Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О встрече президента РФ В. В. Путина с ректором СПбГУ Н. М. Кропачевым
Ректор проинформировал о состоявшейся 26 января встрече с президентом РФ В. В. Путиным (Встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным; Встреча с ректором СПбГУ Николаем Кропачевым). На встрече ректор сообщил президенту РФ об основных результатах работы коллектива. Н. М. Кропачев представил президенту ряд крупных проектов, инициированных Университетом и реализуемых в СПбГУ (в частности, проекты «Российские геномы» и «Мониторинг СМИ»). Н. М. Кропачев проинформировал собравшихся, что на основе материалов, которые были представлены в администрацию президента, будет сделан доклад на ректорском совещании и, возможно, на заседании Ученого совета СПбГУ.
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 2, 4); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 1); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1–5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 1–2, 6–9, 11–13); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 2, 4–5).
О порядке восстановления обучающихся в СПбГУ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила о поступивших предложениях директоров институтов и деканов факультетов относительно условий и порядка восстановления в Университете обучающихся (см. Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 4), отчисленных из Университета до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы за неисполнение обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего распорядка (подпункт Ж пункта 51 Устава СПбГУ), а также за представление курсовой или выпускной квалификационной работы, выполненной другим лицом (лицами), предоставления поддельных документов и (или) справок при прохождении обучения (подпункт 3 пункта 51 Устава СПбГУ).
Среди предложений в отношении порядка восстановления имеются следующие:
- ограничить количество попыток восстановления
- ограничить количество попыток восстановления на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а после их исчерпания восстановление только на договорную (платную) основу без права изменения основы обучения
- проводить собеседование или тестирование
- составлять рейтинг претендентов на восстановление
- ограничить период восстановления (2–3 года с момента отчисления)
- позволить восстанавливаться только через 2–3 года после отчисления
- позволить восстанавливаться только на договорную (платную) основу обучения при наличии вакантных мест
- дополнительно при восстановлении отчисленных за плагиат осуществлять экспертизу новой курсовой или дипломной работы
- после восстановления предоставлять возможность ликвидировать академическую задолженность только на платной основе
- в целях предотвращения сокрытия фактов нарушений при попытке восстановления создать на портале СПбГУ раздел, содержащий информацию об отчисленных лицах — с указанием мотивации принятого СПбГУ решения об отчислении
Также поступили предложения об изменении условий восстановления, в частности, о введении запрета на восстановление при отчислении по следующим причинам:
- за плагиат в курсовой или дипломной работе, за представление курсовой и дипломной работы, выполненной другим лицом
- за предоставление поддельных документов и справок
- за нарушения правил внутреннего распорядка обучающимися
- за совершение на территории Университета действий, повлекших административную или уголовную ответственность
- в случае изъятия во время прохождения испытаний неразрешенных к использованию технических устройств
- при наличии судимости, административного наказания
- за нарушение порядка приема в образовательную организацию, повлекшее по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию
- за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации
Е. Г. Бабелюк сообщила о решении вынести все эти предложения на общественное обсуждение на портале СПбГУ.
См. также: Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 4; В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15 и 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14).
Об изменениях в Порядке приема на 2014/15 учебный год
Министерством образования и науки РФ внесены изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год (см. приказ Минобрнауки России от 13.01.2015. №4 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 3»). Этим приказом предусмотрено, что в вузы России в 2014/2015 учебном году зачисляются лица, признанные гражданами Российской Федерации и обучавшиеся бесплатно в образовательных организациях на территории Украины или в расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и прекративших деятельность филиалах иностранных образовательных организаций, не завершившие освоения образовательных программ и отчисленные из них в 2014 году. Данные лица зачисляются на обучение по соответствующим образовательным программам в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на соответствующий год обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета вне зависимости от наличия свободных мест, финансируемых за счет таких бюджетных ассигнований, в 2015 году в случае подачи не позднее 1 марта 2015 года заявления о приеме на обучение.
См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 1); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 1); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 9–11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1).
Таким образом, срок подачи заявления о приеме на обучение во исполнение Федерального закона от 31.12.2014 № 489–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Минобрнауки продлен с 31 декабря 2014 года до 1 марта 2015 года Проректор Е. Г. Бабелюк сообщила также, что в прошлом учебном году в СПбГУ было принято 26 человек, ранее обучавшихся в вузах на территории Республики Крым и Севастополя.
