Материалы ректорского совещания
Работа Центра финансовой грамотности СПбГУ в 2020 году
В СПбГУ в учебный процесс последовательно внедряются клинические формы обучения. В настоящее время в СПбГУ успешно работают более десяти клиник: юридическая клиника, служба психологической помощи, социальная клиника, социальный центр переводов, центр финансовой грамотности, IT-клиника, социологическая клиника, экологическая клиника, медиацентр, педагогическая клиника, конфликтологическая клиника, архивный центр, музейно-архитектурная клиника и другие (Практика по модели клиники в СПбГУ).
В 2017 году Правительством РФ была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. А в 2015 году в СПбГУ по инициативе руководства СПбГУ в рамках расширения деятельности университетских клиник, предназначенных для организации практик обучающихся, был создан уникальный Центр финансовой грамотности. На совещании была проанализирована работа центра в 2020 году и его роль в процессе повышения уровня финансовой грамотности граждан РФ.
Уровень финансовой грамотности граждан Российской Федерации, с одной стороны, обеспечивает личную финансовую безопасность граждан, экономическое благополучие домашних хозяйств, с другой стороны, во многом определяя объем и структуру спроса на финансовые услуги и продукты, является важным фактором развития российского финансового рынка, а следовательно, и национальной экономической системы.
Необходимость повышения уровня финансовой грамотности определяется также стремительным развитием современных финансовых технологий, которое началось сравнительно недавно, но идет быстрыми темпами. Гражданам необходимы базовые знания о традиционных и вновь возникающих финансовых продуктах и услугах, о способах их предоставления, о перспективах эволюции финансового рынка. Особое значение при этом приобретают прикладные аспекты, связанные с необходимостью ознакомления с современными технологиями на финансовом рынке, а также получения навыков самостоятельного сравнительного анализа современных финансовых продуктов.
Санкт-Петербургский государственный университет активно участвует в процессе повышения уровня финансовой грамотности граждан РФ.
В 2017 году Правительством РФ была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Приоритеты, цели и задачи государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, систему финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации определяют следующие документы: распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы»; постановление Правительства РФ от 01.02.2018 № 92 «О межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы»; письмо Минобрнауки России от 22.04.2020 № МН-3/1000 «О формировании универсальной компетенции», указывающее на необходимость внедрения в образование универсальной компетенции финансовой грамотности.
В 2017 году было принято решение об участии СПбГУ в реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ, сформирована рабочая группа преподавателей-экспертов и разработана дорожная карта участия СПбГУ в ее реализации. Рабочая группа в тесном взаимодействии с Центром финансовой грамотности СПбГУ (ЦФГ) решает задачи повышения уровня финансовой грамотности населения. Рабочей группой организовано сотрудничество, в частности, с ГБНОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных» (Аничков лицей), СПб ГБПОУ «Петровский колледж», комитетом финансов администрации Санкт-Петербурга; налажены партнерские отношения, в частности, с СПб ГБПОУ «Высшая банковская школа», ЦБ РФ. Рабочей группой проведена большая работа по внедрению компетенций финансовой грамотности в образовательные программы СПбГУ и других образовательных организаций.
В 2017 году между СПбГУ и экономическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова было заключено соглашение о сотрудничестве в реализации задач повышения финансовой грамотности. В рамках соглашения о сотрудничестве при активном участии СПбГУ более 100 научно-педагогических работников более десяти вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области прошли обучение по программе повышения квалификации «Разработка и реализация рабочих программ дисциплин (модулей) по финансовой грамотности для студентов образовательных организаций высшего образования» (разработана экономическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова).
В 2015 году в СПбГУ по поручению ректора в рамках расширения деятельности университетских клиник, предназначенных для организации практик обучающихся, профессором С. А. Белозеровым был создан Центр финансовой грамотности (Финансовая клиника) СПбГУ (ЦФГ СПбГУ).
