Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Абитуриенты СПбГУ не желают ошибаться
Начальник управления по связям с общественностью О. Л. Тульсанова сообщила, что на портале СПбГУ на странице приемной комиссии создан новый раздел «Абитуриент, не допусти ошибку!». Здесь — по материалам обращений к ректору — проанализированы наиболее часто встречающиеся проблемы абитуриентов. За неделю зафиксировано более 7 000 просмотров этого раздела. Ректор еще раз напомнил о том, что во избежание возможных ошибок со всеми вопросами о приеме в СПбГУ абитуриентам и их родителям следует обращаться к сотрудникам комиссий по приему документов СПбГУ или к материалам соответствующего раздела портала СПбГУ.
Читайте в интервью ректора Он был первым, ответ 1, В кругу звездных друзей, ответ 1, Правила жизни Университета, ответы 9–11, За Нобелем, ответ 1, Университету кризис не страшен, ответы 11–14.
О ходе приема документов для поступления в СПбГУ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк напомнила, что 7 июля заканчивается прием документов на образовательные программы бакалавриата и специалитета творческой направленности, по которым предусмотрены дополнительные вступительные испытания (а по остальным программам — 24 июля). Она сообщила, что прием документов для поступления в СПбГУ на основные образовательные программы бакалавриата и специалитета проходит успешно, несмотря на то, что минимум баллов для участия в конкурсе был повышен по сравнению с приемом прошлого года, а число выпускников школ в этом году меньше, чем в прошлом году. Е. Г. Бабелюк отметила, что в этом году сотрудники управления по организации приема и управления по связям с общественностью много работали с выпускниками школ из разных регионов страны и за рубежом.
Прием документов в магистратуру заканчивается 11 июля, а в аспирантуру — 17 июля.
О кадровых мероприятиях в связи с решениями комиссии по этике
Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев проинформировал о мерах, принятых в связи с решениями комиссии по этике Ученого совета СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 29.06.2015, п. 2).
- В комиссию обратился доцент С. И. Селиванов с жалобой на то, что старший научный сотрудник С. Н. Морозкина в своей докторской диссертации использовала результаты их совместных исследований, не указав, что они были получены в ходе их научного сотрудничества. Комиссия рассмотрела жалобу и признала действия старшего научного сотрудника С. Н. Морозкиной нарушением норм научной этики. Кадровой службой были запрошены объяснения от старшего научного сотрудника С. Н. Морозкиной (срок ответа — 30 июня 2015 года). Объяснения не поступили. Дело, видимо, в том, что трудовой договор с С. Н. Морозкиной истек 30 июня. В. В. Еремеев сообщил, что администрация не планирует заключать новый трудовой договор с С. Н. Морозкиной.
- В комиссию обратились студенты-математики 2, 3 и 4 курсов с жалобой на то, что профессор Н. К. Косовский унижает их личное достоинство. Комиссия признала поведение профессора Н. К. Косовского не соответствующим этическим нормам общения с обучающимися. Профессор Н. К. Косовский освобожден от обязанностей заведующего кафедрой информатики.
- В комиссию обратилась профессор кафедры азиатских исследований университета им. А. Мицкевича (Республика Польша) А. А. Садыхова с жалобой на то, что профессор СПбГУ В. А. Ачкасов совершил плагиат из одной ее научной статьи и монографии в своей научной статье, опубликованной в журнале «Политэкс». Комиссия признала, что профессор В. А. Ачкасов нарушил общепринятые нормы использования источников в научных публикациях. Профессор В. А. Ачкасов освобожден от обязанностей заведующего кафедрой международных политических процессов.
- В комиссию обратилась старший научный сотрудник О. И. Глазунова с жалобой на то, что профессор В. В. Химик, ответственный редактор второго издания сборника «Учебные программы кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов» (2008) способствовал плагиату. Комиссия признала отсутствие в действиях профессора В. В. Химика нарушений нравственных традиций СПбГУ и этических норм. В. В. Еремеев отметил, что факт некорректного использования во втором издании сборника текстов О. И. Глазуновой из первого издания был установлен. Но от декана Филологического факультета пока не поступали какие-либо предложения.
В. В. Еремеев сообщил также и о других мероприятиях главного управления по организации работы с персоналом.
