«Общение с одаренными детьми приносит радость»
Преподаватели Санкт-Петербургского университета поделились впечатлениями от работы с талантливыми школьниками в образовательном центре «Сириус» и рассказали о том, чему смогли научиться сами благодаря участию в проектных и творческих сменах.
Леонид Илюшин, профессор СПбГУ (Институт педагогики)
Расскажите, пожалуйста, об опыте, который вы получили благодаря работе в образовательном центре «Сириус». Удалось ли вам научиться чему-либо новому как преподавателю?
В общей сложности я посетил центр «Сириус» более 20 раз. Институт педагогики СПбГУ, в котором я работаю, является основным разработчиком содержания смен направления «Литературное творчество». Смена состоит из нескольких модулей. Мы с Анастасией Азбель — тоже сотрудником Института педагогики — организовывали первую неделю смены: знакомство школьников с общей логикой работы, проведение первой серии мастерских, организацию игровых событий и многое другое. За два года существования направления «Литературное творчество» я познакомился почти с двумя тысячами старшеклассников из всех регионов России. Это очень яркий профессиональный и человеческий опыт. Могу сказать, что я стал еще большим оптимистом в оценке поколения современных подростков. Работа в формате коротких интенсивных мастерских очень развивает педагогическую интуицию, способность к импровизации и смысловому диалогу. По сути дела, мы очень часто оказывались первыми «другими», не школьными, педагогами в жизни участников литературной смены. Это очень ответственная и интересная роль.
Различается ли, на ваш взгляд, работа с обычными детьми и одаренными?
Я уверен, что признаки какой-либо одаренности есть в каждом ребенке. У подростков, которые добиваются права стать участниками нашей смены, более широкий круг чтения, склонность к использованию письменной речи для самовыражения. Кто-то, несомненно, обладает заметными способностями к сочинительству, но большинство — это те, кто мотивирован к поиску себя в литературных занятиях. Поверьте, это совсем не мало. Такой потенциал очень важен для освоения интенсивной программы нашей смены. Мы всегда стараемся подчеркнуть, что стажировка в «Сириусе» — это шанс применить свою любознательность и трудолюбие для творческого самоопределения. Что же касается слова «талант», мы стараемся произносить его как можно реже, дабы избежать ненужного пафоса, но в большей мере обратить внимание школьников на смысл проживания радости от приложения сил к чтению и письму.
В августе 2018 года в приказ № 1410/1 «Об установлении аналитических признаков / кодов для учета премий научно-педагогических работников СПбГУ» был внесен дополнительный критерий — за успешное участие в образовательных программах центра «Сириус» и его региональных отделений.
Могли бы вы посоветовать другим преподавателям СПбГУ тоже попробовать себя в качестве наставника талантливых школьников?
Я убежден, что работа с ребятами, приезжающими на литературную смену, чрезвычайно помогает профессиональной рефлексии, оценке, а порой и переоценке своих педагогических принципов, учит по-новому смотреть на привычные методические приемы и даже тональность общения. Это не всегда легко, но, безусловно, полезно для саморазвития.
Обучение в центре «Сириус», в отличие от участия в олимпиадах, не дает старшеклассникам преимущества при поступлении в вуз. Как вы считаете, должно ли оно учитываться приемными комиссиями?
Мне кажется, вопрос поставлен не совсем верно. Действительно, сам факт стажировки в «Сириусе» не добавляет баллов при поступлении, но, с другой стороны, участники наших смен получают такие знания и опыт приложения своих сил, которые могут существенно сказаться на качестве выпускного сочинения, творческого конкурса, школьного экзамена по русскому языку и литературе. Да и в олимпиадах наши стажеры участвуют активно и успешно, в том числе благодаря внутренней установке, сложившейся за время смены. Поэтому, я думаю, превращать участие в литературной смене в льготу для поступления не имеет смысла.
Татьяна Галактионова, профессор СПбГУ (кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента)
Расскажите, пожалуйста, удалось ли вам научиться чему-либо новому как преподавателю, общаясь с талантливыми детьми в «Сириусе»?
Опыт работы в программе «Литературное творчество» позволяет по-новому увидеть привычные вещи, поскольку каждая встреча с молодыми литераторами становится поводом для разрушения стереотипов и поиска актуальных смыслов.
С какими особенностями или трудностями связано преподавание ребятам, которые уже в таком возрасте осознают свой талант?
Есть хорошее выражение: «Победа не бывает большой или маленькой. Она бывает замеченной или не замеченной». Так и с талантом. Особенности работы с участниками программы заключаются в выборе форм и содержания взаимодействия. Это обусловлено высокой концентрацией литературной одаренности на единицу времени и пространства, а в остальном — это обычные дети, которым хочется внимания и уважения.
Чем полезно самим педагогам общение с одаренными обучающимися?
Общение с одаренными детьми, как правило, приносит радость, дает надежду на будущее развитие отечественной словесности. В качестве совета коллегам хочу напомнить слова поэта: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...» Понимание этого факта требует абсолютной ответственности. Впрочем, это обязательное условие в общении с любыми детьми.
Обучение в центре «Сириус», в отличие от участия в олимпиадах, не дает старшеклассникам преимущества при поступлении в вуз. Каково ваше мнение по этому поводу?
Мы с коллегами договорились не поддерживать преференции при поступлении. Убеждены, что, работая на программе «Литературное творчество», мы готовим детей достаточно хорошо для того, чтобы они могли успешно сдавать ЕГЭ и побеждать на олимпиадах. Если все выпускники «Сириуса» начнут получать преференции при поступлении на филологическое направление, то конкурс придется проводить среди них.
Олег Иванов, профессор СПбГУ (кафедра бизнес-информатики)
Я начал заниматься со школьниками немногим менее 50 лет назад, поэтому ничего нового для себя как для преподавателя не получил. Просто в очередной раз убедился, что в российских регионах достаточно много способных детей.
Работа со способными детьми направлена на их развитие и обогащение, тогда как с «обычными» детьми надо слишком много повторять. Основная трудность в работе со способными ребятами состоит в том, чтобы дать им понять, что талант — это способности плюс труд.
В школьную аудиторию без интереса к детям входить вредно. А если у преподавателя есть склонность к работе со школьниками, то он ею будет заниматься. «Пробовать» — бессмысленно.