Материалы ректорского совещания
По предложению ректора СПбГУ Н. М. Кропачева перед началом заседания присутствующие минутой молчания почтили память профессора Ю. Н. Солонина (в прошлом декана факультета журналистики ЛГУ, а затем философского факультета СПбГУ).
Повестка совещания
О результатах мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования
Ректор привлек внимание участников совещания к результатам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования, опубликованных Министерством образования и науки РФ.
Результаты мониторинга показали, что весьма значительное количество вузов (в том числе вузов Санкт-Петербурга; филиалов вузов, подведомственных Правительству РФ; филиалов вузов Санкт-Петербурга) не соответствуют показателям эффективности качества работы, установленным министерством.
Ректор отметил, что уже в ближайшие годы оценка качества будет проводиться не по вузу в целом, а по каждой образовательной программе. Всего в СПбГУ только основных образовательных программ — 631, в том числе бакалавриата — 186, магистратуры — 137, аспирантуры — 208. Кроме того, у нас более 330 дополнительных образовательных программ. В связи с этим ректор подробно остановился на задачах по повышению качества образовательных программ Университета.
Н. М. Кропачев напомнил, что в прошлом году Университет (первый и единственный вуз России) получил международную институциональную аккредитацию образовательной программы в области бизнес-образования по стандартам EQUIS (см. Материалы ректорского совещания от 23.01.2012, п. 3; от 22.10.2012, п. 3; от 17.12.2012, п. 7). При проведении аккредитации оценивалась не только академическая составляющая образовательной программы, но и организация управления программой, и обеспечение программы, т.е. оценивалась работа всего Университета — как представителей его академического сообщества, так и административных служб (библиотеки, бухгалтерии, планово-финансового отдела и т. п.) в части обеспечения образовательной программы в области менеджмента.
Но такой высокий уровень академического содержания и организационного обеспечения есть далеко не у всех образовательных программ. В СПбГУ есть такие программы, при приеме на которые минимальный уровень ЕГЭ в прошлом году был 95 баллов, и есть такие, где принимали с 51–52 баллами ЕГЭ за один предмет. Есть коллективы образовательных программ, у которых нет научных публикаций высокого уровня. Есть такие коллективы, которые не спешат инициировать внедрение и поддерживать использование высоких технологий. Есть программы, организационное обеспечение которых явно хромает... В свое время многие деканы факультетов стремились значительно увеличить прием на "свои" программы, открывая новые для Университета программы. И при этом вовсе не думали о материальном обеспечении этих программ (помещениями, оборудованием, книгами, местами в общежитии), об организации студенческих практик и др. И ранее, и сейчас эти программы живут в СПбГУ за счет коллег, участвующих в реализации других программ, за счет имиджа всего Университета, за счет прошлых достижений. Такое положение в Университете не может сохраняться.
См. также: Нужна ли реформа высшей школе России?; Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 8); Лучший — докажи (ответ 1); Честность и открытость (ответы 3, 4, 5).
Ректор отметил, что в реализации академической составляющей любой образовательной прграммы СПбГУ участвуют преподаватели разных коллективов: например, в реализации программы «Юриспруденция» участвуют филологи, историки, философы, социологи, преподаватели физической культуры и другие специалисты. Комплексная оценка эффективности каждой образовательной программы будет включать анализ эффективности работы всех тех, кто участвует в СПбГУ в реализации этой образовательной программы. Н. М. Кропачев предложил привлекать коллег из других коллективов к обсуждению содержания каждой образовательной программы и качества работы всех (!) преподавателей, участвующих в ее реализации.
