Звезды Академической гимназии СПбГУ попадают в «Сириус»
В образовательном центре «Сириус» началась проектная смена, в которой примут участие победители Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников — авторы 400 лучших проектов. Одной из них стала обучающаяся Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ Елизавета Авдеенко. Профессор СПбГУ, куратор химического направления гимназии Анна Карцова рассказала, почему необходимо поощрять интерес школьников к науке.
Расскажите, пожалуйста, насколько важно для школьников участвовать в подобных конкурсах?
Конечно, важно, это и стимул к творческой деятельности, и возможность быть услышанным, получить оценку независимых экспертов и оказаться в кругу единомышленников.
В настоящее время становление предметной (химической) компетентности школьников связывают непосредственно с качеством общего химического образования. Это внесено в образовательные стандарты. Результатами становятся знания, умения, опыт самостоятельной творческой деятельности (то, что сегодня называют проектной деятельностью). Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, каждый выпускник 9 и 11 классов должен защитить свой индивидуальный итоговый проект. Именно в процессе выполнения самостоятельной исследовательской работы удается реализовать то, что не всегда можно сделать на обычном уроке: сформировать значимые мотивы обучения (та самая «индивидуальная образовательная траектория»).
Какой проект представила на конкурсе Елизавета Авдеенко? Помогали ли вы ей с этой работой?
Главным при оценке такого проекта является способность исполнителя к самостоятельному приобретению знаний и решению сформулированной в проекте задачи. Лиза Авдеенко к этому готова. На прошедшей в конце марта 2017 года 41-й Всероссийской конференции исследовательских работ школьников по химии она получила первую премию и право выступить на пленарном заседании с докладом «Молекулярные машины в создании новых функциональных материалов для медицины». Сама тема возникла в результате прочтения и осмысления ученицей 10 класса оригинальных работ нобелевских лауреатов по химии 2016 года. Это был ее выбор. И если при подготовке к конференции я, конечно, консультировала Лизу, являясь ее научным руководителем, то для поездки в образовательный центр «Сириус» выбрали (с учетом объявленной направленности смены) другую тему, на стыке физики и химии — именно этим предметам она отдает предпочтение, и она реализована Лизой самостоятельно.
Выполняют ли ученики Академической гимназии какие-либо научно-исследовательские проекты в течение учебного года?
Многие учащиеся класса химической специализации под руководством научных руководителей — студентов, аспирантов, кандидатов и докторов наук (часто это выпускники гимназии) — выполняют свои исследовательские проекты.
Образовательный центр «Сириус» в Сочи создан фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры в 2017 году. На образовательную смену были приглашены авторы лучших 400 проектов Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников. В рамках смены школьники будут разрабатывать проекты по направлениям, соответствующим Стратегии научно-технологического развития России, встретятся с представителями ведущих российских научных компаний, высокотехнологичных производств, промышленности, получат уникальный опыт работы с известными учеными и экспертами.
Вот далеко не полный их перечень: «Энантиомерный контроль лекарственных препаратов», «Газохроматографические фазы на основе фуллеренов», «Мой философский камень», «Макроциклы при определении нейромедиаторов в биологических жидкостях», «Антиоксиданты. Свойства и методы идентификации».
Для многих выпускников университетской гимназии такой подход оказался решающим в выборе будущей профессии. А одной из представительных аудиторий, где докладываются выполненные исследования, является ежегодная Всероссийская конференция исследовательских работ школьников по химии.
Проводятся ли в гимназии конкурсы или презентации этих проектов? Могут ли в дальнейшем некоторые из этих проектов перерасти в полноценное исследование?
Да, конечно, есть! Для этого существуют разные форматы — подготовка и проведение эрудиционов, участие в химических турнирах с выходом на всероссийские турниры, участие в различных конференциях научно-исследовательских работ школьников: Сахаровских чтениях, Харитоновских чтениях, конференции «Университетская гимназия», Всероссийской научно-практической конференции исследовательских работ школьников по химии и других.
Имеется немало примеров, когда начатое в школе исследование было продолжено в стенах Университета и стало предметом выпускных и диссертационных работ Победители всероссийского конкурса отправятся на проектную смену в образовательный центр «Сириус».
Как вы считаете, будет ли это для них полезно?
Безусловно полезно! И дело даже не в том, какую конкретно исследовательскую работу будут выполнять на проектной смене школьники. Главное — та интеллектуальная среда, в которую они попадают, стимулирующая желание думать, добиваться, расти над собой.
Конечно, нужно поощрять творческие инициативы учащихся! Но как?
Необходимо обеспечить возможность увидеть и понять, как, с какими материалами и какими методами сегодня работают ученые. А главное — поработать самим! Ведь образование нельзя сообщить. Овладеть знаниями человек должен в процессе собственной деятельности. А знакомство («из первых рук») с профессией химика-исследователя позволяет сделать обоснованный прогноз о своем будущем.