ЦФГ является уникальным проектом СПбГУ, аналогов в российских вузах не существует. ЦФГ ориентирован на организацию и проведение клинической формы практики для студентов СПбГУ. Формат клинической практики ЦФГ позволяет создать условия для осознанного профессионального самоопределения студента и освоения им профессии. Консультации Финансовой клиники бесплатны и доступны для желающих получить их. За консультацией или практическим советом через сайт может обратиться и школьник, и пенсионер. Ни одно обращение, благодаря выстроенной работе ЦФГ, не остается без ответа.
Клиническая форма ЦФГ предусматривает формирование у студентов мотивации и ориентации на творческую и профессиональную самореализацию посредством осуществления профессиональной деятельности общественно полезной направленности. Проведение практики по модели клиники ЦФГ отражено в рабочих программах: «Преддипломная практика», «Учебная практика», «Учебно-исследовательская практика», «Производственная практика».
Миссией Центра финансовой грамотности СПбГУ является решение как общественно значимых (финансовое консультирование), так и образовательных задач посредством вовлечения в его деятельность студентов всех уровней образования и научно-педагогических работников.
Прохождение практики в ЦФГ организовано в интерактивной форме и предполагает, в частности, профессиональное взаимодействие «студент — преподаватель», «студент — студент / студенты», «студенты — обучающиеся колледжей (школ)». Интерактивные методы подготовки включают мозговые штурмы, направленные дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги навыков, имитацию профессиональных консультаций, формы особого взаимодействия с преподавателем в работе по конкретным финансовым проблемам (консультации и рабочие совещания с кураторами). В процессе обучения на практике применяются деловые и ролевые игры. С помощью имитационной, а также игровой модели задается целостный контекст профессиональной деятельности специалиста, социальное и психологическое содержание финансового консультирования.
Работа ЦФГ способствует:
- улучшению качества и практической направленности обучения
- решению практических задач, возможности накопления социального капитала
- формированию новых позиций в портфолио обучающегося, трудоустройству к будущему работодателю
- формированию позитивной репутации СПбГУ в сфере бизнеса, а также у потенциальных абитуриентов
- вкладу в социальный капитал, увеличению внешних контактов, привлечению дополнительных ресурсов, возможности участия в государственных проектах
В 2019 году ЦФГ были организованы: финансовый диктант, деловые игры «Финансовый рэп», стендап-шоу, выездные встречи со школьниками и студентами колледжей и университетов по тематике финансовой грамотности. ЦФГ курировал проект «Неделя финансовой грамотности в СПбГУ», который успешно прошел в рамках V Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи. ЦФГ провел 29 мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности.
В 2020 году студенты проходили в ЦФГ преддипломную практику. Пандемия коронавируса COVID-19 внесла свои коррективы в образовательный процесс, но не повлияла на проведение учебной практики. Практика прошла в полном объеме. Студенты-практиканты Финансовой клиники СПбГУ подготовили презентации по актуальным аспектам финансовой грамотности и провели ряд открытых лекций, проводили онлайн- и оффлайн-консультации под руководством преподавателей-наставников ЦФГ, участвовали в научных дискуссиях, например, в рамках IV Форума труда, где прошел организованный совместно с экономическим факультетом МГУ круглый стол «Финансовая грамотность на рабочем месте».
Взаимодействие преподавателей и студентов-практикантов ЦФГ было организовано с использованием современных технологий, в том числе в рамках созданной в одной из социальных сетей интернет-сообщества группы ЦФГ. Активно использовался формат работы «онлайн-вопрос — онлайн-ответ». Вопросы поступали как от жителей Санкт-Петербурга и регионов РФ, так и от студентов СПбГУ.
В 2020 году было проведено более 60 индивидуальных и групповых очных консультаций студентами-практикантами в рамках прохождения практики. Проведено две заочные консультации (Республика Башкортостан и Республика Карелия), получены благодарности. Студентами под руководством сотрудников ЦФГ подготовлено 16 ответов на вопросы, поступившие по электронной почте. Ответы студентов опубликованы на официальной странице ЦФГ на сайте СПбГУ, а также в социальной сети ВКонтакте.
В летний период 2020 года в условиях пандемии и дистанционного обучения Центр финансовой грамотности СПбГУ продолжал активно работать. Студенты бакалавриата и магистратуры по руководством преподавателей ЦФГ проводили онлайн-консультации, презентации и уроки финансовой грамотности в ЦФГ в рамках программы «Мой вуз — мой работодатель». Было проведено более 45 мероприятий с общим охватом аудитории около 400 человек.
