Как музеи противостоят культуре отмены? Михаил Пиотровский прочитал открытую лекцию в СПбГУ
Кому должно принадлежать культурное наследие, на которое претендуют сразу несколько стран, и должны ли музеи участвовать в общественной жизни государства? Об этих и других важных вопросах, с которыми сегодня сталкиваются музеи всего мира, рассказал в ходе открытой лекции генеральный директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ академик РАН Михаил Пиотровский.
По словам Михаила Пиотровского, в современном мире существуют две распространенные точки зрения на музей: его нередко воспринимают как пыльный сундук никому не нужных вещей, и одновременно с этим — как сокровищницу, которой ее хранители не умеют правильно распоряжаться. Музеи стали модными и часто оказываются в центре внимания СМИ, но читателей интересуют новости не о выставках, а о кражах, подменах артефактов и скандальных увольнениях. Такой интерес привлекает в музейную деятельность тех, кто считает, что сможет получить от нее хорошие доходы. Однако от музеев нельзя требовать того, чтобы они зарабатывали, особенно действуя вопреки принципам академической науки и просветительства.
«Культура и искусство стали имуществом, которое можно купить и продать. Они стали дорогими. Это вошло не только в головы, но и в терминологию, которая отражает существующие представления. При перевозе через границу выставка декларируется таможней как "товар", и даже Министерство культуры называет договоры между музеями „сделкой“, — рассказал директор Эрмитажа. — Экспонаты воспринимаются как громадная ценность, которая обращается в деньги. В массовом сознании музеи предстают скорее как красиво украшенная гостиная богатого дома или склад, с которого можно что‑то взять. А мы вынуждены все время объяснять, что это единый организм, где все соединено: каждая вещь имеет свою историю, находится на своем месте, и в совокупности они рассказывают общую историю».
Главный смысл музея и состоит в том, чтобы вырвать вещи из уже не существующего контекста и поместить в другой. Музей сохраняет память, это единственная гарантия вечности.
Директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ Михаил Пиотровский
Одной из серьезных проблем, с которыми сегодня сталкиваются музеи всего мира, стала тенденция их отмены. Культурные учреждения разных стран иногда сталкиваются с тем, что посетители ломают и портят произведения искусства, по их мнению кощунственные и потому подлежащие уничтожению. Подобной логикой, отметил Михаил Пиотровский, руководствовались боевики, разрушившие древнюю Пальмиру. Кроме того, определенная группа людей считает музеи «хранилищами награбленного» и утверждает, что им не следует существовать, поскольку они экспонируют ценности, созданные не для них, захваченные во время колониальных войн, к тому же делают это неправильно.
Не менее сложным в современной музейной жизни считается вопрос о том, кому должно принадлежать культурное наследие. Ярким примером предмета, на который претендуют сразу несколько стран, является Розеттский камень, благодаря которому в XIX веке были расшифрованы египетские иероглифы. Стела была обнаружена французскими войсками, а после поражения была передана Англии в качестве контрибуции. Сегодня Египет требует вернуть артефакт на историческую родину, поскольку он принадлежит ее культурному наследию.
Также приобрела известность история с возвращением в Африку бенинской бронзы, получившая развитие в последние два года. Сокровища царства Бенин, находившегося на территории современной Нигерии, были захвачены британскими войсками в ходе карательной экспедиции 1897 года и впоследствии разошлись по разным музеям мира. Представители Нигерии неоднократно обращались с просьбами вернуть коллекцию, специально для которой предполагалось построить музей. Но после того как несколько европейских музеев передали артефакты, они ушли в частную коллекцию потомка правителя Бенинского царства. В то же время о правах на обладание этими предметами заявляют претенденты и в других странах. Латунь, из которой изготавливались «бронзовые» украшения, закупалась на деньги от продажи рабов, поэтому в наши дни ряд афроамериканцев считает бенинские бронзы своим наследием, которое им хотелось бы видеть в музеях США.
СПбГУ совместно с Эрмитажем отметили 200‑летие науки египтологии
Проблематичным в сообществе порой объявляется не только физическое присвоение артефактов, но и культурное заимствование — апроприация. «Выставка Эрмитажа "Египтомания" была посвящена тому, как египетская культура осваивалась в европейской. Но и здесь начались разговоры о том, что в этом явлении нет ничего хорошего, поскольку это кража египетских традиций и неправильное их использование в чужой культуре, — привел пример Михаил Пиотровский. — Правда, совершенно ясно, что для современных египтян понимание древнеегипетской культуры также отличается от того, как она воспринималась в Древнем Египте».
Еще одним поводом для дискуссий становится атрибуция экспонатов, которую работники музеев порой называют «войной этикеток». Так, например, когда Эрмитаж в качестве региона происхождения предмета помечает Восточный Туркестан или Тибет, то получает официальную ноту от китайского правительства, в которой говорится о том, что их следует обозначить как автономные районы КНР. Точно так же Аравийский залив, по мнению Ирана, необходимо именовать Персидским.
На самом деле эти споры — результат того, что мы слишком точно все указываем. Многие вещи не укладываются в сегодняшнее национальное деление, поэтому нужно знать, где остановиться.
Директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ Михаил Пиотровский
«В Эрмитаже полотна Кандинского висят в разделе западноевропейского искусства, поскольку он вышел из немецкого экспрессионизма и является продолжателем художников этой школы. Не нужно пытаться определять все слишком точно. Не вся история искусства укладывается в простые дефиниции белого или черного», — пояснил декан восточного факультета СПбГУ.
В качестве учреждения музей совмещает несколько функций: классифицирует окружающий мир и экспонирует объекты материального и нематериального наследия, но его основная задача, как подчеркнул Михаил Пиотровский, заключается в том, чтобы собирать и хранить эти ценности для следующих поколений. В новом же определении, которое было принято в 2022 году на голосовании членов Международного совета музеев (ICOM), провозглашается, что музеи находятся на службе общества, способствуя его устойчивому развитию и многообразию культур, и осуществляют свою деятельность при участии сообществ. На самом деле, отметил директор Эрмитажа, музеи должны функционировать по своим собственным правилам.
«От музеев требуют, чтобы они стали площадкой для самых разных политических акций. Всем знакомы истории, когда картины обливают краской или кидают в них торты. Участие музеев в общественной жизни важно, и на самом деле они активно этим занимаются, но на своих условиях. Мы обращаемся к серьезным проблемам истории через наши выставки», — пояснил спикер. В частности, примерами участия музея в политической жизни страны являются создание в Эрмитаже новой постоянной экспозиции, посвященной Китаю, рассказ через выставку «Дары Востока» о присоединении Средней Азии к Российской империи и через выставку «"Русский стиль" в искусстве. От Николая I до Николая II» о подъеме патриотизма в XIX веке.
После выступления слушатели смогли задать Михаилу Пиотровскому свои вопросы и обсудить особенности проявления культуры отмены, а также другие важные проблемы, с которыми сталкивается современное музейное сообщество.