«Междисциплинарность, инновационность, высокотехнологичность»: в СПбГУ появится Институт педагогики
С идеей о создании Института педагогики к ректору СПбГУ обратилась председатель ФУМО по укрупненной группе направлений «Образование и педагогические науки», профессор СПбГУ Елена Казакова.
О том, каким будет новое подразделение, какие цели встанут перед коллективом Института педагогики и какую роль в перспективе он сможет сыграть в образовательном процессе в масштабах страны, рассказала автор инициативы Елена Казакова.
Что подтолкнуло вас к идее создания Института педагогики в СПбГУ?
В соответствии с Уставом данный вопрос был вынесен в повестку заседания Ученого совета СПбГУ и получил поддержку.
Я обратилась к ректору СПбГУ Николаю Михайловичу Кропачеву с этим предложением, потому что большая часть идей программы модернизации современного педагогического образования созвучна идеям и проектам ведущих ученых СПбГУ. В Университете накоплен богатый экспертный потенциал в области педагогики, наши специалисты — участники многих значимых педагогических движений в России, имеются и собственные программы педагогической направленности. Все это и послужило основанием для предложения о создании Института педагогики: сильного междисциплинарного центра, который сможет оказать существенное влияние на развитие образования и педагогики как науки.
Какое место институт в перспективе может занять в развитии российского образования и решении кадровой проблемы в сфере педагогики?
Институт педагогики СПбГУ может стать экспертно-аналитическим центром. При этом он будет готовить педагогические кадры «с опережением»: не под задачи дня сегодняшнего, а формируя близкое будущее российской школы.
На подготовку преподавателей какого уровня будет рассчитана деятельность Института педагогики?
В структуре программ института должны быть представлены все типы образовательных программ педагогической направленности — от основного образования до магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Институт сможет готовить педагогов для всех видов образовательной деятельности, но необходимо будет выделить специфику, чтобы не дублировать деятельность профильных педагогических вузов. Инициаторы создания Института педагогики определяют эту особенность так: «Междисциплинарность, инновационность, высокотехнологичность».
Кто войдет в коллектив института?
Сейчас к нам поступает очень много заявок от разных преподавателей. Каждый день ко мне приходит по почте пять – семь писем с предложением участия в деятельности института. Но вопрос кадрового состава, штатного расписания — это не вопрос моей компетенции, этими вопросами будут заниматься соответствующие службы и управления.
Полагаю, что коллектив Института педагогики может быть сформирован и как проектная группа, к которой на время реализации того или иного проекта будут присоединяться ученые и эксперты. Лично мне подобная модель гораздо симпатичнее практик прошлого.
Как вы оцениваете появление такой структуры в классическом вузе, а не в профильном?
У нас в стране педагогов готовят примерно 250 вузов, из них четыре десятка педагогические, остальные — классические или многопрофильные и т. д. Сильная педагогическая школа всегда существовала в таких крупных университетах, как МГУ, Казанский государственный университет, НИУ ВШЭ (Институт развития образования). Так что это достаточно общая практика.
Педагогика сегодня находится на острие проблемных вопросов, ведь от качества образования зависит качество нашей жизни. Поэтому свои образовательные решения предлагают не только такие крупные научные центры, как наш Университет, но и бизнес-структуры (стоит вспомнить, например, программы Сбербанка или «РОСНАНО»), и учреждения культуры, и даже политические партии.