- Проверка показала, что в 2003 году руководство Канадского института английского языка обратилось в СПбГУ с просьбой заключить договор о сотрудничестве и выдавать дипломы о высшем образовании. Из-за того, что профессор А. В. Зеленщиков, заведующий кафедрой английского языка СПбГУ, превысил свои полномочия (он почему-то вёл переговоры с институтом), Университет несет серьезные имиджевые потери (см. Материалы ректорского совещания от 15.06.2015, п. 4). По результатам служебного разбирательства будет решаться вопрос о направлении информации в правоохранительные органы.
- В уставе общественной организации «Петербургское лингвистическое общество», созданной в конце 1990-х годов, задекларированы те же виды деятельности в области филологических наук, что и виды деятельности Университета. Учредители организации — работники Университета — не информировали администрацию об угрозе возникновения конфликта интересов, как это предписано их трудовыми договорами (см. Материалы ректорского совещания от 15.06.2015, п. 5). В. В. Еремеев сообщил, что ведется проверка, о результатах будет сообщено на одном из ректорских совещаний
См. также: Материалы ректорского совещания от 20.07.2015, п. 6; от 11.04.2016, п. 5; от 16.05.2016, п. 5.
Об отборе многосторонних научно-исследовательских проектов
На заседании представителей международных финансирующих организаций по отбору многосторонних научно-исследовательских проектов, которое прошло 1-2 июня в СПбГУ, проректор по экономике Е. Г. Чернова рассказала о правилах и порядке финансирования научных исследований в СПбГУ. Участники заседания отметили, что СПбГУ — единственный вуз России, который распределяет ресурсы на научные исследования только на конкурсной основе и с участием международных экспертов.
См. также: Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 1–4); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 4); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 7–8).
О мониторинге трудоустройства выпускников вузов
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что в перечень показателей эффективности деятельности вузов Минобрнауки РФ включило данные мониторинга трудоустройства и средней заработной платы выпускников вузов России. Сведения были предоставлены Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором и образовательными организациями. Из данных, полученных из этих организаций, следует, что количество выпускников российских вузов, трудоустроившихся после окончания учебы, составляет 75 %, а трудоустроившихся по специальности по некоторым направлениям подготовки — только 50 %. Конечно же, пока еще рано рассматривать результаты такого сбора информации (причем в том числе и от самих вузов — участников мониторинга) как дающие абсолютно достоверную информацию. Но с каждым годом эта информация будет всё более точной (министерство станет привлекать и другие источники получения информации, помимо самих вузов, Рособрнадзора и Пенсионного фонда). Такая информация, безусловно, необходима всем: и министерству, и вузам, и абитуриентам. Нельзя осуществлять набор на программы, выпускники которых не востребованы по специальности.
В связи с этим И. А. Дементьев привлек внимание к результатам мониторинга по СПбГУ, сформулировал ряд актуальных вопросов, касающихся проблемы целеполагания выпускников школ и вузов и выполнения показателей Программы развития СПбГУ. Зачем абитуриенты идут в вузы? Зачем выпускники образовательных программ СПбГУ выходят на рынок труда? Зачем выпускники программ бакалавриата идут в магистратуру, а выпускники программ магистратуры — в аспирантуру? Решение этих вопросов давно назрело, особенно если учесть, что контрольные цифры приема в вузы теперь определяются на один-два года вперед. Сегодня надо думать о формировании портфеля образовательных программ 2016-2017 годов (особенно программ высокого уровня) и о том, куда пойдут выпускники.
Отдельно стоит задача взаимодействия с выпускниками, получения от них обратной связи — чтобы в Университете узнавали об их трудоустройстве от них самих, а не только из мониторинга Минобрнауки. Для повышения эффективности такой работы директорам и деканам надо и самим более активно работать и более тесно сотрудничать с Ассоциацией выпускников СПбГУ, в первую очередь, способствовать пополнению Ассоциации выпускниками конкретных образовательных программ СПбГУ.
