В СПбГУ обсудили, может ли юрист получить сразу две квалификации во время обучения
В Санкт-Петербургском университете состоялось заседание федерального учебно-методического объединения по юриспруденции (ФУМО). Эксперты — администраторы и преподаватели вузов — обсудили опыт перехода на дистанционное обучение и законодательные изменения, позволяющие студентам во время обучения получить сразу несколько квалификаций.
Открыла заседание первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова. Она подчеркнула, что сегодня система высшего образования переживает очередной переходный период. Пандемия, вызванная распространением COVID-19, преподнесла вузам много задач, с которыми система успешно справилась. Проректор по учебно-методической работе СПбГУ Эльвира Зелетдинова отметила, что одним из результатов пандемии стал новый для вузов гибридный формат обучения. Он позволяет учиться вместе и тем, кто может присутствовать в аудитории очно, и тем, кто по разным причинам находится в другом городе или стране.
Один из важных вопросов, встающих перед участниками системы высшего образования сегодня, перспективы получения в рамках обучения сразу нескольких дополнительных квалификаций, например юриста и медиатора, конфликтолога, экономиста или менеджера. Такая возможность может появиться у студентов благодаря утвержденным Минобрнауки России новым перечням специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 года. Вузы смогут разрабатывать междисциплинарные образовательные программы, в том числе по нескольким специальностям / направлениям подготовки, а также формировать гибкие программы с возможностью выбора индивидуального трека обучения.
Юридический факультет СПбГУ — один из старейших в России. Среди выпускников — известные юристы, государственные и общественные деятели, ученые с мировым именем. Университет предоставил им возможности для профессионального становления, обеспечил образование высшего качества, передового уровня на всех этапах развития страны.
Проректор по учебно-методической работе СПбГУ Эльвира Зелетдинова
Эксперты Санкт-Петербургского университета заметили, что похожие инициативы уже нашли отражение в образовательных программах СПбГУ. Как классический университет, СПбГУ давно внедряет в учебные планы дисциплины, которые не относятся к строго юридическим. Например, несколько лет назад юристам начали читать курс основ теории коммуникации. «Для классического университета это естественно. Мы стараемся давать такую подготовку, которая не ограничивается только юридическими знаниями», — подчеркнул декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов.
Кроме того, в СПбГУ реализуется несколько бакалаврских программ по праву с «восточным компонентом». Студенты таких программ помимо российского права изучают язык, культуру, традиции и основы права другой страны — Китая или Японии. Обе программы традиционно востребованы среди абитуриентов, средний балл поступающих составляет 294,1. Но, как отметили эксперты, при реализации таких программ Университет сталкивается с проблемой — слишком большой нагрузкой на студентов. При аудиторной нагрузке в среднем шесть дней в неделю у них почти не остается времени ни на подготовку к семинарским занятиям, ни на отдых.
Эксперты отметили, что если будущему юристу недостаточно исключительно юридических знаний, если современный рынок труда требует наличия дополнительной подготовки, квалификации, soft skills (гибких навыков), то лучше реализовывать это с помощью междисциплинарного подхода, не за счет юридических дисциплин.
По словам участников заседания, жертвовать часами правовых дисциплин не готовы ни преподаватели, ни сами студенты. Программы сформированы так, что в них уже сейчас нет места занятиям, от которых можно было бы отказаться без потери качества образования.
Доцент СПбГУ, руководитель учебно-методического совета по образованию в области юриспруденции Алексей Должиков предположил, что совмещение квалификаций для юриста может быть актуально уже после получения высшего образования — бакалавриата и специалитета — в рамках магистерских программ.
Председатель ФУМО, профессор СПбГУ Нелли Дивеева заметила, что из толкования законодательства об образовании вытекает, что, если направление подготовки или специальность не позволяют совместить несколько квалификаций, то вузы могут этого не делать. Члены методического объединения согласились, что этот вопрос в части обеспечения качественного юридического образования по-прежнему остается дискуссионным и, скорее всего, может быть переведен в формат параллельного дополнительного профессионального образования.
Еще один вопрос, который был затронут в ходе заседания, — введение единого независимого квалификационного экзамена для юристов для подтверждения необходимых профессиональных квалификаций.
Сегодня похожие экзамены сдают, например, судьи и адвокаты, но эксперты предлагают ввести единый экзамен для юристов всех специальностей. Их в профессии юриста много: нотариусы, прокуроры, сотрудники судов, представители консалтинга и прочие — все получают диплом юриста. При этом количество разветвлений растет с каждым днем, с усложнением общественных отношений и развитием технологий. Однако эксперты уверены: все эти специальности объединяет «ядро» необходимых юристу компетенций. Это значит, что единый экзамен мог бы стать подтверждением квалификации юристов, мотивируя их на получение качественного юридического образования.