Цифровизация музеев неизбежна: в СПбГУ обсудили использование современных технологий для продвижения музейных коллекций
Представители Министерства культуры РФ и университетских музеев встретились в онлайн-формате на круглом столе в СПбГУ, чтобы обсудить вопросы автоматизации учетно-хранительской работы и возможности, которые предоставляют информационные технологии в просветительской и образовательной деятельности.
За 2020–2021 годы было подготовлено более 120 онлайн-выставок.
Несмотря на то, что деятельность по хранению и изучению предметов культурного и природного достояния не всегда находится в списке основных видов деятельности в уставе вузов, университетские музеи являются полноправной частью музейного сообщества страны и потому подчиняются общим для всех правилам. Так, например, на них распространяется требование о передаче сведений об экспонатах в Государственный каталог до конца 2025 года. Проблему интеграции исторических, научных коллекций и цифровых информационных систем предложил обсудить заместитель директора Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Министерства культуры РФ Андрей Воробьев.
«В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ-54 "О Музейном фонде РФ", все музеи должны передать свои коллекции в Госкаталог, но проблемы университетов начинаются уже на этапе регистрации в реестре, ― рассказал Андрей Воробьев. ― Мы знаем, что часто в структуре вузов музейная деятельность не предусмотрена изначально. Создание соответствующих управлений, прием в штат сотрудников, казалось бы совершенно непрофильных, но на самом деле необходимых для поддержания его основной деятельности, как правило, вызывает у них трудности. И нужно отметить, что Санкт-Петербургский университет находится в авангарде этого процесса. Это вуз, где активно проводится эта работа и создаются структуры, без которых невозможно полноценное музейное функционирование».
На сегодняшний день в Госкаталоге зарегистрированы 83 музея, где, согласно статистическим данным, хранятся 3,5 млн музейных предметов, из которых 250 тысяч — примерно 7 % — переданы во всероссийскую базу. На самом деле количество экспонатов значительно больше: только в Санкт-Петербургском университете насчитывается их около 3 млн, реальное же число артефактов в коллекциях вузов и научных организаций России должно достигать 65 млн.
Коллекции, представленные в университетских музеях, очень разнообразны и охватывают области истории, археологии, антропологии, этнографии, филологии, литературы, технологий и декоративного искусства. Отдельно также необходимо выделить мемориальные собрания деятелей науки, представляющие особое направление в музеологии. Но самым большим разделом, который превосходит остальные как по масштабу, так и по количеству связанных с ним проблем, являются естественно-научные коллекции. В частности, сложность вызывает отсутствие методики описания памятников науки и естественно-научных коллекций по музейным правилам. Для введения предмета в научный оборот (например, минерала или метеорита) необходимо указать его физические свойства или место происхождения, но для постановки на учет в качестве экспоната в первую очередь оказываются важны визуальные свойства, позволяющие отличить его от других подобных объектов. В связи с этим в университетских музеях может ощущаться нехватка квалифицированных сотрудников музейного профиля. Не менее остро становится вопрос двойного учета. Целый ряд музейных предметов, среди которых редкие книги, гербарные листы или рукописи из коллекций выдающихся ученых, часто учитываются только по профильным требованиям: издания попадают на учет в библиотеке, архивные документы учитываются в Росархиве, при этом учет с позиции музейного описания не ведется, а он необходим. «Как правило, он позволяет больше рассказать нам об истории науки, а также формирования данной коллекции, о том, как происходило ее изучение в этом вузе. Музейный учет кардинально меняет угол зрения на коллекцию и помогает представить совершенно другую сторону памятника, нежели сугубо научную», ― убежден Андрей Воробьев.
В завершение выступления заместитель директора ГИВЦ Министерства культуры РФ отметил, что цифровизация музеев ― неизбежный процесс, поэтому университетам, обладающим собственными коллекциями, необходимо включаться в него и искать пути решения существующих проблем. «Я хочу еще раз отметить работу Санкт-Петербургского университета, которая проводится благодаря усилиям ректора, и пониманию, какие конкурентные преимущества дает осознание своего музейного богатства, как оно будет работать на Университет не только в учебном, но и в широком культурном процессе, ― добавил Андрей Воробьев. ― Единая исторически сложившаяся по всей стране сеть университетских музеев ― это десятки миллионов предметов, о которых известно по большому счету тем, кто их хранит, хотя это очень важная часть культурного и научного наследия».
Успешным опытом выстраивания онлайн-коммуникаций музея поделилась начальник Управления экспозиций и коллекций СПбГУ Елизавета Тапакова-Боярская. Это подразделение появилось в 2017 году, когда постановлением Правительства РФ музейная деятельность была введена в устав Университета как один из основных видов деятельности наравне с научной и образовательной. Сейчас в Санкт-Петербургском университете насчитывается восемь музеев, семь из которых уже прошли регистрацию в реестре музейного фонда РФ, и гербарий.
Мы будем популяризировать сведения о научных знаниях, делать их доступными и привлекательными.
Начальник Управления экспозиций и коллекций СПбГУ Елизавета Тапакова-Боярская
«Вступление музея в цифровое пространство во многом определила пандемия. В период глубокого локдауна, когда у нас не было возможности открыть коллекции для посетителей, в нашей работе практически стихийно возникло новое направление ― каждый музей, независимо от того, прошел ли он на тот момент регистрацию в Госкаталоге, завел аккаунты в социальных сетях», ― сообщила Елизавета Тапакова-Боярская.
Целью выстраиваемых онлайн-коммуникаций стали привлечение новой аудитории, повышение уровня лояльности, повышение узнаваемости бренда музеев СПбГУ, а также обеспечение открытости и доступности коллекций.
На сегодняшний день музеям Университета принадлежат 19 аккаунтов в социальных сетях, контент для которых помогают создавать студенты-журналисты и филологи. Кроме того СПбГУ имеет положительный опыт работы на платформах izi.TRAVEL и Artefact.
Елизавета Тапакова-Боярская сообщила, что музеи Университета планируют расширять свое онлайн-присутствие, осваивая новые форматы и площадки, а также создавать межмузейные проекты. «Думаю, что путь, который мы прошли, близок и понятен большинству музеев, не только университетских, ― добавила начальник Управления экспозиций и коллекций СПбГУ. ― Мы открыты для сотрудничества, и мы будем рады поделиться своим опытом».
Участниками круглого стола также стали представители площадок и сервисов, призванных усовершенствовать работу музейного сообщества. Так, в ходе встречи были рассмотрены особенности работы с цифровой платформой Artefact и порядок создания аудиогидов на сайте izi.TRAVEL.