Преподаватели СПбГУ провели смену по журналистике для одаренных школьников в центре «Сириус»

В октябре преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета реализовали программу по журналистике в образовательном центре «Сириус» в Сочи.

Образовательная программа по журналистике стала частью направления «Литературное творчество», руководителем которого является директор Института педагогики СПбГУ профессор Елена Казакова, а разработчиками выступает коллектив института.

Руководителем программы стала заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций доктор политических наук Камилла Нигматуллина, ведущими семинаров и мастер-классов — преподаватели и выпускники института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ: Наталья Павлушкина, Александра Литвинова, Анастасия Данилова, Николай Родосский, Людмила Цупко и Светлана Щелокова. Проектная неделя прошла при участии обучающихся Университета: Анны Мамяко и Анастасии Филипповой. На трехнедельный интенсив приехали 60 одаренных школьников из 31 региона России.

В программу вошли несколько модулей: мастерские текстов новой природы, семинары по авторским медиатекстам, а также работа над медиапроектами. Параллельно школьники могли посещать многочисленные мастер-классы, лекции и творческие встречи. Главной задачей смены стала профессиональная ориентация: школьники получили представление о том, как функционируют современные медиа и как устроен рынок СМИ, а также освоили навыки, необходимые медиаспециалисту, и пополнили портфолио.

«Сириус» — это прежде всего среда и условия, которые помогают раскрыться талантам. Участники смены уже и так обладали достаточным уровнем знаний, поэтому нашу задачу мы видели в поддержании творческого огня и блеска в глазах.

Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Камилла Нигматуллина

Каждый обучающийся в рамках семинара работал над авторским текстом в выбранном жанре. Все участники смогли создать качественные тексты, часть из которых будет опубликована в альманахе образовательного центра «Сириус», еще несколько — в региональных и федеральных СМИ. «Стажеры "Сириуса" — необычайно отзывчивая аудитория. Главное впечатление — их смелость: даже если в аудитории что-то не знают, обязательно накидают два-три предположения. Включаются в любой разговор, могут и поспорить: авторитеты для них — дело десятое. Отсюда и результат: каждый итоговый текст — яркое, по-настоящему индивидуальное высказывание», — рассказал ведущий семинара «Литературная рецензия», старший преподаватель СПбГУ Николай Родосский.

Удовольствие от педагогического творчества и возможность осваивать новые форматы отметили все преподаватели программы. «Какие-то задачи образовывались стихийно: например, начало нашего семинара пришлось на "нобелевскую" неделю, — подчеркнула ведущая семинара "Интервью", старший преподаватель Университета Анастасия Данилова. — Я решила, что было бы странно не воспользоваться таким роскошным инфоповодом, поэтому мы вместе со школьниками на одном из занятий придумывали и оттачивали вопросы нобелевским лауреатам этого года. После того как мы разработали и отредактировали вопросы, ребята самостоятельно составили письма лауреатам, перевели их на английский язык и отправили свои вопросы. Мне кажется, это очень ценный опыт — начинать путь в профессию с каких-то масштабных, очень амбициозных задач».

Смена, посвященная журналистике, — традиционный формат направления «Литературное творчество». Ее участниками становятся подростки, проявляющие интерес к современным СМИ, имеющие в портфолио публикации и рекомендации от экспертов отрасли — редакторов и журналистов. В предыдущие годы соорганизаторами программы выступали редакции федеральных СМИ, преподаватели крупнейших вузов страны; несколько раз в журналистской программе принимали участие и преподаватели СПбГУ. Однако нынешняя программа стала особенной, поскольку реализовывалась в сотрудничестве двух подразделений СПбГУ — Института педагогики и института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».