О курсе «История России»
Директор института истории А. Х. Даудов выступил с инициативой. Он предложил участникам совещания рассмотреть вопрос о включении дисциплины «История России» в учебные планы всех основных образовательных программ, реализуемых СПбГУ. По мнению А. Х. Даудова, такой курс будет способствовать формированию у обучающихся СПбГУ взвешенного отношения к фактам истории России, воспитанию патриотизма у студентов. Директор института истории СПбГУ отметил, что его предложение продиктовано участившимися попытками фальсификации исторических событий. Ректор поручил директорам институтов и деканам факультетов направить свои соображения по этому вопросу проректору по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой. Ректор также обратил внимание А. А. Заварзина на необходимость организовать общественное обсуждение предложения А. Х. Даудова (см.также: Материалы ректорского совещания от 10.03.2015, п. 5).
Об Ассоциации выпускников СПбГУ
Зарегистрированная в 2014 году Ассоциация выпускников СПбГУ должна объединить всех выпускников Университета (см. Материалы ректорского совещания от 01.12.2014, п. 5; от 16.06.2014, п. 3), в том числе участников ранее созданных «по факультетскому принципу» организаций выпускников. Президент ассоциации А. В. Якунин провел встречи с активистами ранее созданных локальных организаций выпускников.
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13–16); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).
Ректор обратил внимание на необходимость широкого распространения информации об Ассоциации выпускников. Ассоциация должна пополняться членами из числа выпускников, а среди сотрудников Университета много тех, кто окончил Университет. На сайте ассоциации запущен удобный сервис, предоставляющий пользователям сразу три способа заполнения анкеты: вручную, на компьютере и онлайн. Вступить в Ассоциацию выпускников СПбГУ теперь можно, не отходя от компьютера. Тем, кто желает принять участие в первом общем собрании Ассоциации выпускников СПбГУ, необходимо учесть сроки регистрации. Собрание состоится 4 марта 2015 года в Актовом зале здания Двенадцати коллегий.
О введении собственных ученых званий СПбГУ
Декан Биологического факультета А. Д. Харазова сообщила о поступивших предложениях директоров институтов и деканов факультетов по вопросу введения собственных ученых званий СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п. 8).
В пяти предложениях содержится удовлетворенность действующими требованиями ВАК. В остальных содержатся другие предложения — установить требования к претендентам на ученое звание профессора СПбГУ:
- наличие ученой степени, в том числе Ph. D. или иной иностранной степени (предложили все)
- наличие ученого звания доцента (два предложения)
- наличие стажа работы (при широком разбросе мнений о конкретных требованиях к стажу
- продолжительность от трех до десяти лет
- работа в должности доцента или профессора
- работа именно в вузах и по научной специальности
- стаж работы непосредственно в СПбГУ от двух до пяти лет)
- высокое качество педагогической деятельности — практически все подчеркивают необходимость проведения лекций на высоком уровне. Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» А. С. Пую предлагает требовать от претендента наличие разработки не менее двух магистерских или аспирантских учебных курсов за последние 2 года с представлением видеозаписи лекции на сайте СПбГУ
- наличие научных публикаций: либо в общей сложности от восьми до 20–30 в базах WoS и Scopus, либо от пяти до десяти за последние годы (от двух до пяти лет); декан Факультета социологии Н. Г. Скворцов подчеркивает необходимость аффилиации публикаций с СПбГУ, в ряде предложений указана необходимость наличия монографий. Первый заместитель декана Восточного факультета А. А. Родионов предлагает приравнять монографию к 20 статьям в рецензируемых изданиях; декан Филологического факультета Л. А. Вербицкая считает возможным приравнять монографию к пяти статьям, опубликованным за последние два года в журналах, индексируемых в базах РИНЦ, WoS и Scopus. Учитывать базу РИНЦ предлагают руководители 6 коллективов гуманитариев
- наличие учебно-методических публикаций: некоторые коллеги не отделяют их от научных работ, указывая общее количество публикаций, тогда как другие предлагают требовать наличие 1–2 учебников или 1–3 учебных пособий за последние 2–3 года
- наличие опыта работы по подготовке кадров высшей квалификации: требования по количеству подготовленных кандидатов (научное руководство диссертациями) и докторов (консультирование диссертаций варьируют: научное руководство кандидатскими и научное консультирование докторских диссертаций (от 2 до 6), причем кто-то указывает без детализации (всего 3 или всего 5), а кто-то оговаривает конкретные цифры (3–5 кандидатских, и/или 1 докторская)
- участие в работах по грантам, с учетом числа грантов (два предложения)