Ректор обратил внимание на контраст между заверениями некоторых руководителей наших образовательных программ о том, что «у нас все выпускники трудоустраиваются», и данными мониторинга. И на то, что самые лучшие выпускники-менеджеры магистерской программы MIB через 3 года после окончания СПбГУ зарабатывают до 40 тыс. долларов в год, а выпускники дополнительной программы EMBA — свыше 93 тыс. долларов в год. К такому результату привела продуманная работа руководства образовательной программы: образовательные программы СПбГУ в области менеджмента четко ориентированы на запросы работодателей, и у руководства программ есть постоянный контакт с выпускниками... Есть у нас и другие примеры. Например, одна из выпускниц одной из гуманитарных программ недавно рассказывала, что успешно работает в частной школе, преподает иностранный язык, хотя у нее нет профильного образования. Рядом с ней работают выпускники-филологи, но именно ее назначили старшей в группе преподавателей английского языка. А на вопрос, как же она преподает, не имея профильного филологического образования, учительница гордо объяснила: главное, что у нее появилось после окончания этой программы, — уверенность в собственных силах, и поэтому она теперь может успешно работать кем угодно... Такая оценка предназначения университетского образования не могла не вызвать соответствующей эмоциональной реакции участников ректорского совещания.
См. также: Материалы ректорского совещания от 30.11.2015, п. 5; Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13–16); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3); Николай Кропачев: «Компетенцию выпускников вуза должен определять работодатель (Российское агентство правовой и судебной информации, 26 июня 2015).
О минимальном размере оплаты проживания в общежитии
Проректор Е. Г. Чернова сообщила, что студенты не раз задавали вопросы о размере платы за общежития. Соответствующий запрос об установлении минимального размера оплаты был направлен из Университета в Минобрнауки РФ. Министерство направило запрос в Правительство РФ, и в ответ Правительство РФ поручило Министерству образования и науки РФ установить минимальный размер оплаты проживания в общежитии для студентов вузов, подведомственных Правительству РФ.
О взаимном признании дипломов России и Франции
Россия и Франция договорились взаимно признавать дипломы, в том числе документы о среднем и высшем образовании, о научной степени и звании. Теперь выпускники, получившие среднее общее или профессиональное образование в России, получают доступ к высшему образованию во Франции. А получившие диплом бакалавра во Франции могут поступать в вузы России. Всего у России подписаны соглашения о взаимном признании документов об образовании с более чем 50 странами.
Проректор Е. Г. Бабелюк отметила, что новое соглашение открывает большие возможности, позволяет Университету увеличить число иностранных студентов. Но известно, как французы относятся к обучению не на французском языке, значит, если мы хотим увеличить прием французских студентов, надо подготовить больше образовательных программ на французском языке в течение 2015-2016 гг. И при этом наши программы должны соответствовать европейским стандартам качества (см. также: Материалы ректорского совещания от 25.01.2016, п. 4).
Подготовка проекта положения о проведении конкурсов на замещение должностей НПР
По поручению ректора первый заместитель директора института ВШМ К. В. Кротов подробно проанализировал предложения директоров институтов и деканов факультетов по проекту «Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета» (см. Материалы ректорского совещания от 01.06.2015, п. 1) и в частности сообщил, что директора и деканы предлагают дополнить Положение информацией о процедуре и сроках подачи ректору (или уполномоченному ректором лицу) представлений или заявления претендента о проведении итогового голосования не на заседаниях ученых советов институтов / факультетов, а на заседании Ученого совета СПбГУ. Ставки НПР могут и не находиться в штатном расписании кафедр, как это уже сейчас имеет место в коллективе Института химии, и в связи с этим предлагается, чтобы в Положении содержались и такие пункты:
- кандидатуры на замещение должностей научно-педагогических работников предварительно рассматриваются на заседании кадровой комиссии учебно-научного института СПбГУ / факультета СПбГУ, указанной в приказе об объявлении о конкурсе (при её наличии), а затем на заседании коллектива кафедры СПбГУ (заседаниях коллективов кафедр СПбГУ), научного отдела или лаборатории СПбГУ
- заключение кадровой комиссии учебно-научного института СПбГУ / факультета СПбГУ (при ее наличии) передается секретарем этой комиссии членам коллектива кафедры СПбГУ (членам коллективов кафедр СПбГУ) до заседания коллектива кафедры СПбГУ (коллективов кафедр СПбГУ); если ставка, по которой объявлен конкурс, не находится в штатном расписании кафедры (отдела, лаборатории), заключение кадровой комиссии учебно-научного института СПбГУ / факультета СПбГУ по рекомендации кандидатур, участвующих в конкурсе, передается ученому секретарю соответствующего Ученого совета учебно-научного института СПбГУ / факультета СПбГУ