В 2021 году в ЦФГ проходят преддипломную практику студенты бакалавриата и магистратуры программ бакалавриата («Экономика») и магистратуры («Управление рисками и страхование», «Международная торговая система», «Бизнес России и стран Содружества в глобальной экономике»). Дистанционное взаимодействие со студентами-практикантами и информационная поддержка практики осуществляется посредством группы в социальной сети ВКонтакте, а также с использованием онлайн-платформ ZOOM и MSTeams. Студенты под руководством преподавателей готовят ответы и отчеты.
В 2021 году запущен совместный проект ЦФГ со страховой компанией РЕСО «Проект РЕСО», позволяющий студентам получить дополнительную квалификацию и практические навыки работы в ведущей страховой компании. Доступны три формы обучения: «Онлайн», «Заочно» и «Быстрокурс» (при сдаче экзамена по первым двум формам обучения выдается сертификат о профессиональной подготовке).
Студенты-практиканты готовятся к участию в IV межвузовском конкурсе проектов «Основы финансовой грамотности для детей, молодежи и взрослого населения» Конкурс проводится в рамках проекта Министерства финансов РФ. Студенты-практиканты ЦФГ будут участвовать в мероприятиях V Международного форума труда.
В ЦФГ организованы групповые и индивидуальные занятия с обучающимися-практикантами. Работу ЦФГ (Финансовой клиники) обеспечивают штатные преподаватели коллектива экономического факультета СПбГУ.
В 2019 году научно-педагогические работники СПбГУ, входящие в состав рабочей группы, под руководством профессора С. А. Белозерова разработали онлайн-курс «Финансовая грамотность», который не имеет аналогов в России. Он включает в себя три онлайн-курса разного уровня: «Основы финансовой грамотности» (бакалавриат), «Финансовая грамота» (магистратура), «Основы финансовой культуры (аспирантура)». Онлайн-курс «Финансовая грамотность» размещен на платформе «Открытое образование» и вошел в топ-5 по результатам 2019 года. В первом полугодии 2020 года на платформе «Открытое образование» на курс записалось 11935 человек, во втором полугодии 2020 — начале 2021 года на курс записано около 5000 человек. С 2021 года курс также размещен на международной платформе Coursera — на сегодняшний день общее количество зарегистрированных слушателей на курсы всех уровней составляет свыше 600 человек.
В 2020 году разработчики курса «Финансовая грамотность» стали лауреатами премии СПбГУ «За учебно-методическую работу». В 2020 году завершена работа по формированию специализации «Финансовая грамотность», которая обобщает три онлайн-курса по финансовой грамотности.
Профессор Д. В. Банеманн избран членом Европейской академии наук
Участники совещания поздравили профессора Д. В. Банеманна с избранием членом Европейской академии наук (EURASC) — независимой неправительственной организации, состоящей из выдающихся европейских исследователей, которые проводят исследования на высшем уровне в своих областях и продвигают новые технологические разработки.
Профессор Д. В. Банеманн с 2014 года руководит лабораторией «Фотоактивные и нанокомпозитные материалы», открытой в СПбГУ при поддержке мегагранта Правительства РФ. За это время он опубликовал 184 статьи с аффилиацией с СПбГУ (с общим количеством цитирований 3606, по данным Scopus на 27.03.2021). Согласно сведениям SciVal (Scopus), в период с 2015 по 2020 год у Д. Банеманна — всего 237 научных публикаций, H-index равен 76, количество цитирований — 5006.
Согласно рейтинговому исследованию, опубликованному в 2020 году Стэнфордским университетом, сотрудник СПбГУ, руководитель лаборатории «Фотоактивные нанокомпозитные материалы» СПбГУ Детлеф Вернер Банеманн вошел в топ-20 лучших физических химиков мира. В список включено 678 ученых из разных университетов мира (база данных предоставлена Стэнфордским исследованием).
