Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О мероприятиях Российско-корейского диалога
Во Владивостоке 29–30 ноября под председательством Н. М. Кропачева, ректора СПбГУ, председателя российского координационного комитета форума «Диалог Россия — Республика Корея», состоялся II форум ректоров ведущих вузов России и Республики Корея. В нем участвовали ректоры 12 российских и 13 корейских университетов. Прошли также и встречи студентов этих вузов: Второй форум ректоров ведущих университетов России и Республики Кореи. Вечером 30 ноября уже в Москве председатель российского координационного комитета форума «Диалог Россия — Республика Корея» Н. М. Кропачевприветствовал председателя корейского координационного комитета форума ДРРК г-на Ли Гю Хёна. Эта встреча была приурочена к началу визита в Россию большой делегации корейских журналистов, организованной в рамках форума ДРРК: Представитель СПбГУ принял участие в Форуме СМИ России и Республики Корея.
Позиции СПбГУ в рейтингах
Стали известны позиции СПбГУ в профессиональных рейтингах университетов:
- в рейтинге лучших европейских бизнес-школ, по версии газеты Financial Times, European Business Schools 2014: Санкт-Петербургский университет остается единственным вузом России в рейтинге Financial Times. Из 4000 бизнес-школ Европы в рейтинг вошли только 80; за год СПбГУ поднялся с 74 на 61 позицию и остается единственной российской бизнес-школой в этом рейтинге
- в рейтинге российских университетов Ассоциации производителей программного обеспечение НП «Руссофт», который определял уровень успешности подготовки ИТ-специалистов: «Руссофт» определил лучшие ИТ-университеты России; СПбГУ — на третьей позиции и отстает от лидеров (ИТМО и МГТУ имени Н. Э. Баумана) на 13–15 баллов из 100
Ученый секретарь Совета молодых ученых А. М. Железнов высказал предположение, что ИТМО и МГТУ вырвались вперед в этом рейтинге за счет того, что у них есть бизнес-инкубаторы. Проректор И. А. Дементьев ответил, что и в Университете ничто не мешает работникам проявить инициативу к созданию малых инновационных предприятий. Эту инициативу обязательно поддержат и предоставят соответствующие условия для работы. Однако пока Университетом создано 6 компаний, реализующих промышленные разработки, полученные на основе научных исследований наших ученых, но созданы все они во многом по инициативе администрации, а не научно-педагогических работников.
Но есть и прямо противоположные случаи, когда результаты исследований, сделанных в Университете, продавались на стороне. И. А. Дементьев рассказал, что недавно, замещая находящегося в командировке проректора по научной работе, он обратил внимание на одну кандидатскую диссертацию, выполненную в СПбГУ и представленную к защите. По его мнению, по результатам этой работы вполне можно было получить интеллектуальный продукт, который может быть эффективно коммерциализирован. Изучая этот вопрос, он узнал, что автор уже «подсуетился», и за четыре месяца до защиты оформил патент на способ получения этого продукта, однако владельцем патента является вовсе не Университет, а некое предприятие. Предприятие частное, вся прибыль уходит не в Университет, а на сторону — хотя научная работа была проведена в СПбГУ, на университетском оборудовании и в сотрудничестве с другими работниками. О том, что патент будет коммерчески успешен, можно судить по публично объявленным на сотни миллионов рублей (!) конкурсам на производство работ, основанных на использовании этого изобретения.
Ректор вспомнил аналогичный случай. Директор одной компании сообщил ректору, что сотрудник Университета получил грант Российского научного фонда по тематике, которая защищена совместным патентом, его и сотрудников этой компании (см. Материалы приема граждан от 08.07.2014, п. 2). Позже выяснилось, что патент был сделан на основе материалов кандидатской диссертации, которую ученый подготовил в Университете. Но доказать, что эта работа выполнена по заданию Университета, будет достаточно трудно, поскольку пока в Университете не нашли никаких документов, подтверждающих, что соискателю было дано соответствующее трудовое поручение. И чему тут удивляться, если, например, вся бухгалтерская документация тех лет была в Университете преспокойно уничтожена (см. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 6). Н. М. Кропачев подчеркнул: в таких случаях следует ориентироваться либо на совесть универсанта, либо на четкие правовые рамки. Проявление совести пока демонстрировали далеко не все...
