СПбГУ будет готовить педагогов для работы с талантливыми детьми
В Санкт-Петербургском университете создано новое подразделение — Институт педагогики. С нового учебного года здесь начнется работа с магистрантами, аспирантами и слушателями программ переподготовки и повышения квалификации. О перспективах развития подразделения и конкурентных преимуществах педагогического образования в первом университете России рассказала директор Института педагогики СПбГУ профессор Елена Казакова.
Вы выступили инициатором создания нового подразделения. Расскажите, пожалуйста, нашла ли эта идея отклик среди коллег и руководства университета?
Многие педагогические вузы предлагают традиционное обучение. Но сфера образования очень изменилась: теперь нужно готовить специалистов, обладающих совсем другими компетенциями. СПбГУ как один из ведущих российских вузов не может стоять в стороне и должен определять перспективы этого процесса — такова наша гражданская позиция. Отмечу, что образовательное пространство и потенциал первого университета России как нельзя лучше подходят для подготовки современных педагогов.
Институт педагогики появился во многом благодаря экспертной деятельности по оценке стандартов образования, которую проводили ученые Университета, в том числе и ректор. Я обратилась к Николаю Михайловичу с письмом, в котором мы с коллегами написали о необходимости создания нового подразделения. В итоге мы заручились поддержкой ректора. Наше предложение одобрили практически единогласно: и на учебно-методической комиссии Ученого совета СПбГУ, и на Ученом совете Университета. Тем более что к тому моменту в СПбГУ уже существовал ряд программ по педагогике, то есть был накоплен определенный опыт такого обучения.
Какие новые образовательные программы в области педагогики откроются в СПбГУ?
Наши программы охватывают три уровня образования: магистратуру, аспирантуру и повышение квалификации. Отдельно отмечу, что уже в сентябре мы запускаем уникальную магистерскую программу «Genius: педагог для талантливых школьников». Кроме того, по заказу Максима Яковлевича Пратусевича, директора физико-математического лицея № 239, мы разработали и, надеюсь, скоро запустим еще одну программу — «Педагог для высокотехнологичной школы». А для переподготовки и повышения квалификации школьных учителей есть программа в области современных образовательных технологий. В ближайшее время СПбГУ планирует заняться разработкой онлайн-курса по педагогике: есть накопленные материалы и высокий спрос среди потенциальных слушателей. В этом году мы не будем готовить бакалавров, но многие эксперты убеждены, что в перспективе подразделение должно расширяться и в этом направлении.
Эти программы предназначены только для выпускников педагогических специальностей?
Пока у нас нет бюджетных мест, в этом учебном году будет набор только на места с оплатой стоимости обучения, поэтому мы будем готовить специалистов под заказ. Например, администрация Ленинградской области направила своих педагогов к нам на программы повышения квалификации. Такое же решение приняли директора нескольких петербургских школ, которые хотят, чтобы их учителя освоили современные образовательные технологии, механизмы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.
В будущем к нам смогут поступать выпускники как педагогического, так и непедагогического профиля. Мы будем рады всем, кто осознал, что педагогика — привлекательная сфера со стабильным рынком, гарантированным трудоустройством и ясными перспективами. Сейчас происходит очень мощная педагогизация общества: образование становится сферой досуга и развлечений. Например, у нас есть программа «Межкультурное образование»: абсолютное большинство ее выпускников трудоустроены, причем 80 процентов из них — не в образовательном пространстве, а в книгоиздании, клубной сфере, бизнес-консалтинге.
Расскажите, пожалуйста, о программе «Genius: педагог для талантливых школьников». В чем ее уникальность?
Концепция выявления и поддержки одаренных детей возникла в 1980-е годы. Именно тогда на курсах повышения квалификации педагогам стали рассказывать, кто такой одаренный ребенок, как поддерживать и развивать его талант. С тех пор многое изменилось: были сделаны новые открытия в теории познания, появились новые образовательные технологии. Специалисты поняли, как учатся талантливые люди. Наша программа учитывает все, что сегодня известно в области развития интеллекта, латерального мышления, способности воздействовать на других людей.