Очередное высокое достижение Д. Банеманна снова продемонстрировало его высокую активность и результативность в научной деятельности. В рамках деятельности лаборатории СПбГУ разработаны методы синтеза гомогенных и гетероструктурных фотоактивных материалов различной функциональности: фотокатализаторы для преобразования солнечной энергии в «солнечное топливо» (водород, метанол), самоочищающиеся и бактерицидные покрытия, материалы для оптоэлектроники и фотоники; созданы новые перовскитные материалы пониженной размерности; предложены новые перспективные перовскитоподобные структуры для элементов фотоники, фотовольтаики и оптоэлектроники.
Исследовательская деятельность Д. Банеманна в течение последнего десятилетия положила начало новому использованию солнечной энергии, объединяющему синтез солнечного фотокаталитического топлива (в виде молекулярного водорода и / или газообразных углеводородов) с обработкой загрязненной воды с помощью передового метода фотокаталитического окисления, приводящего к полной ликвидации всех органических загрязнителей.
Как работают паспорта лабораторий
В целях повышения эффективности использования ресурсов Университета организована работа по оформлению паспортов лабораторий в отношении каждого научного коллектива, в том числе коллективов, не являющихся самостоятельными структурными подразделениями СПбГУ. В итоге разработан шаблон «Паспорт лаборатории» и оформлены паспорта для 43 лабораторий и коллективов.
Паспорт лаборатории представляет собой совокупность таблиц, в которых приводится систематизированная информация о лаборатории. Такая практика существует многие годы в РФ и необходима для организационного учета и понимания минимальных требований, необходимых для функционирования лаборатории (включая инженерные системы, потребности в хладагентах, необходимость периодических мероприятий по аттестации и пр.), но была потеряна в СПбГУ в конце 1990-х годов.
Уже начиная с 2021 года, при формировании новой научной лаборатории необходимо заполнение паспорта лаборатории — как одного из основных документов, обеспечивающих функционирование и деятельность лаборатории.
А для того, чтобы иметь актуализированную информацию об эффективном использовании научного оборудования, размещенного в лабораториях, будет использован модуль Research IMS Lite в рамках системы управления научно-исследовательской инфраструктурой и процессом предоставления научных услуг Research IMS. Пилотное внедрение было успешно проведено в конце 2020 года на базе исследовательской лаборатории оптики спина имени И. Н. Уральцева.
Д. И. Менделеев и СПбГУ
8 февраля исполнилось 187 лет со дня рождения великого ученого Д. И. Менделеева. В декабре этого года Музей-архив Д. И. Менделеева СПбГУ отметит 110-летие. На совещании подведены итоги работы музея в 2020 году.
21 декабря 1911 года состоялось открытие и освящение кабинета Д. И. Менделеева (так поначалу назывался музей-архив), который располагался в бывшей казенной квартире Университета в здании Двенадцати коллегий, где ученый жил с семьей с 1866 по 1890 год. Здесь был открыт Периодический закон, написаны «Основы химии», выполнены работы по физике газов, развитию экономики и промышленности России.
Ежегодно музей посещает около 5000 человек. С 2017 года наблюдается систематическая положительная динамика посещаемости и увеличение запросов на экскурсионное обслуживание. Экскурсии в Музее-архиве Д. И. Менделеева — неотъемлемая часть культурной программы в рамках массовых мероприятий СПбГУ. Экскурсионное обслуживание доступно на русском и английском языках.
С июля 2020 года экскурсионное обслуживание осуществляется на возмездной основе. Осенью прошлого года сотрудниками Управления маркетинга и Издательства СПбГУ совместно с сотрудниками Управления по работе с молодежью был инициирован конкурс на разработку сувенирной продукции. Разработан дизайн и изготовлена сувенирная продукция для музея.
С 2017 года музей систематически проводит анкетирование посетителей. В 2020 году 98 % опрошенных посетителей музея было удовлетворено оказанными услугами.
В период пандемии сотрудниками освоено новое направление работы с целью увеличения присутствия музеев в интернет-пространстве: создана страница музеев СПбГУ на онлайн-платформе izi.Travel. Страницы музеев СПбГУ на платформе были отмечены создателями платформы на форуме «Интермузей-2020». Музей Менделеева дважды попадал в топовую рубрику «Выбор редакции».
