Елена Казакова: «Доминантная черта современного педагога — умение и желание учиться вместе с учениками»
Профессора и студенты Института педагогики СПбГУ выступили с докладами на XX Всероссийской научно-практической конференции «Исследования, улучшающие образование».
В приветственном слове член совета Ассоциации исследователей образования Аркадий Марголис выразил благодарность директору Института педагогики СПбГУ, председателю Федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки» Елене Казаковой за вклад в увеличение роли исследований в образовании, а также за привлечение молодых исследователей к этой проблематике.
На конференции профессор выступила с докладом «От вопроса — к действию: российский опыт преобразующих исследований», в котором Елена Казакова попробовала ответить на вопрос: как сделать так, чтобы исследования в области образования меняли действительность?
В первую очередь профессор посоветовала молодым исследователям найти свою собственную стратегию. Елена Казакова упомянула исследование профессора менеджмента Макгилльского университета Генри Минцберга, который сформулировал три способа принятия решений: «сначала думаю», «сначала вижу» или «сначала действую». По мнению профессора, именно с выбора подходящей стратегии рождается полезное преобразующее исследование. Магистранты и аспиранты Института педагогики СПбГУ с этого начинают свой карьерный путь.
Несмотря на то, какую стратегию выбрал исследователь, у него должен родиться вопрос, который обязан привести к действую, считает Елена Казакова. Профессор обозначила несколько значимых вопросов для современных исследователей: почему многие учителя верят, что цифровизация приведет к замене педагога на цифровой аналог? Как много учителей могут сознательно оценить свой личностный потенциал? Почему большая часть педагогов предпочитает рассказать информацию самостоятельно на уроке, а не дает возможность ученикам искать ее своими силами? На эти и другие вопросы исследователи пытаются найти ответ сегодня.
Директор Института педагогики СПбГУ также подчеркнула, что важными для современных педагогов России являются национальные исследования с учетом специфики развития российской системы образования, которые выявляют эффективные приемы и действия в структуре учебной деятельности. В пример она привела исследование о том, что современная культура домашнего задания давно устарела и является тормозящим фактором для развития системы образования.
Если мы рассматриваем образование как деятельность, то возникает целое направление исследований, которые действительно могут повлиять на развитие образования.
Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова
Среди тем подобных исследований: изучение роли мотивации в успехах учеников, их участие в целеполагании на уроках, отбор содержания, средств и последовательности преподавания и анализ полученных результатов после занятий.
Среди проблем, которые Елена Казакова обозначила в методах работы педагога с учениками, — слабое развитие исследовательской культуры у школьников, преобладание теории над практикой и исследовательской деятельностью на уроках, отсутствие обратной связи от учеников. «Формирующее оценивание является одной из высококачественных технологий построения образовательного процесса, и оно заставляет нас, проектировщиков образовательного контента, в первую очередь заботиться об инструментах гарантированной обратной связи, добиваясь той самой обратной связи по поводу любой задачи, решаемой учеником», — объяснила директор Института педагогики СПбГУ.
Для нас очень важно сегодня обеспечить появление в системе образования новых, молодых, сильных и мотивированных лиц, потому что люди, которые воспринимают образование как счастье, потенциал и возможность, невероятно нужны.
Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова
«Доминантной чертой современного эффективного педагога является умение и желание учиться вместе со своими учениками, и таким образом каждый акт образовательной деятельности для современного учителя становится исследовательским актом. И в этом плане мы живем не для детей, а вместе с детьми», — отметила директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова.
На конференции выступили и студенты Санкт-Петербургского университета. Аспирантка СПбГУ Фань Чушу представила доклад «Сравнительное исследование ценностных текстов в пространстве школы России и Китая». Она проанализировала, какие высказывания размещены на стенах школ двух стран и какие ценности они транслируют. Так, исследовательнице удалось выяснить, что главными идеалами, которые преподносят школьникам в Китае, являются равноправие и добросовестность. В российских школах детям чаще всего стараются с помощью плакатов привить ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества и человечества в целом.
Также студенты Университета рассказывали про использование методов компьютерной лингвистики при анализе терминологии в современных школьных учебниках, влияние ИКТ на эффективность образования в России, актуальные проблемы применения лонгрида в образовательном процессе и сравнительный анализ дидактических принципов моделирования современных виртуальных образовательных сред.