Эксперты ВШМ СПбГУ: «Глобальный мониторинг предпринимательства» в России показал рекордный рост числа новых компаний
В Майами, США, представили результаты крупнейшего в мире исследования предпринимательской активности «Глобальный мониторинг предпринимательства — 2019/20» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM). В нем приняли участие более 150 тысяч человек из 50 стран мира.
По результатам анализа, который провели ученые ВШМ СПбГУ при поддержке Сбербанка, в России количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями, составило 9,3 % от общего трудоспособного населения. Этот показатель стал рекордным для России за все время проведения исследования (с 2006 года).
В других странах этот показатель колеблется от 4–5% в Италии, Польше, Пакистане и Японии до 35 % в Чили и Эквадоре. В странах БРИКС количество людей, предпринявших попытки создать и управлять новым бизнесом, тоже различается. Например, в Бразилии 23 % трудоспособного населения являются ранними предпринимателями, в Индии — 15 %, в Китае — 8,7 %. Количество людей, чей бизнес существует на рынке более трех с половиной лет, практически не изменилось, этот показатель составил 5,1 %.
В 2019 году в России чаще создавали бизнес, чем закрывали его: 3,4 % взрослого трудоспособного населения перестали быть предпринимателями, причем большинство бизнесов перестало существовать, и лишь пятая часть продолжила работать с другими владельцами. 80 % тех, кто закрыл свой бизнес в 2019 году, объяснили свое решение негативными причинами: финансовыми проблемами и неблагоприятными внешними факторами.
78 %
респондентов согласились с тем, что предпринимательская деятельность позволяет заработать в условиях ограниченности других предложений трудоустройства.
Главным мотивом создания собственного дела остается необходимость поддержания уровня дохода: 69 % респондентов связывают с предпринимательской деятельностью возможности высокого заработка и финансового благополучия. Четверть респондентов стали предпринимателями вслед за старшими родственниками.
В 2019 году выросло число тех, кто планирует открыть собственное дело в ближайшие три года. Оно составило 9,8 % населения, что на 4 % выше прошлогоднего показателя.
«Рост числа желающих открыть бизнес частично связан с увеличением доли тех, кто видит возможности для начала предпринимательской деятельности в своем регионе. 30 % респондентов считают, что для открытия бизнеса существуют широкие возможности. В 2018 году таких было только 23 %. Выросло и число тех, кто считает, что у них достаточно знаний и навыков для открытия собственного дела. В 2019 году так ответил каждый третий респондент», — отметила руководитель проекта GEM в России, доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская.
В 2019 году более чем в два раза увеличилась доля российских компаний, которые имеют потребителей за рубежом. Этот показатель составил 14,4 %.
30,2 %
респондентов заявили, что их бизнесы обладают высоким потенциалом роста.
В июне 2020 года будет представлена полная версия национального отчета GEM Россия 2019/20. В 2019 году в опросе приняли участие две тысячи российских граждан.
«Глобальный мониторинг предпринимательства» анализирует различные аспекты предпринимательской деятельности, в том числе вовлеченность населения в создание и управление как новыми компаниями, существующими на рынке менее трех с половиной лет, так и теми фирмами, которым удалось преодолеть этот рубеж. Кроме того, в этот перечень входят мотивы открытия бизнеса и причины, по которым компании закрываются, отношение населения к предпринимательству и уровень предпринимательских намерений, планы развития предпринимательских фирм.
С момента создания проекта в 1997 году в нем приняли участие 110 стран. В России на протяжении 14 лет проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, с 2018 года — при поддержке Сбербанка.