Экспозиционно-выставочная работа была переведена в электронный формат. Музей представил 14 выставок на платформах КАМИС.Онлайн и izi.Travel. География онлайн-выставок представлена обширной международной аудиторией. Суммарная посещаемость выставок — 4450 (по данным на 31 декабря 2020 года).
В мае 2020 года была возобновлена работа Менделеевского лектория Университета. В режиме онлайн на платформах социальных сетей музея представлено восемь лекций, которые были востребованы аудиторией и набрали более 800 просмотров. Тематика лекций разнообразна и актуальна. Лекторами выступают профессора и сотрудники Университета.
Развернута активная деятельность музея в социальных сетях. Общее количество подписчиков на конец 2020 года — 2309. Деятельность музея развернута не только в социальных сетях, но и на профессиональных порталах, среди которых в том числе — Культура.РФ
При поддержке Центра языкового тестирования СПбГУ совместно с Медиацентром СПбГУ и студией МОСТ создано шесть видеосюжетов по музеям Университета, в том числе по Музею-архиву Д. И. Менделеева в рамках цикла программ «Планета Университет» к 300-летнему юбилею СПбГУ. Ролик набрал более 400 просмотров. В 2021 году планируется продолжение работы по созданию новых видеосюжетов.
Основной функцией любого музея является сохранение историко-культурного наследия и обеспечение условий для сохранности предметов, их учет. В 2018 году впервые в истории музея была проведена сверка наличия музейных предметов. В 2019 году музей прошел регистрацию в Госкаталоге. Оцифрованные коллекции музея размещены на общедоступном сайте ГК.
Коллективом музея разработаны новые экскурсионные продукты, семейные занятия, тематические экскурсии и циклы музейных уроков для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Это стало возможным благодаря совместной работе научно-педагогических работников Института педагогики во главе с Е. И. Казаковой и сотрудников УЭК.
В 2019 году по инициативе ректора в Университете было принято решение о реэкспозиции музея. Профессор факультета искусств СПбГУ, заслуженный художник РФ И. Г. Уралов составил концепцию новой экспозиции. Создана междисциплинарная рабочая группа (коллектив музея и специалисты факультета искусств), подготовлен тематико-экспозиционный план и художественная концепция для проектирования. В 2021 году запланировано создание дизайн-проекта новой экспозиции музея, которая позволит сохранить эстетику и историческую сущность мемориальной квартиры, но сделает музей более современным (презентация «Менделеев»).
Основные задачи музея продиктованы музейным законодательством и МК РФ: постановка на музейный учет и размещение в Государственном каталоге Музейного фонда РФ сведений об экспонатах. В 2021 году запланирована постановка предметов на музейный и централизованный учет в Государственном каталоге Музейного фонда РФ, хранительская работа с архивом Д. И. Менделеева, сверка наличия музейных предметов основного и научно-вспомогательного фондов, оцифровка, систематическое обеспечение работы экспертной фондово-закупочной комиссии.
Планируется следующее:
- развитие туристическо-экскурсионной деятельности, привлечение к сотрудничеству туристических компаний и других юридических лиц, работа по созданию новых экскурсионных продуктов
- обеспечение непрерывной работы Менделеевского лектория
- создание новой экспозиции музея (реэкспозиция): создание дизайн-проекта, согласованного в КГИОП для реализации
- создание «Химического театра Менделеева» — передвижной мобильной выставки
- развитие онлайн-проектов в сети Интернет: продвижение социальных сетей, участие в акциях, флешмобах, конкурсах
- участие в музейных и городских акциях
- сотрудничество с Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина по оцифровке уникальной библиотеки Д. И. Менделеева
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 27 обращений от студентов и преподавателей (в том числе восемь вопросов учебно-методического характера), девять обращений поступило на электронную почту проректора. Обращения разные: о получении учебной визы, об организации работы с имуществом СПбГУ, об отказе в получении повышенной академической стипендии, о поступлении, о соблюдении кодекса Универсанта, о формате обучения, о смене основы обучения, о пересдаче экзаменов, об оценивании работ, запросы статусных справок, о получении документов из личных дел, предложения по учреждению стипендий.
