Право на «ноль»: ученые СПбГУ обсудили, можно ли вернуться к системе оценки успеваемости Царскосельского лицея
В Санкт‑Петербургском университете состоялся международный симпозиум «Блеснуть образованием: педагогические идеи в творческом наследии А. С. Пушкина». Участники обсудили, как в творчестве поэта отразились педагогические идеи и практика XVIII‑XIX веков, какую роль в роль в истории отечественного образования сыграл культ лицея и почему система оценок, принятая во время обучения Пушкина, лучше той, что используют в современных школах.
Открыла встречу профессор, член‑корреспондент РАО директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова. Она рассказала, что образование в пушкинском лицее — это образец системы, поддерживающей становление личности. Елена Ивановна привела в пример занятия Якова Ивановича Карцова — профессора математики и физики в Царскосельском лицее в начале XIX века. Он считается родоначальником систематического преподавания математики, естественных наук и астрономии и является создателем кабинета естественных наук в лицее.
Симпозиум прошел в рамках государственной программы празднования 225‑летия со дня рождения А. С. Пушкина.
По воспоминаниям участников событий, именно Яков Иванович Карцов ставил юному Пушкину по своим дисциплинам оценку «ноль». Тогда единица означала высшую успеваемость, ноль ставился за полное незнание предмета.
«Оценка "ноль" отсутствует сегодня в нашей школе, и это тормозит ее развитие», — уверена Елена Ивановна Казакова. Карцов говорил Пушкину, что на его занятиях у молодого человека будет всегда получаться только «ноль», но это точно было не оскорбление по отношению к поэту. «Эти слова не были уничижительны, и никто не считал Пушкина разгильдяем. Ему разрешалось идти на последнюю парту и писать стихи», — рассказала Елена Казакова.
В Царскосельском лицее можно было продолжать учиться, имея «ноль» по некоторым предметам. Это отражало основную идею лицейского образования — ученикам не нужно было развиваться во всех сферах одинаково, у них было право оставаться личностью.
Участники симпозиума заметили: известно, что в лицее были традиционные лекции, традиционные вызовы к доске, традиционные задания. Никаких инновационных методов преподаватели не изобретали, однако, несмотря на «нули» по физике и математике, Пушкин обладал широкой эрудицией и даже готовил научные статьи по естественным наукам. «Метод преподавания, когда одна личность взаимодействует с другой, давал такой эффект», — объяснила Елена Ивановна.
Четыре кита, на которых строилась педагогика Царскосельского лицея, обозначила преподаватель СПбГУ Ирина Семихова. Это уважение к личности воспитанников со стороны педагогов, гармоничное развитие через организацию разносторонней деятельности, формирование гражданской зрелости и нравственного воспитания, профессионализм и единомыслие преподавательского состава.
Имеет ли сегодняшний ученик право на «ноль» — задались вопросом эксперты. Здесь, считают учителя, важно соблюсти баланс, чтобы выпускники не ушли от «ноля» в минус — к безделью, лени и равнодушию к культуре.
Елена Казакова заметила: «В школе не может быть накопительной системы баллов, если у ребенка не может быть "ноля". Не может быть права на выбор дисциплин, если нет права отказаться от чего‑то. В школе есть опасность упустить реальный талант, который развивается иначе, не как все».
Еще один принцип, заложенный в лицейском образовании, упомянут в его уставе: «Основное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Ученики были заточены на самостоятельное добывание знаний.
Александр Пушкин понимал ценность образования, следовал культу простого человека, который, не имея регулярного, формального образования, мог выучиться сам. Свое дело, как рассказали эксперты, Пушкин также рассматривал как часть воспитания.
Как заметили участники встречи, принципы, заложенные в лицее, находят отражение и в современной школе. И сегодня ни одна школа не обходится без изучения поэзии Пушкина — человека, который верил в силу просвещения и образования.
Участие в симпозиуме приняли более 100 человек — преподаватели школ и вузов из России и зарубежных стран.