«Участие в конкурсе на соискание именной стипендии — прекрасная возможность проверить себя»
У студентов Санкт‑Петербургского университета, активно участвующих в научной, общественной, спортивной и творческой деятельности, есть много возможностей получать стипендии. Универсанты, победившие сразу в нескольких стипендиальных конкурсах, поделились своим опытом и рассказали о том, как им удалось добиться высоких результатов.
Дмитрий Ткаченко
«Химия», бакалавриат, 4 курс
Обладатель именной стипендии имени М. В. Ломоносова и повышенной государственной академической стипендии
Расскажите, пожалуйста, о своих учебных и научных успехах — за какие достижения вам присудили повышенную академическую стипендию в СПбГУ?
Специальные стипендии за особые достижения: для кого доступны и как получить?
С середины первого курса, то есть уже почти три года, я являюсь частью научной группы, которая занимается синтезом и исследованием наночастиц и наноструктурированных материалов. За это время мне удалось не только успешно защитить несколько курсовых работ, но и поближе познакомиться с наукой, с тем, что мне интересно. Результаты исследований я смог представить на конференциях Института химии силикатов РАН в Санкт‑Петербурге, на научных мероприятиях в Институте металлургии и материаловедения РАН, а также в Институте общей и неорганической химии РАН в Москве и на Всероссийском форуме «Наука будущего — наука молодых» в Орле. Я являюсь соавтором статьи Regulation and prediction of defect-related properties in ZnO nanosheets: synthesis, morphological and structural parameters, DFT study and QSPR modelling в высокорейтинговом журнале Applied Surface Science, а также корреспондирующим автором статьи Influence of doping with Co, Cu and Ni on the morphological and structural parameters and functional properties of ZnO nanoobjects в журнале Materials Chemistry and Physics. В данный момент я по совместительству выполняю работы по гранту РНФ № 23‑23‑00220, в рамках которого разрабатываю новый контрастный материал для МРТ.
Мне всегда казалась важной популяризация науки среди детей и молодежи, а также презентация разработок для их привнесения в повседневную жизнь. Для этого я помогал в организации экспозиции «Неорганические материалы для устойчивого развития» на Санкт‑Петербургском международном научно‑исследовательском салоне и выставке «Кадры. Управление. Безопасность».
Стать обладателем повышенной академической стипендии мне помогли и отличные отметки за последние два года. Однако я рад, что у меня, как у студента СПбГУ, есть возможность совмещать учебу с научной деятельностью.
Моя жизнь не ограничивается наукой. Свое свободное время я не представляю без культуры в самом широком смысле этого слова. Я люблю читать и время от времени публикую и свои произведения. Вот, например, одна из моих последних публикаций. Фотография — еще одно мое увлечение. В прошлом году моя работа попала на фотовыставку в Таврическом дворце в рамках конкурса «Петербург — в мире, мир — в Петербурге...».
Как вы узнали о стипендиальном конкурсе, в котором участвовали? Какие требования выдвигались к соискателям? Каким был конкурс на эту именную стипендию?
Об именной стипендии имени М. В. Ломоносова я узнал из публикации на интернет‑странице Управления по работе с молодежью СПбГУ. От соискателей требовалось наличие только отличных отметок за последний учебный год, а также ведение работы над проектом в области естественных наук. Приветствовалось наличие публикаций по уже проведенной части исследования. Сам конкурс проходил в два этапа — заочный и очный. На первом оценивались портфолио соискателя и описание его научного проекта. На втором кандидат защищал свою работу перед комиссией.
Я представлял проект, направленный на решение проблемы загрязнения сточных вод антибиотиками, красителями и гормонами. Источниками этих веществ являются медицинские учреждения, животноводческие фермы, предприятия текстильной промышленности и даже обыкновенные домохозяйства. Попадая в окружающую среду, они не только оказывают негативное влияние на живые организмы и человека, но и создают риски появления супербактерий, резистентных ко всем имеющимся ныне антибиотикам.
Именно поэтому актуальным становится поиск решений безотходной утилизации этих веществ. В рамках своего проекта я предлагаю использовать дешевые в получении, нетоксичные и стабильные наночастицы оксида цинка. Освещая загрязненную воду светом от обыкновенной светодиодной лампы в присутствии наночастиц оксида цинка, можно быстро и эффективно избавиться от упомянутых загрязнителей. На данном этапе решено уже много вопросов, но для реального применения наночастиц необходимо преодолеть еще несколько трудностей. Над этим я и продолжаю работать.