По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, учебный процесс проходит в обычном режиме, согласно расписанию, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий. Возникающие проблемы решаются в установленном порядке.
На совещании декана факультета международных отношений И. Н. Новиковой с заведующими кафедрами принято решение: с 1 апреля увеличить количество консультаций со студентами по подготовке курсовых и ВКР, проводимых в аудиторном формате. На почту декана поступило два обращения: первое — от председателя студсовета факультета международных отношений СПбГУ А. Даровской, второе — от студентки третьего курса бакалавриата Динары Амурзаковой (гражданки Казахстана). Оба обращения касались одного вопроса — алгоритма въезда в РФ иностранных обучающихся в связи с расширением количества стран, граждане которых получили возможность въехать на территорию России (согласно Постановлению Правительства РФ от 16.03.2021 № 639-р). Студенты-иностранцы продолжают обращаться с вопросами по поводу того, что и в каком порядке им следует делать, чтобы вернуться на учебу в СПбГУ.
Разъяснялось, что поступило письмо из Министерства науки и высшего образования РФ по применению этого постановления, и 25.03.21 было проведено совещания МНВО по этому вопросу. Разрабатывается алгоритм работы в СПбГУ по выполнению указанного постановления Правительства РФ. Вся необходимая информация по этому вопросу будет направлена обратившимся и размещена на сайте СПбГУ.
К первому заместителю декана экономического факультета поступило обращение группы студентов-экономистов о некорректном, по их мнению, преподавании дисциплины «Стратегический менеджмент». В связи с обращением организована проверка. Получено обращение от старосты группы 20.Б03-э о проблемах с восприятием материалов при трансляции занятий по дисциплинам «Линейная алгебра» и «Микроэкономика» (в частности, плохо видно материалы преподавателя). По этому обращению организована проверка.
Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. По информации от части руководителей учебно-научных подразделений, встречи со студсоветами за прошедшую неделю не проводились (в связи с отсутствием вопросов для обсуждения) или были перенесены на более поздний срок.
На встрече директора Института наук о Земле К. В. Чистякова с представителями студсовета обсуждались вопросы: о результатах опроса обучающихся, о практиках. Студенты представили отчет с результатами опроса обучающихся и просили учесть его при оценке качества и проблем обучения. Директор Института наук о Земле отметил, что проведение опросов обучающихся о качестве обучения требует профессионального подхода к вопросникам и организации опросов. Опросы организуются учебным управлением через личные кабинеты обучающихся. А представленная председателем студенческого совета Института наук о Земле СПбГУ презентация основана на ответах 64 студентов (что составляет чуть более 5 % от числа обучающихся), способ формирования выборки и ее репрезентативность неизвестны. Полученные таким образом оценки не могут быть приняты к сведению. К. В. Чистяков выразил надежду, что члены студенческого совета разъяснят обучающимся необходимость участия в официальных опросах, организуемых учебным управлением, которые будут важны как реальная оценка качества работы конкретных преподавателей и выяснение «слабых» мест учебного процесса.
Старосты нескольких групп заявили об отсутствии, по их мнению, информированности о проведении практик в этом учебном году на их направлениях. Студентам пояснили, что вопросы проведения практик планируется обсудить в апреле и выработать предложения, о принятых решениях по поводу практик студенты будут проинформированы. Также в рамках обсуждения было направлено обращение о возможности установки микроволновой печи и кулера с питьевой водой для обучающихся в здании по адресу: 10-я линия В. О., д. 33–35 (вне помещения столовой). Вопрос рассматривается уполномоченными должностными лицами Университета, о принятом решении студенты будут проинформированы. Разъяснялось, что при установке микроволновой печи и кулера, а также при их эксплуатации необходимо соблюдать правила техники безопасности и санитарные требования. Раньше за их соблюдением следил оператор питания (которого пока нет в этом здании). Будет определено ответственное должностное лицо.
На встречах с представителями студсоветов институтов истории и философии, факультетов экономического, биологического, социологии обсуждались вопросы организации образовательного процесса и формата учебных занятий в апреле.
