомов.
Интеграция нового в ландшафт или в историческое пространство уже давно является общей мировой тенденцией, и у вашей управляющей компании есть опыт работы с такими проектами, среди которых парк‑отель с действующим музеем и сеть отелей, оказывающих минимальное влияние на природу. Почему важно бережное отношение к окружающей среде, природной или исторической?
Алексей Казьмин. Наша задача — сформировать продукт, который бы являлся гарантом качества.
Наша управляющая компания в первую очередь развивает Ленинградскую область, Республику Карелия и малые города. Традиционно отели ставятся там, где это логично сделать с точки зрения бизнеса и маркетинговых исследований. У нас же они появились в неочевидных на первый взгляд локациях. Для нас важно думать комплексно, сопряженно, чтобы каждая точка добавляла смысла и ценности другой, но при этом была непохожей на другие и учитывала локальные особенности. Отель строится так, чтобы он не диссонировал с окружающей средой, а был ее частью. Мы проехали не один круг вокруг Ладожского озера и понимаем не только боли этого региона, но и его огромные перспективы. С 2017 по 2024 год на наших глазах там произошли колоссальные трансформации с точки зрения улучшения качества продукта.
У нас есть еще один большой проект. Совместно с оператором «Игора тур» мы участвовали в конкурсе Агентства стратегических инициатив под патронажем Правительства Российской Федерации. Перед нами была поставлена задача сформировать неочевидные туристические маршруты так, чтобы максимально интегрировать в них достопримечательности и локальную идентичность каждого региона. В рамках этого акселератора мы разработали три туристических продукта. Да, регионы развивать действительно важно, и у нас это получается, в том числе когда мы такие создаем интересные концептуальные маршруты и пытаемся корректно и четко доносить информацию о них до нашей целевой аудитории.
Камая Бриус. Локации, в которых стоят наши отели, абсолютно неочевидны, но притягательны по своим природным характеристикам. Например, в Лодейном Поле отель находится прямо на берегу реки Свирь с самыми сочными апельсиновыми закатами на всей территории Ленинградской области. Сначала там появился отель, а потом город появился в инфополе как туристическая точка. Туда начал стягиваться поток туристов, которые едут в автопутешествия вокруг Ладоги. Теперь озеро можно целиком объехать на машине, поскольку там есть хорошие дороги, качественная инфраструктура и отели, в которых можно останавливаться. Это не глэмпинги или палатки и не гостиницы, построенные в 60‑х и там же оставшиеся по уровню сервиса и питания.
Добавлю, что наши туристические продукты прорабатываются для человека, который не собирается в масштабное путешествие, а хочет вырваться с семьей на выходные в загородный отель. Поэтому каждое его касание с нашими сервисами будет пропитано этой локальностью. Любое блюдо, которое он закажет, будет привязано к аутентичной кухне и продуктам, производящимся именно в этом регионе. А если он захочет покататься на квадроциклах или снегоходах, ему будут предложены авторские маршруты, которые специалисты центра активного отдыха прокладывают совместно с краеведами, проверяя на безопасность и доступность. В путешествии делаются остановки, во время которых гостю рассказывают про историю места.
Как вы думаете, что требуется для развития внутреннего туризма в России? Чего не хватает?
Алексей Казьмин. Сейчас эта индустрия активно растет. В мире средний процент вклада туризма в ВВП составляет 5‑6 %, а в нашей стране он пока находится на уровне 3 %, и поставлена задача вырасти до 5 % в ближайшие годы, а значит, есть куда расти и что развивать.
Все‑таки внутренний туризм — это базовая потребность: людям нужно где‑то отдыхать и восстанавливаться, тем более что все работают в стрессовых условиях цифровизации и постоянного взаимодействия с гаджетами. Осознанность и перезагрузка необходимы, и индустрия отдыха будет активно развиваться. Это происходит уже сейчас. Государство заявляет множество планов, в их числе проект по строительству курортов «Пять морей и озеро Байкал», и в перспективе по всей территории России появится множество отелей. Многое делается для того, чтобы перезапустить эту отрасль, сделать еще более прогрессивной и экономически привлекательной. Например, для гостиниц был введен нулевой процент по НДС, выдаются субсидии и гранты.