Что мотивировало вас участвовать в конкурсе, помимо возможности получить финансовую поддержку? Чем это было важно для вас? Как эта победа и путь к ней помогли в вашем научном становлении?
Участие в конкурсе на соискание именной стипендии — это прекрасная возможность проверить себя. Во‑первых, это получение ответа на вопрос, способен ли ты защитить свою работу и убедить комиссию, что именно твой проект достоин поддержки. Во‑вторых, подготовка к защите позволяет еще раз осознать, что было сделано, какие вопросы остались нерешенными и куда двигаться дальше. В‑третьих, это возможность посмотреть, над чем работают коллеги в других областях, понять тенденции, актуальные проблемы и нерешенные вопросы. В целом участие позволяет получить опыт, который, несомненно, необходим для успешной дальнейшей работы.
Насколько сложно было участвовать в конкурсе на получение именной стипендии? Трудно ли было совмещать это с учебой? Хотелось бы вам поучаствовать в конкурсах еще и других организаций?
Получению именной стипендии имени М. В. Ломоносова предшествовал не один год работы во внеучебное время. Кажущаяся простота самой защиты проекта основана на тяжелой и долгой работе в течение последних нескольких лет. Но как бы ни было трудно совмещать учебу и работу в научной группе, мне всегда было интересно как одно, так и другое. Здесь я без тени сомнения могу согласиться со словами Конфуция: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Хочу отметить, что лично для меня сам путь не был так гладок, как может показаться с первого взгляда. Я являюсь иностранным студентом, и год моего поступления в Университет совпал с годом начала пандемии. В связи с закрытием границ я полтора года не мог въехать в страну. Из‑за этого мне всю учебную программу приходилось осваивать удаленно, а по прибытии выполнять несданные лабораторные работы, зачеты и экзамены. К счастью, все закончилось благополучно, и я рад, что сейчас имею возможность быть студентом в самом полном понимании этого слова. Если говорить про конкурсы других организаций, то я открыт чему‑то новому. Однако, к большому сожалению, и здесь это сопряжено с некоторыми сложностями. На данный момент в России все еще очень много конкурсов, грантов, стипендий и мероприятий, которые доступны только для граждан Российской Федерации. Это ограничивает мои возможности, хотя желание участвовать, несомненно, есть.
Есть ли среди ваших сокурсников другие стипендиаты? Многие ли из них подают заявки на участие в стипендиальных конкурсах и почему?
Немало стипендиатов есть и среди моих сокурсников. Очень многие из них ведут активную организационную деятельность, являются членами студенческих советов, комиссий и научных обществ, выступают в качестве волонтеров на мероприятиях различного уровня. Конкурсный отбор на повышенную стипендию всегда очень серьезный, так как среди ребят есть много достойных поощрения. Как мне кажется, стипендия — это своеобразное признание, награда за твои труды, что, возможно, служит мотивацией для дальнейших свершений.
Я однозначно советую ребятам не бояться участвовать в конкурсах на получение именных стипендий. Каждое участие — это дополнительный опыт, а опыта много не бывает. Для начинающего исследователя это еще и отличная возможность получить навыки представления своего проекта перед разными аудиториями. Наконец, чем больше соискателей, тем выше конкуренция, а здоровая конкуренция является фактором роста.
Андрей Денисов
«Геологическое сопровождение разработки месторождений углеводородов», магистратура,1 курс
Обладатель стипендии ПАО «Газпром нефть» (геология) и повышенной государственной академической стипендии
Повышенную стипендию я впервые получил в 2022 году. На момент подачи заявки у меня был обширный волонтерский опыт, который до сих пор приносит мне бо́льшую часть баллов, а также несколько грамот за призовые места в вузовских конкурсах. В 2022 году я подавал статью на олимпиаду Petropolitan Science (Re)Search, но не успел подготовить материал в срок и сошел с дистанции. В прошлом году получилось лучше — за очную защиту набрал максимальный балл. Несмотря на то, что по сумме баллов пройти в призеры не удалось, впечатления остались положительные. Советую всем участвовать. Это могут сделать представители всех направлений подготовки, поскольку участников делят по секциям. В моей, например, участвовали географы, экологи, почвоведы и нефтяники. Кроме того, на 4 курсе бакалавриата я активно публиковался в научных журналах, за что тоже полагаются баллы.