Вопросы, поступившие в связи с реорганизацией СПбГУ
Поступили обращения ученых, которые участвуют в реализации магистерской образовательной программы «Когнитивные исследования» СПбГУ: С. К. Стафеева (профессора физики Университета ИТМО), М. В. Киреева (заведующего лабораторией нейровизуализации, председателя научного совета Института мозга человека имени Н. П. Бехтеревой РАН) и М. Д. Воейковой (профессора кафедры русского языка филологического факультета). Каждый из них сообщил о своем решении продолжать работу в СПбГУ.
На совещании обсуждались также текущие задачи, связанные с реорганизацией СПбГУ. Поскольку профессор Т. В. Черниговская временно потеряла голос, она в чате задала вопрос исполняющему обязанности декана ФСИиН: в СМИ распространяются сведения о том, что магистерская программа «Когнитивные исследования» будет, якобы, реализовываться не только в СПбГУ, как было решено на заседании Ученого совета СПбГУ 1 марта (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 01.03.2021), но и в новом университете. А между тем руководством ФСИиН давалось обещание, что новый вуз не будет дублировать программы СПбГУ. Первый заместитель декана ФСИиН Д. Е. Расков заверил, что реализация образовательной программы магистратуры «Когнитивные исследования» не будет осуществляться в новом университете. Там будет реализовываться профиль подготовки по когнитивным исследованиям (в числе прочих) только в бакалавриате в рамках образовательной программы «Свободные искусства и науки».
Д. Е. Расков также отметил, что из 130 преподавателей, участвующих в реализации образовательных программ ФСИиН, только 64 — на штатных должностях, 28 — внешние совместители, 13 — оформлены по гражданско-правовым договорам, еще 25 — сотрудники Университета, с которыми оформлены трудовые отношения в форме дополнительного соглашения, передачи педагогической нагрузки и пр. Первый проректор Е. Г. Чернова подчеркнула, что в Университете используются три формы оформления трудовых отношений с работниками: трудовой договор (штатные сотрудники и по совместительству), гражданско-правовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору.
Она напомнила также, что Университет готов подождать: срок принятия студентами решения о выборе вуза назначен на июль (после летней сессии). К тому времени и преподаватели, участвующие в реализации образовательных программ по направлению «Свободные искусства и науки», смогут принять решение о месте своей дальнейшей работы: СПбГУ или новый университет.
Арбитражный суд удовлетворил иск СПбГУ к Территориальному фонду ОМС
В апреле 2020 года СПбГУ среди прочего было оказано 59 случаев включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации медицинской помощи, по которым Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (ТФОМС СПб) в выплате было отказано.
СПбГУ опять вменялось включение в реестр случаев медицинской помощи, где в медицинских документах пациентов отсутствовало направление врача, оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях медицинской организации, выбранной гражданином для получения первичной медико-санитарной помощи, или направления, выданного органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. ТФОМС опять посчитал, что направления лечащих врачей Клиники СПбГУ, которые были представлены в медицинских документах пациентов, не являются законным основанием для получения застрахованными лицами первичной медико-санитарной помощи, а лечащий врач медицинской организации, к которой пациент не приписан, но в которую он самостоятельно обратился для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, не имеет права выдавать (даже при наличии показаний) направления на оказание специализированной медицинской помощи.
После отказа в оплате представленных счетов в адрес ТФОМС СПб была направлена претензия, которая также была отклонена.
В октябре 2020 года СПбГУ подал иск к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на сумму 5 615 376,64 рублей (плюс расходы по уплате пошлины — 51077 рублей) по 59 случаям специализированной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, застрахованным как за пределами Санкт-Петербурга, так и на территории Санкт-Петербурга.
После подачи искового заявления ТФОМС СПб добровольно произвел оплату услуг, оказанных пяти пациентам (на сумму 1 667 276,22 рублей, таким образом частично погасив задолженность, предъявленную к взысканию). Сумма исковых требований СПбГУ была снижена, соответственно, до 3 948 100,42 рублей. 13 января 2021 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение: удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 января 2021 года ТФОМС СПб была подана апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба была рассмотрена 25.03.2021, решение суда было оставлено без изменений, жалоба ТФОМС СПб — без удовлетворения.