Результаты конкурса по формированию делегации СПбГУ для поездки в КНР
Первый проректор по учебной и научной работе И.А.Горлинский напомнил: на предыдущем ректорском совещании было сообщено об объявленном открытом конкурсе по формированию делегации СПбГУ для поездки в г. Харбин (КНР), где пройдет ЭКСПО — 2014 (см. Материалы ректорского совещания от 09.06.2014, п. 7). Конкурс был проведен в сжатые сроки, всего за четыре рабочих дня, и вызвал значительный интерес универсантов:
- страницу, где была опубликована информация о конкурсе посетили больше 2600 раз
- с Программой развития СПбГУ, которая упоминалась в условиях конкурса, ознакомились больше 700 раз
- итоги конкурса (КНР) просмотрели больше 840 раз (по данным на 16 июня 2014 года)
И. А. Горлинский проинформировал о результатах открытого конкурса. В срок было подано 53 заявки от студентов и аспирантов, которые представляли обучающихся 36 образовательных программ. На основе анализа представленных заявок и критериев, указанных в условиях конкурса, для поездки в Харбин были отобраны 20 обучающихся на 16 образовательных программах (бакалавриат — десять, специалитет — одна, магистратура — одна, аспирантура — четыре программы). Активность научно-педагогических работников СПбГУ, отметил И. А. Горлинский, была значительно ниже. В срок были поданы всего три заявки. Они были проанализированы и одобрены, их авторы (медик, биолог и международник) были включены в состав делегации для поездки в Китай.
Проректор подчеркнул, что такой принцип открытости формирования представительских делегаций в Университете будет и впредь. Он дает возможность всем заинтересованным лицам принять участие в конкурсе, четко сформулировать в своей заявке, зачем они хотят поехать в командировку. Участие в делегации заинтересованных лиц позволит существенно улучшить практику международного сотрудничества СПбГУ с зарубежными партнерами.
Ректор заметил, что тех троих научно-педагогических работников, которые включены в состав делегации, вряд ли в такие сжатые сроки удалось бы найти традиционным способом (через запросы деканам, заведующим кафедрами и т. д.). Да и собрать 53 заявки от обучающихся тоже было бы непросто... А судя по активности посещения объявлений о конкурсе и его результатах, многих интересует вопрос справедливости в формировании делегации: кто включен, почему включен, как их отбирали и т. п. Открытость проведения конкурса позволяет снять многие вопросы. Ректор поручил директорам институтов и деканам факультетов шире использовать подобные методы в их работе.
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин добавил, что среди заявок, поданных на конкурс для поездки в Харбин, были заявки от иностранных обучающихся (в том числе и от китайских). Университет планирует открыть свои представительства в КНР, и вполне возможно, что там будут работать выпускники СПбГУ родом из Китая (см. также: Честность и открытость, ответ 9).
Активизация деятельности Ассоциации выпускников СПбГУ
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил об активизации деятельности Ассоциации выпускников СПбГУ. Андрей Якунин, выпускник ЛГУ 1987 года, обучавшийся по программе «Экономика», живо воспринял идею создания мощной ассоциации и в социальных сетях стал активно собирать предложения о развитии Ассоциации выпускников СПбГУ. А. А. Заварзин поручил директорам институтов и деканам факультетов их предложения по развитию Ассоциации выпускников СПбГУ направлять советнику Н. П. Несмеяновой (см. также: Материалы ректорского совещания от 02.02.2015, п. 5).
О заседании Совета ректоров Coimbra Group
А. А. Заварзин проинформировал о ежегодном заседании Совета ректоров Coimbra Group (ассоциации старейших и престижных университетов Европы), прошедшем в г. Гронингене (Нидерланды). По поручению ректора на этом заседании президент СПбГУ Л. А. Вербицкая представила доклад о деятельности Ассоциации ведущих университетов России. Несколько месяцев назад с такой просьбой к ректору СПбГУ, руководителю Ассоциации ведущих университетов России Н. М. Кропачеву обратилось руководство Coimbra Group. Ректоры Coimbra Group проявили большой интерес к деятельности АВУР, высказали предложения о совместной работе двух ассоциаций.
О приеме в СПбГУ школьников и студентов из Крыма
Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова сообщила об особых правилах приема в СПбГУ и другие вузы РФ школьников и студентов из Республики Крым и города федерального значения Севастополь граждан РФ. Они будут поступать в российские вузы двумя путями: через процедуру приема на первый курс, через процедуру приема на второй и последующие курсы.
