«Путь развития — это всегда путь усложнения»: эксперты СПбГУ приняли участие в областном педагогическом совете
В Год педагога и наставника состоялся традиционный педагогический совет Ленинградской области, который объединил более 600 учителей, преподавателей и педагогов региона. В ходе мероприятия был организован экспертный диалог под руководством директора Института педагогики Санкт‑Петербургского университета, члена‑корреспондента Российской академии образования Елены Казаковой.
Педагогический совет является важной площадкой для обмена опытом, накопленными знаниями и предложениями по решению актуальных проблем в сфере регионального образования. В этом году центральной темой заседания стало обсуждение вопросов формирования единого образовательного пространства на территории России и создания суверенной системы образования, которая будет являться залогом стабильности и безопасности российского государства.
С приветственным словом к воспитателям, педагогам и преподавателям дошкольных, средних и высших учебных заведений обратился министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Он поблагодарил присутствующих за последовательную реализацию поставленных задач и неравнодушное отношение к профессиональному делу. Министр также подчеркнул, что главным направлением работы для всех специалистов просветительской среды является создание единого независимого образовательного пространства, которое будет способствовать воспитанию традиционных духовно‑нравственных ценностей.
Сергей Кравцов также напомнил об активной поддержке интеграции в систему образования новых регионов, что расширит границы возможностей школьного и профессионального обучения и обеспечит равные условия получения образования для всех студентов, независимо от их места проживания.
В этом году на программы бакалавриата и специалитета в Санкт‑Петербургский университет поступило более 106 000 заявлений о приеме, что на 31 % больше, чем в прошлом учебном периоде. Среди поступивших — школьники, набравшие 300 баллов за все выпускные экзамены, и победители Международной олимпиады школьников 2023 года по математике. Средний показатель ЕГЭ зачисленных на общие места превысил 90 баллов.
Кроме того, министр просвещения РФ упомянул рост социальных программ и денежных выплат, способствующих карьерному продвижению и непрерывному профессиональному развитию педагогов. Он подчеркнул, что основной целью политики России в области образования и науки является вхождение в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Высокий уровень подготовки учащихся и эффективность системы обучения подтверждается их победами на международных олимпиадах.
Сергей Кравцов выразил уверенность, что дальнейшее взаимодействие будет таким же эффективным, потому что профессиональная работа деятелей российской педагогической науки и специалистов в области методологии и развития образования является не только делом сердца, но и важным стратегическим элементом развития страны.
С началом нового учебного года наставников, воспитателей, преподавателей вузов и научных учреждений России поздравила председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Реброва. Она рассказала, какие успехи были достигнуты в образовательной системе в прошлом году, и обозначила новые региональные задачи, поставленные перед учебными заведениями области. Ключевая из них — создание и развитие единого пространства образования как комплекса сущностей одного содержания, общеценностной идеологии и информационно‑событийного поля.
Команда СПбГУ стала победителем в международном математическом соревновании студентов IMC‑2023
«Тема педсовета "Суверенная система образования: региональный контекст" была выбрана нами как для осмысления, так и для общей установки на курс суверенизации через формирование единого образовательного стандарта на территории страны и нашей области», — сообщила Вероника Реброва.
Еще одним приоритетным направлением региональной системы является организация целевого обучения с целью развития региональной экономики отдельных субъектов РФ, социальной поддержки и содействия трудоустройству и профессиональному совершенствованию талантливой молодежи.
Сегодня каждое учреждение дошкольного, школьного, высшего и дополнительного обучения может заключить соглашение о целевой подготовке для своей организации. Так, Санкт‑Петербургский университет и комитет общего и профессионального образования Ленобласти подписали договор о сотрудничестве, в соответствии с которым в 2023 году был организован конкурс среди абитуриентов СПбГУ о целевом обучении с организациями Ленинградской области.
Более того, с целью популяризации научно‑методической поддержки работников и руководителей образования Ленинградской области и работы над актуальными вопросами в этом году был сформирован региональный методический совет, который возглавила директор Института педагогики СПбГУ, член‑корреспондент Российской академии образования Елена Казакова.
Она также приняла участие в одном из основных событий педагогического совета — экспертном диалоге, посвященном значению независимой и единой системы образования для института государственности и самого человека. Елена Ивановна подчеркнула, что ценностно‑смысловое ядро в решениях предстоящий задач — это знание, что система образования будет влиять на становление сильной, автономной, уверенной в себе России, где каждый, достигая собственного благополучия, вносит значительные ресурсы и в развитие страны.
Процесс ценностно‑смыслового становления начинается в семье, а продолжается в нашей с вами системе образования, и отнюдь не за счет мероприятивной педагогики. Важен призыв: переходить от разговоров о важном к важным делам.
Елена Казакова, директор Института педагогики СПбГУ, член‑корреспондент Российской академии образования
В ходе дискуссии участники обсуждали различные аспекты подготовки квалифицированных специалистов, включая актуальные проблемы материально‑технической базы, методик преподавания, сложности с внедрением современных цифровых технологий и взаимодействием с социальными структурами.
«Мы не будем надеяться на простые решения. Простые действия приводят к простым результатам, а путь развития — это всегда путь усложнения. В наш непростой век только сложные и способные к самостоятельным, свободным и согласованным действиям системы могут поддерживать такую необходимую нам всем стабильность, веру в себя, устремленность к новым целям», — отметила Елена Казакова.
В рамках мероприятия были также организованы шесть тематических секций, где поднимались вопросы современной модели профориентации, приоритетные задачи школьного образования, ключевые компоненты государственной политики в сфере воспитания и другие.
В завершение было решено внести все предложения и замечания в резолюцию, которая станет итоговым документом областного педагогического совета 2023 года. «Наш региональный педсовет дал старт и мощный посыл на реализацию ключевых задач в новом учебном году именно в контексте смысловой значимости, а не мероприятивных директив», — подводя итоги мероприятия, заключила председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Реброва.