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 2, 4); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 1); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1-5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 1); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 6).
Проректор по научной работе С. П. Туник рассказал, что профессор О’Брайен — ученик профессора Ф. Г. Добржанского, руководитель Центра геномной биоинформатики имени профессора Ф. Г. Добржанского, поступил в соответствии с положениями трудового договора с СПбГУ: подал патентную заявку, и сейчас оформляется предварительный патент в США, защищающий права Университета на новый продукт на рынке биотехнологий. Такое поведение типично для ученого, уважающего себя, свой труд и интеллектуальную собственность вуза.
О встрече со студентами — членами библиотечных советов
Проректор И. А. Дементьев проанализировал вопросы и предложения, которые обсуждались 26 ноября в ходе встречи со студентами — членами библиотечных советов.
- Как организовать своевременный возврат книг (студенты предлагали различные «страшные санкции» для должников, но признали, что для того, чтобы эти санкции реально работали, надо их применять не после окончания вуза, а сразу после проступка, уже с первого курса). В связи с этим теперь информация о должниках будет появляться на портале СПбГУ в более сжатые сроки. Начальнику юридического управления Ю. В. Пенову дано поручение рассмотреть возможность применения более действенных санкций к нарушителям правил пользования библиотекой.
- Как научиться пользоваться электронными изданиями (преподаватели рекомендуют студентам воспользоваться цифровыми ресурсами, но зачастую работники библиотеки и сами преподаватели не могут объяснить, как именно этими ресурсами пользоваться). И. А. Дементьев сделал выводы о необходимости аттестации работников библиотеки и внесения в обязанности преподавателей компетенций пользователя информационными ресурсами Университета.
- Как устранить несоответствие между требованиями преподавателей и наличием литературы в библиотеке (некоторые преподаватели в своих лекциях предлагают студентам пользоваться литературой, которой нет в библиотеке). И. А. Дементьев обратил внимание на ответственность преподавателей (они обязаны заранее убедиться в том, что рекомендуемые ими ресурсы доступны студентам).
- Как организовать информирование о возможностях библиотеки, о правилах действия студентов (например, где найти замену, если потерял библиотечную книгу? — оказалось, что студент может заказать копию нужной книги в другой библиотеке, РНБ или БАН). И. А. Дементьев предложил сформировать раздел сайта «В помощь студенту» не только на странице Научной библиотеки, но и дублировать его на страницах всех институтов и факультетов, а в Виртуальной приемной сформировать страницу директора Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ М. Э. Карповой.
Проректор подвел итоги обсуждения: информационные ресурсы необходимы и для студентов, и для сотрудников СПбГУ. Университет тратит значительные суммы на их приобретение — поэтому важно, чтобы эти ресурсы использовались эффективно. А это зависит от организации доступа к ним.
Открытость информации на портале СПбГУ
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин вновь привлек внимание к работе Виртуальной приемной СПбГУ и другим публикациям на портале СПбГУ. Например, ответы на подавляющее большинство вопросов, которые задавали делегаты профсоюзной конференции, уже давно опубликованы на портале СПбГУ: в материалах ректорских совещаний, приемов граждан, заседаний Ученого совета, Виртуальной приемной. На той же конференции была показательная ситуация: в своем выступлении с трибуны конференции один из делегатов для обоснования своей позиции стал пересказывать один из ответов в Виртуальной приемной, но он рассказывал одно, а на портале размещена совсем другая информация... Ректор тут же прочитал этот материал Виртуальной приемной, чтобы все делегаты могли убедиться, что же действительно написано в этом материале.
См. также: Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 13); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 7 и 11).