Волонтерством я занимаюсь с 2022 года. За эти годы мне удалось попробовать себя в различных направлениях, начиная от патриотики и событийного волонтерства и заканчивая социальным волонтерством и благотворительностью. Участвовал в международных, всероссийских, региональных и внутривузовских мероприятиях. За два года собрал внушительное портфолио, и у меня сложилось представление, в каком направлении будет интересно двигаться: недавно я аттестовался на поисковика, хочу попробовать себя в этой сфере. Мечтаю помогать студентам‑новичкам освоиться, рассказывая о тонкостях волонтерского дела. А недавно я стал представителем Волонтерского центра СПбГУ от Института наук о Земле, помогаю первокурсникам освоиться в Университете.
Ключевым для меня стало событийное волонтерство. Мне довелось участвовать в марафонах, конференциях, концертах, выставках. За это время выделил для себя любимые мероприятия: например, второй год подряд участвую в «Алых парусах» и «Свече памяти». Событийное направление — это один из самых доступных способов погрузиться в волонтерство. Поначалу было непросто совмещать эту деятельность с учебой и работой, но впоследствии пришло понимание, как организовать свободное время и провести его с пользой. Я активно просматриваю волонтерские паблики и выбираю удобный график смен. Последнее время по будням остается мало времени, получается уделить разве что выходной день.
Еще во время учебы в бакалавриате я узнал, что обучающимся программы «Геологическое сопровождение разработки месторождений углеводородов» полагается стипендия за получение оценок только «хорошо» и «отлично». Отчасти это мотивировало меня поступать именно на нее, но главным критерием моего выбора стал интерес к геологическому направлению и моделированию — можно сказать, это наша будущая специализация. Конкурс в магистратуру в этом году был немаленький, разница между абитуриентами в списке составляла буквально один‑два балла. Учитывались научные публикации, участие в олимпиадах, стажировках и, конечно, опыт работы. Все свои достижения я получал преимущественно на 3‑4 курсе бакалавриата, когда пришло понимание, в каком направлении хочется развиваться. Но на достигнутом я не останавливаюсь, всегда есть над чем работать. Кроме того, на четвертом курсе я узнал о стипендии Фонда Владимира Потанина. Участвовать в конкурсе могут студенты магистратуры и аспирантуры, и я ждал зачисления, чтобы подать заявку. В настоящее время анкета находится на стадии рассмотрения. Надеюсь, меня ждут хорошие новости!
Конечно, для получения стипендии пришлось проявить упорство, это результат планомерного труда в течение почти двух лет. Совмещать участие в конкурсах с учебой вполне по силам. Некоторые ребята на выпускных курсах умудрялись еще и работать, тут вопрос скорее желания, а время найдется. Конечно, были моменты, когда времени не хватало: однажды я участвовал сразу в двух конференциях, сначала удаленно в Казани, а на следующий день очно с этим же самым докладом в Санкт‑Петербурге. Вспоминаю теперь с улыбкой.
Мне хотелось бы поучаствовать еще и в других конкурсах — например, в отборе на именную стипендию «Роснефти». Дело даже не в финансовой поддержке, хотя это и приятная награда, гораздо важнее азарт соревнования с лучшими из лучших, своими сокурсниками. Мои одногруппники получают стипендию «Газпром нефти», а несколько человек еще и повышенную академическую стипендию. Все стараются. Некоторые в бакалавриате выигрывали именную стипендию «Роснефти», что однозначно похвально. Кроме того, участие в конкурсах ― это возможность набраться ценного опыта.
Я советую другим студентам пробовать свои силы. Нет ничего страшного, если не будет получаться с первого раза. Это касается не только студентов Института наук о Земле СПбГУ: есть именные стипендии для гуманитарных направлений, технических, да и про гранты можно отдельный разговор начать. В большинстве известных мне конкурсов требуются научные публикации — вот прекрасный повод начать писать. Если понравится, можно продолжить обучение в аспирантуре и стать научным сотрудником, все в наших руках.