Для приема на первый курс есть несколько возможностей:
- на общих основаниях — для тех абитуриентов из Крыма, у кого есть результаты ЕГЭ
- на дополнительные бюджетные места, специально выделенные Министерством образования и науки РФ для крымчан
- на места с оплатой стоимости обучения
Прием на второй и последующие курсы будет осуществляться в соответствии с правилами, установленными в нормативных правовых актах, с учетом информации, представленной в письме заместителя министра образования и науки РФ А. А. Климова от 06.06.2014 (см. на сайте СПбГУ в Виртуальной приемной ответ проректора М. Ю. Лавриковой от 2 июня). В случае, если лица, признанные гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, будут отчислены из украинских вузов или филиалов иностранных вузов на территории Республики Крым и г. Севастополь, где они ранее обучались, органами управления образованием Республики Крым и г. Севастополя они могут направляться в вузы РФ. Любой вуз РФ будет обязан принять по этим направлениям без каких-либо ограничений и дополнительных испытаний, вне зависимости от наличия бюджетных мест, тех крымчан, которые обучались на бюджетной основе, и зачислить в вуз в течение десяти дней с момента подачи заявления.
М. Ю. Лаврикова отметила: разница в учебных планах принятых в СПбГУ студентов, приехавших из Крыма, будет учитываться при составлении для них индивидуальных планов и графиков обучения — для того чтобы крымчане быстрее адаптировались к обучению в нашем Университете. Эти индивидуальные планы надо начать разрабатывать уже в августе, сразу после окончания приемной кампании, когда будет понятно, сколько крымчан принято в Университет и каков уровень подготовки принятых студентов. СПбГУ — очень популярный вуз, и надо быть готовыми принять сотни студентов из Крыма.
А. А. Заварзин добавил: вопросов в Виртуальную приемную о приеме и переводе в СПбГУ абитуриентов и студентов из Крыма (из вузов Киева, Одессы, Львова, Донецка, Днепропетровска) поступает много, у каждого ответа — сотни просмотров. При этом большинство обращающихся интересуются гуманитарными направлениями подготовки.
Ректор подчеркнул: руководство страны уделяет повышенное внимание развитию крымского региона. Прием школьников и студентов из Крыма на образовательные программы СПбГУ — это государственная задача. Нужно как можно скорее помочь им влиться в студенческие коллективы.
Заместитель декана Восточного факультета по учебно-методической работе П. Л. Гроховский обратил внимание на то, что образовательные программы вузов, где крымчане учились раньше, и СПбГУ могут не совпадать. Он спросил, что делать в таком случае. М. Ю. Лаврикова ответила, что прием будет осуществляться на программы, близкие по профилю. Ректор дал поручение проректору М. Ю. Лавриковой направить запрос в Министерство образования и науки РФ о порядке действий в ситуации, когда название и содержание программ, по которым ранее студенты из Крыма обучались в вузах Украины, будут существенно различаться с таковыми в СПбГУ при формальной тождественности направления подготовки (учитывая также, что в рамках направления подготовки может реализовываться не одна, а несколько образовательных программ, при этом их содержание может существенно различаться). В ответ на вопрос о том, какой срок установлен для ликвидации разницы в учебных планах, проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк ответила, что, в соответствии с федеральным законом об образовании, этот срок может быть до года.
О научно-методических советах научного парка СПбГУ
Проректор по научной работе С. П. Туник напомнил, что до 18 июня он принимает предложения директоров учебно-научных институтов, деканов факультетов и всех универсантов по перечню научных направлений, по которым необходимо сформировать научно-методические советы научного парка СПбГУ, и кандидатурам работников СПбГУ для включения в эти советы (см. Материалы ректорского совещания от 26.05.2014, п. 8; от 02.06.2014, п. 4); Михаил Ковальчук о научном парке СПбГУ).
О продвижении образовательных программ
М. Ю. Лаврикова напомнила директорам институтов и деканам факультетов, что она заканчивает принимать предложения по продвижению образовательных программ СПбГУ в период приемной кампании 2014/15 учебного года (см. Материалы ректорского совещания от 26.05.2014, п. 7).