Еще одно преимущество программы — практикоориентированность. Мы хотим готовить специалистов практически под заказ. Каждый студент будет понимать, куда он пойдет работать после выпуска.
Ориентируясь на запрос работодателей, наши преподаватели будут «оснащать» магистрантов определенными компетенциями, программным обеспечением, профессиональными связями и другими конкурентными преимуществами.
Кстати, потенциальные работодатели есть и среди членов Совета образовательной программы. Это менеджеры высшего звена, члены общественных советов, лидеры негосударственных институций — все, кто «заказывает» нестандартное образование.
Где, например, смогут работать ваши выпускники?
Во-первых, по поручению президента России в каждом регионе сейчас создаются центры выявления и поддержки одаренных детей по аналогии с «Сириусом». Таким образом, в стране появится как минимум 85 таких учреждений. Во-вторых, наши выпускники будут незаменимыми специалистами в современных специализированных учебно-научных центрах (СУНЦ). Среди них — Академическая гимназия СПбГУ и другие образовательные учреждения, работающие с одаренными детьми. В-третьих, наши педагоги будут востребованы в таких программах, как Школьная лига РОСНАНО, где ищут и развивают одаренных детей с жилкой технопредпринимательства и мощно развитыми метапредметными связями.
Какой он, одаренный ребенок, и много ли таких детей в России?
Здесь нужно учесть три аспекта. Во-первых, суть нашей концепции приближена к теории развития семиотического интеллекта, согласно которой каждый человек одарен. Задача педагога — раскрыть эту сферу одаренности, наклонности и способности личности. Во-вторых, Россия сегодня делает серьезную ставку на стратегию научно-технологического развития. Зарубежный опыт показывает, что эта стратегия окажется эффективной, если в нее будут вовлечены не менее десяти процентов населения. Даже если половина это количества — взрослые, то все равно около 7,5 миллионов человек сидят сейчас за школьной партой или на студенческой скамье.
На данный момент примерное число одаренных школьников мы можем узнать, если посчитаем участников всероссийских олимпиад и конкурсов: их всего около 50–100 тысяч. А нам надо найти несколько миллионов ребят с горящими глазами, увлечь их, сделать так, чтобы им было интересно учиться и развивать нашу страну.
В-третьих, главная отличительная черта одаренности — это высокая мотивированность к деятельности. Высокомотивированный человек может много работать, не уставая и легко восстанавливая энергию. Чем больше одаренный ребенок занимается любимым делом, тем быстрее он продвигается. Концепцию такой мотивационной одаренности вслед за РАН и Российской академией образования будут активно продвигать ученые Института педагогики СПбГУ.
Можно ли уже говорить о партнерах института?
Да, мы уже получили восемь предложений о сотрудничестве от зарубежных вузов. Среди них Университет Гранады (Италия), Кельнский университет, Университет Нью-Йорка, Гентский университет (Бельгия). В перспективе будем выстраивать отношения с Восточной Азией: нашими программами уже интересуется ряд китайских вузов. Готовность иностранных коллег к сотрудничеству понятна: современная педагогика — это не только модная тема, но и условие выживания любого государства.
Каким вы видите будущее педагогики в СПбГУ?
Наша задача — создать образовательное пространство нового типа и готовить в нем учителей, которые смогут раскрывать и поддерживать таланты детей. Дело в том, что учитель в собственной работе не воспроизводит то, чему его учили, а повторяет то, как его учили. Мы хотим сформировать у студентов другой опыт организации образовательной, исследовательской и проектной деятельности. Наши выпускники будут владеть всеми современными технологиями в области педагогики. Например, смогут организовать обучение в «перевернутых классах», когда электронное образование сочетается с традиционным, или применить семиотический подход, ориентируясь на разные виды интеллекта.