Еще пример: недавно на одной из встреч со студсоветами студенты задавали вопросы о целевом назначении помещений в зданиях Кадетского корпуса и с пафосом упрекали администрацию за отсутствие какой-либо информации о планах по использованию этих зданий. Между тем, вся информация стоит на портале СПбГУ, например, в итогах заседания Ученого совета 27 мая 2013 года (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 27.05.2013). А. А. Заварзин подчеркнул, что значительно эффективней получать информацию о жизни Университета не из слухов или чьих то пересказов, прочитанных кем-то материалов с портала СПбГУ, и даже не из СМИ. К сожалению, очень часто бывает, что информация в СМИ не соответствует действительности (например, в конце недели в десятках СМИ сообщалось, что ЗакС раскритиковал бюджет города, якобы подготовленный специалистами СПбГУ, а на самом деле этот бюджет готовили специалисты другого университета, экономического, СПбГЭУ)… А. А. Заварзин поручил директорам институтов и деканам факультетов не пересказывать информацию, а побуждать сотрудников, чтобы они сами читали информацию на портале СПбГУ и были в курсе происходящих событий.
Соглашение с Ассоциацией выпускников СПбГУ
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев проинформировал о подписании соглашения о сотрудничестве Университета с Ассоциацией выпускников СПбГУ сроком на 99 лет. В ассоциацию уже вошли больше 400 выпускников, большинство из них работают за рубежом. Члены этой ассоциации будут иметь реальные права: они смогут, например, пользоваться материальной базой Университета, информационными ресурсами и др. Ректор призвал членов других союзов и ассоциаций выпускников СПбГУ войти в Ассоциацию выпускников СПбГУ.
См. также: Материалы ректорского совещания от 02.02.2015, п. 5; Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13 и 14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).
О создании комфортной среды
А. А. Заварзин сообщил, что деятельность по созданию комфортной среды в Университете (см. Материалы приема граждан от 02.09.2014 , п. 1; Материалы ректорского совещания от 08.09.2014, п. 3) находится в русле государственной политики в этом вопросе. На «Форуме действий» Общероссийского народного фронта деятельность СПбГУ ставилась в пример: только на портале СПбГУ и на сайте МГТУ имени Н. Э. Баумана имеется версия для слабовидящих.
А. А. Заварзин рассказал о мерах, которые предприняты после беседы ректора с профессором-филологом, которая рассказала о проблемах малоподвижных категорий сотрудников и студентов:
- обозначены два места парковки: с торца ректорского флигеля и во дворе здания по адресу Университетская наб., д. 11, эти места закреплены за конкретными сотрудниками
- направлено обращение в ППС МВД с просьбой разрешить стоянку для соответствующих автомобилей на Университетской набережной рядом с университетскими зданиями
- в КГИОП направлен запрос о возможности переустройства дверного входа в здание по адресу Университетская наб., д. 11
- декану факультета поручено проводить заседания соответствующего диссертационного совета в помещениях, удобных для малоподвижных категорий сотрудников Университета
- начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев сотрудникам Университета направил просьбу сообщать о сотрудниках, испытывающих трудности и ограничения (постоянно или временно) по передвижению. Полученные предложения переданы проректору по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильеву
- все начальники отделов эксплуатации начали систематический сбор информации о работниках и обучающихся в зданиях, эксплуатацию которых они обязаны обеспечивать. В критерии премирования начальников отделов эксплуатации включен пункт о выполнении мер по организации условий для маломобильных групп населения
А. А. Заварзин напомнил, что еще несколько лет назад в Университете по инициативе ректора введено правило: при всех ремонтных работах, если есть такая техническая возможность, обеспечивается создание безбарьерной среды (именно так решался этот вопрос, например, при недавнем ремонте здания общежития на пр. Солидарности).
Но еще многое предстоит сделать. А. А. Заварзин попросил директоров институтов и деканов факультетов сообщать, если они знают о таких проблемах, чтобы оперативно решать этот социально и государственно важный вопрос.
Объявления о планируемых мероприятиях
А. А. Заварзин объявил о планируемых в ближайшее время мероприятиях: Заседания секции «Наука и образование в пространстве культуры» в рамках III Санкт-Петербургского международного культурного форума; 3D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа.