Ученые СПбГУ в ходе Форума здоровья обсудили, к чему может привести стандартизация медицины
Ученые‑медики, юристы Санкт‑Петербургского университета и врачи Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ приняли участие в Петербургском международном форуме здоровья. В ходе круглого стола «Врач«и пациент» эксперты обсудили, почему патерналистский подход в медицине перестал работать, всегда ли разумен подход «пациент всегда прав» и к чему приводит стандартизация лечения.
Ученые заметили, что в России до сих пор сильно развита патерналистская модель коммуникации между врачом и пациентом. Врач выступает для пациента учителем, родителем, а пациент в свою очередь берет на себя роль ученика и ребенка. Он не может принимать взвешенных решений и нести ответственности за свои действия. От такой модели, уверены эксперты, пришло время отойти. Сегодня стоит выстраивать коммуникацию по так называемой коллегиальной модели, где врач и пациент будут тандемом, партнерами — врач информирует о процессе лечения, а пациент имеет право выбирать, оценивать, советоваться.
Модератором секции выступила доцент кафедры организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ Лидия Сопрун. Участие в обсуждении приняли директор Клиники СПбГУ Дмитрий Шкарупа, декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов, заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ Игорь Акулин, заместитель директора по лечебной работе Клиники СПбГУ Андрей Шульгин, ассистент кафедры факультетской терапии СПбГУ Наталия Гаврилова и другие ведущие петербургские эксперты.
Заведующий терапевтическим отделением, врач‑нефролог Павел Кислый рассказал, что коллектив Клиники имени Н. И. Пирогова СПбГУ начал переход именно к такой системе. Так, летом 2023 года в клинике был создан Этический кодекс, в котором указаны основные принципы взаимодействия между пациентом и врачом. Согласно тексту документа, врач не вправе прямо или косвенно демонстрировать свое превосходство с коллегами и пациентами.
«Пациент — наш партнер, он является равноправным участником лечебного процесса, и результат лечения во многом зависит от него. Пациент имеет полное право на исчерпывающее информирование обо всем, что касается его здоровья», — говорится в тексте кодекса.
Участники круглого стола подчеркнули, что информирование не должно быть формальным, шаблонным, выраженным только на бумаге. Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов, обобщая тенденции государственной политики в сфере здравоохранения, отметил, что действующий закон действительно провозглашает защиту автономии пациента, в том числе выраженную во внедрении в коммуникацию с пациентами информированного согласия. Однако, по словам юристов, на практике это не означает, что пациент при этом может участвовать в принятии медицинских решений, выбирать виды диагностики, лечения. Ставя подпись под документом, пациент дает согласие на то, что уже решил врач. Более того, подписание информированного согласия часто воспринимается пациентом как формальность и попытка врачей переложить на него часть ответственности — ознакомился, подписал, значит, осознавал последствия. Это только усугубляет и без того сложный климат в сфере оказания медицинских услуг.
Так, за последние годы практика возбуждения уголовных дел, касающихся врачей, увеличилась в несколько раз. В России почти полностью отсутствует практика решения споров с привлечением страховых компаний или в гражданском процессе. Чаще всего жалобы пациентов сразу направляются в Следственный комитет и рассматриваются с точки зрения вины врача.
Законодатель внедряет все больше и больше стандартов, клинических рекомендаций, порядков. Стандартизация деятельности врачей, с одной стороны, призвана внести определенность в отношения между врачом и пациентом, но с другой стороны — все чаще становится причиной вмешательства государственных органов в деятельность врачей. Это приводит к тому, что врачи боятся рисковать и использовать нестандартизированные способы диагностики и лечения, без которых, объясняют врачи, порой не обойтись, особенно когда дело касается новых, неизученных диагнозов.
Искусственный интеллект в здравоохранении внедряют 70 регионов России
Один из примеров революционного подхода к лечению неизвестного ранее заболевания — постковидного синдрома — Центр по изучению аутоиммунных заболеваний и последствий новой коронавирусной инфекции имени профессора И. Шенфельлда СПбГУ. Ученые Университета и врачи Клиники имени Н. И. Пирогова СПбГУ смогли объединить знания и опыт, чтобы дать пациентам с самыми разными симптомами надежду на здоровую жизнь. Врач‑невролог Клиники СПбГУ, ассистент кафедры факультетской терапии Наталия Гаврилова объяснила, что пациентам с синдромом хронической усталости, болями в мышцах, так называемым туманом в голове, нарушениями сердечного ритма, не подходящими в качестве симптома ни под одно из известных заболеваний, раньше не уделяли достаточно внимания, а лечение было исключительно симптоматическим. Сегодня ученые знают, что такие жалобы могут следовать за вирусной инфекцией и без комплексного подхода, которого придерживаются в СПбГУ, выздоровление пациентов маловероятно.
В таких сложных ситуациях очень важно тонко настроить доверие между пациентом и врачом, пациентом и медицинской организацией, и здесь на первый план выходит умение выстроить эффективную коммуникацию. «Пациент всегда настроен на взаимодействие, это в его интересах. Важно научиться использовать его потенциал, его желание», — заметил профессор Игорь Акулин.
В Санкт‑Петербургском университете эта тема получила развитие в исследовании «Социальные отношения в российской системе здравоохранения». Под руководством декана юридического факультета СПбГУ Сергея Белова создана рабочая группа, куда вошли юристы, социологи, управленцы, лингвисты, экономисты и психологи. Работая в команде, эксперты разрабатывают общие подходы, призванные кардинально поменять взгляд на проблему коммуникации в российском здравоохранении и дать пациенту и врачу возможность поговорить на одном языке и добиться главной цели — жизни без болезни.