- предлагается заключение кадровой комиссии направлять в ученый совет, как это в настоящее время и происходит, а не коллективам кафедр перед заседанием. Мнение коллектива кафедры должно основываться на объективной оценке компетенций кандидата в данной экспертной области; кадровая же комиссия может учитывать и ряд других требований. Целесообразно отделить мнение кафедры от мнения кадровой комиссии, не все члены которой являются экспертами в области педагогической и научной деятельности кандидата
- прямо закрепить правило, что в случае выборов на альтернативной основе при наличии более чем одного кандидата предусмотреть, что кандидаты, являющиеся членами коллективов кафедр и членами ученых советов институтов / факультетов СПбГУ, не могут принимать участие в голосовании по своим кандидатурам
- кроме того, предлагается дополнить Положение информацией о том, на кого возлагаются обязанности по организации открытого учебного занятия и выступления с сообщением по научной специальности, кто подбирает аудиторию для открытого учебного занятия, определяет тему этого занятия, оценивает качество его проведения; в случае наличия кадровых комиссий целесообразно поручить это им, при их отсутствии — учебно-методическим комиссиям институтов / факультетов; для научных докладов поручить организацию и оценку научных результатов кадровым комиссиям или научным комиссиям; следует четче определить, что такое открытое учебное занятие: например, предполагаемая нагрузка — занятия в лаборатории; кроме этого, необходимо установить порядок проведения занятия, например, установить его продолжительность — до 45 минут
- по мнению директоров и деканов, непонятно, что в Положении понимается под научным сообщением. Предлагается дополнить пункт словами «.., содержащим результаты собственных исследований кандидата»
- также предлагается дополнить Положение требованием о том, что информация о проведении занятий должна быть известна претендентам заблаговременно
- есть предложение и по разделу о голосовании — предлагается:
- дополнить раздел пунктом с информацией о голосовании на кафедре: «Кафедра тайным голосованием рекомендует каждого из претендентов на избираемую должность»
- дополнить раздел пунктом с информацией о порядке внесения фамилий кандидатов в бюллетень: «Фамилии кандидатов вносятся в один бюллетень для тайного голосования в алфавитном порядке; голосование осуществляется путем вычеркивания фамилий кандидатов с оставлением не более одной кандидатуры»
См. также: Материалы ректорского совещания от 20.07.2015, п. 7; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9).
Восходящая «Математическая прогрессия»
55 старшеклассников из 23 регионов России, в том числе победители и призеры заключительных этапов Всероссийских олимпиад по математике и по информатике, приняли участие в программе «Белые ночи в Санкт-Петербурге». Проект «Математическая прогрессия» поддержки талантливых школьников с выдающимися способностями в области математики и информатики реализуется Университетом и компанией «Газпром нефть». В рамках насыщенной и познавательной программы в Петербурге школьники встретились с ректором СПбГУ Н. М. Кропачевым и представителями компании «Газпром нефть», прослушали лекции ведущих ученых (включая руководителя программы С. К. Смирнова, лауреата Филдсовской премии, заведующего междисциплинарной исследовательской лабораторией имени П. Л. Чебышёва).
См. также: Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 9–11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 1, 11–14).
А. А. Заварзин напомнил, что в России и в мире проводится много интересных интеллектуальных соревнований для школьников и студентов. И с победителями этих конкурсов может быть организована работа по привлечению их в качестве абитуриентов на программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры СПбГУ.
О спортивных достижениях универсантов
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин проинформировал о спортивных достижениях универсантов:
- мужская сборная команда России по стритболу заняла первое место на Европейских играх в Баку (главным тренером российской мужской команды является Максим Зимарин — тренер мужской сборной СПбГУ по баскетболу, в составе сборной выпускник СПбГУ Андрей Каныгин): мужская сборная России по стритболу заняла первое место на Европейских играх в Баку
- на соревнованиях Кубка России по тхэквондо (ВТФ) 2015 года среди женщин в категории до 67 кг победителем стала студентка СПбГУ Оксана Джамансартова: Универсантка победила в Кубке России по тхэквондо
- сборная команда СПбГУ по гребле стала победителем международной регаты «Золотые весла Санкт-Петербурга» среди студентов: Сборная СПбГУ — победитель международной регаты «Золотые весла — 2015»
О кадровых назначениях
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил о кадровых назначениях:
- академик РАН С. А. Лукьянов перестал быть советником ректора СПбГУ в связи с его назначением на должность ректора Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова
- заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации Факультета журналистики МГУ И. И. Засурский стал советником ректора СПбГУ по вопросам развития учебной и научной коммуникации