В то же время исследования показывают, что средний доход сотрудников отелей и ресторанов существенно ниже, чем в других сопутствующих индустриях. Нужно через колледжи и университеты повышать престиж профессии, чтобы в нее приходили талантливые ребята, но и перед работодателями стоит задача формировать такие условия труда, чтобы работать было действительно интересно. Отмечу, что многие современные программы обучения не очень хорошо адаптированы под современные реалии. Студентам не рассказывают, как развивать мягкие навыки в коммуникации, как решать проблемы в состоянии стресса, обращаться с гостями, у которых что‑то идет не так, и уметь управлять их эмоциями. И особенно активно нужно развивать навык общения.
Камая Бриус. Развитие туризма в России невозможно без качественно подготовленного персонала. Я не говорю об уровне Швейцарии, но его нужно повышать и делать профессию привлекательной, поскольку здесь есть потенциал, хороший заработок и карьерное развитие. Необходимо обучать персонал и менять подход к понятию работы в индустрии гостеприимства и, в частности, в сервисе. Руководящие должности могут закрепляться и за привлеченными специалистами из разных регионов России, обладающими опытом работы в других крупных проектах. А средний и линейный персонал проходит обучение, вникает в повестку «Точек на карте», «Дачи Винтера», курорта «Игора» и других имеющихся у нас активов. Они гордятся тем, что работают с этими брендами, и за счет этого в том числе обеспечивается высокий уровень сервиса.
Наталия Долоцкая. Я бы сказала, что внутреннему туризму в России не хватает структурности и понятности предложения. Если мы говорим про «Точки на карте», то клиенту ясно, что ожидать от отдыха в этих местах: спокойствия, уединения, перезагрузки. Но часто даже с конкретным запросом не всегда понятно, куда с ним идти. У человека могут быть на слуху шумная Москва, где происходит много событий, Санкт‑Петербург, города Золотого кольца или доступные в ближайшей к нему части страны города‑миллионники. И часто бывает так, что тебе известно какое‑то географическое название, но ты не понимаешь, что в этом городе можно делать. На мой взгляд, не хватает доступного для всех информационного поля, которое помогло бы клиентам решать их задачи. Создавать его должны в кооперации те, кто находится внутри туристического бизнеса, и государственные органы.
Рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с СПбГУ, и если да, то в каких направлениях? Экспертов или обучающихся каких специальностей вам было бы интересно привлечь к реализации своих проектов?
Алексей Казьмин. Сейчас мы видим три основных направления взаимодействия: организация стажировок, работа в сфере урбанистики и рассказ студентам об индустрии гостеприимства.
Мы уже начали работу с Высшей школой менеджмента СПбГУ и выстраиваем повестку по сотрудничеству, которое будет включать в том числе проведение студенческих практик. Один кандидат летом уже прошел стажировку, и мы закрепили ментора и определили индивидуальный план развития.
У нас есть планы по сотрудничеству с Летней школой урбанистики, которая реализуется на базе ВШМ СПбГУ. Вместе с ее участниками мы продолжим работать над развитием восточного побережья Ладожского озера и решать, как сделать Олонец, Лодейное Поле, Видлицу и Старую Ладогу более привлекательными и интересными для туристов, чтобы они стали магнитами для притяжения наших гостей.
Также как представители индустрии гостеприимства мы могли бы проводить для студентов лекции, мастер‑классы и рассказывать о нашей работе, показывая эту сферу изнутри. Если мы говорим, что нужно повышать значимость и престижность профессии, то начинать следует с себя. Я, например, могу рассказать будущим экономистам, что они могут построить карьеру не только в банке или IT‑компании, но и в сфере гостеприимства, в которой также мыслят характеристиками макроэкономики и занимаются искусственным интеллектом. А Камая расскажет студентам‑журналистам, чем эта область интересна для будущих представителей средств массовой информации.
Еще у нас есть проект в области геоаналитики и пространственного развития, который мы делаем с другими партнерами, ― маркировка на географических сервисах данных, такая задача на стыке математики, программирования и географии. Мне кажется, можно подумать о перспективах развития сотрудничества с СПбГУ и в этом направлении.