- наличие экспертной деятельности: в предложениях оговаривается либо просто участие, либо детализация (диссертационные советы и/или редколлегии журналов) вплоть до количества экспертных заключений — не менее трех за пяти лет (и. о. декана Юридического факультета СПбГУ Н. Ю. Рассказова)
- наличие опыта опыта участия в престижных конференциях (с обязательной аффилиацией с СПбГУ) и чтения инновационных курсов (Н. Г. Скворцов)
Предлагаемые требования к претендентам на ученое звание доцента СПбГУ отличались от вышеизложенных только более низкими количественными показателями. К наиболее радикальным предложениям директоров институтов и деканов факультетов А. Д. Харазова отнесла следующие:
- присуждать только ученое звание профессора СПбГУ и не вводить ученое звание доцента СПбГУ
- присуждать ученое звание по областям знаний — и, соответственно, количественные показатели определять в соответствии с областями знаний (как и в случае присуждения Ph. D. СПбГУ)
- сформулировать альтернативные требования к лицам, осуществляющим преимущественно либо учебную, либо научную деятельность — это касается как научных публикаций, так и подготовки кадров
См. также: Материалы ректорского совещания от 19.01.2015, п.8; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 2, 10 и 11); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3 ); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 15); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 1–4); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 4); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 7 и 11).
Ректор отметил, что такой большой разброс мнений показывает прежде всего то, насколько разнообразен Университет, насколько различны универсанты. Кроме того, Н. М. Кропачев предложил привлечь внешних экспертов (работодателей и выпускников) к оценке требований, которые предлагается предъявлять к претендентам на присвоение ученых званий СПбГУ. Возможно, на первом этапе следует сузить задачу и выработать требования к претендентам только на ученое звание профессора СПбГУ и критерии его присуждения по каждой области знаний.
О новом Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников
Начальник юридического управления СПбГУ Ю. В. Пенов проинформировал о том, что вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 04.12.2014 №1536, которым утверждено Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников (см. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2014 №1536 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2015 №35559)). Издание этого приказа Минобрнауки дало ректору СПбГУ возможность принять решение о том, что голосование по выборам на должности научно-педагогических работников, по общему правилу, теперь будет проходить на заседаниях ученых советов учебно-научных институтов и факультетов.
Ю. В. Пенов напомнил, по какой причине подобный порядок не мог быть реализован в СПбГУ. Несмотря на указание в Уставе СПбГУ на возможность передавать часть компетенции (полномочий) Ученого совета СПбГУ ученому совету факультета, вступивший по большей части в силу с 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ Минобрнауки России от 04.12.2014 № 1536 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников" (Зарегистрировано в Минюсте России 16 января 2015 года № 35559)) предусмотрел в обязательном порядке то, что компетенция и порядок формирования органов ученых советов наших учебно-научных институтов и факультетов должны быть прописаны в уставе образовательной организации. Поскольку в действующей редакции устава СПбГУ не предусмотрена ни компетенция, ни порядок формирования ученых советов факультетов, проводить конкурсный отбор приходится только на Ученом совете СПбГУ. Теперь же появилась возможность вернуться к привычной схеме: конкурсный отбор будет осуществляться и на заседаниях ученых советов учебно-научных институтов и факультетов.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность – сейчас наши основные приоритеты», Эксперт Северо-Запад, №16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший - докажи, Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость, Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни университета, Санкт-Петербургские ведомости, 29.12.2014, ответ 6); Материалы ректорского совещания от 09.11.2015, п. 2; от 01.06.2015, п. 1.
Ю. В. Пенов обратил внимание директоров учебно-научных институтов и деканов факультетов на то, что уровень ответственности за действия, связанные с оформлением приёма научно-педагогических работников на работу, теперь значительно возрастает, необходимо внимательно относиться к процедурным требованиям. Также Ю. В. Пенов обратил внимание на то, что недавно сформированная по инициативе профессора В. Ю. Кукушкина кадровая комиссия института химии и существующая около пяти лет кадровая комиссия института ВШМ, действующие в рамках предварительного рассмотрения кандидатур претендентов на должности научно-педагогических работников, смогут и в новых условиях продолжить свою работу.