Материалы ректорского совещания

№ 340
от 10.04.2018

Повестка совещания

    О создании Института педагогики

    Участники совещания поддержали предложение о создании в Университете учебно-научного Института педагогики (Материалы ректорского совещания от 26.03.2018). В соответствии с нормами Устава СПбГУ этот вопрос будет включен в повестку дня ближайшего заседания Ученого совета СПбГУ.

    Академическая гимназия — впервые будет прием на платные места

    В отличие от предыдущих ответов, от Министерства образования и науки РФ в этом году получены разъяснения, согласно которым Университет вправе на программы общего образования Академической гимназии СПбГУ, помимо приема на бюджетные места, вести прием и на места с оплатой стоимости обучения. Начало вступительных испытаний на все программы общего образования, независимо от основы обучения (первый поток) — 27 апреля.

    Достижения студентов — наглядно

    Проведен анализ предложений директоров институтов и деканов факультетов о том, какие достижения студентов можно демонстрировать на выставках в зданиях Университета (Материалы ректорского совещания от 29.01.2018). Предложено демонстрировать, в том числе, следующие достижения:

    • фотографии (фотоработы обучающихся по результатам практик и экспедиций; фотоматериалы о странах Востока (Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Китай, Таиланд, Япония и др.), собранные в период прохождения языковых стажировок; лучшие фотоработы студентов СПбГУ, обучающихся по направлению «Журналистика» (медиадизайн и информационные технологии); фотографии фрагментов дипломных спектаклей, текущих творческих просмотров и занятий обучающихся по направлению «Искусство»; фотографии, в том числе микрофотографии, обучающихся по направлению «Биология»; фотоматериалы результатов клинической работы, в которой обучающиеся принимали участие, в формате до и после; произведения изобразительного искусства (живопись, графика, арт-объекты), а также объекты декоративно-прикладного искусства; при наличии технической возможности целесообразно дополнить фотовыставки анимацией и видеороликами)
    • находки и артефакты (находки студенческих архитектурно-археологических экспедиций в Великий Новгород и другие древнерусские города; копии интересных артефактов и документов, с которыми работают обучающиеся на практических занятиях в Российском государственном историческом архиве, Российском этнографическом музее и др.; образцы горных пород и минералов, собранные учащимися под руководством научно-педагогических работников (например, материалы, используемые в каменном убранстве Санкт-Петербурга); электронная микроскопия образцов стёкол М. В. Ломоносова, хранящихся в Кунсткамере и найденных в экспедициях студентов СПбГУ в Усть-Рудицу)
    • плакаты и постеры (было предложено представить в постерном формате: тезисы и доклады обучающихся на международных научных конференциях; наиболее важные публикации обучающихся, удостоившиеся наград (например, выпускницы бакалавриата, получившей за ВКР награду РАН); научные публикации по материалам практик; результаты научно-исследовательских работ обучающихся с описанием в популярном виде, с иллюстрациями; информация об известных научных разработках с образцами (например, материалы в лаборатории объемных наноматериалов и др.); информация о созданных студентами сайтах или разработанных значимых программных продуктах (со ссылками, QR-кодами для получения доступа к контенту; демонстрационные версии компьютерных программ и других прикладных разработок студентов на выставочном компьютере или в форме интерактивных презентаций)
    • грамоты, дипломы и другие свидетельства достижений (медали РАН с премией для студентов вузов России за лучшие научные работы; дипломы и сертификаты, полученные обучающимися за победы в студенческих олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и т. д.; грамоты, благодарности, медали, кубки, полученные в результате выполнения научных проектов; свидетельства о назначении именных стипендий; документы, подтверждающие прохождение практик и трудоустройство в органах власти). Учитывая огромное количество различных достижений обучающихся, выпускников и научно-педагогических работников СПбГУ, предлагалось особо выделить свидетельства, отражающие инновационный характер достижений

    На совещании также обсуждались возможности размещения информации о достижениях студентов на портале СПбГУ, на страницах институтов и факультетов. Директорам и деканам дано поручение: представить конкретные предложения о том, где можно оборудовать постоянные и временные выставки достижений студентов в зданиях Университета. Им поручено также привлечь к обсуждению этого вопроса студсоветы.

    Расскажите о своем исследовании

    На портале СПбГУ открыт раздел «Расскажите о своем достижении (исследовании, разработке и пр.)». В регистрационной форме на этой странице универсанты могут оперативно уведомить пресс-службу о своих достижениях. Могут описать результаты своего исследования, разработки, разместить ссылки на статьи в научных журналах, оставить иные, значимые комментарии.

    Сдаем нормативы ГТО

    Подведены итоги сдачи нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» обучающимися и сотрудниками Университета:

    • в 2017 году: 78 человек, в том числе 63 обучающихся (на золотой значок — 40 человек, на серебряный — 12; на бронзовый — 11) и 15 сотрудников (на золотой значок — 13 человек; на серебряный — один, на бронзовый — один)
    • в первом квартале 2018 года: 41 человек, в том числе 34 обучающихся (на золотой значок — 19 человек, на серебряный — восемь, на бронзовый — семь) и семь сотрудников (на золотой значок — шесть, на бронзовый — один)

    Участники совещания поздравили декана юридического факультета С. А. Белова, который сдал нормативы и получил золотой значок ГТО.

    Подготовка обучающихся к сдаче нормативов ГТО проводится преподавателями на учебных занятиях по физкультуре. Для сотрудников в графиках спортивных объектов Университета предусмотрено время для самоподготовки.

    Возвращены читателям

    Наведение порядка в библиотечной работе СПбГУ вступило в завершающую стадию. По итогам 2017 года работники Научной библиотеки вернули в Университет 69700 книг, брошюр, журналов. В том числе 39147 — по филологической и исторической тематике (славянская филология, финно-угорская филология, скандинавская филология, романская филология, классическая филология и история).

    Из них в отдел редких книг передано 72 экземпляра изданий. Наиболее ранние из них:

    • редкое краковское издание 1605 года одного из многочисленных популярных сочинений известного польского писателя, историка и религиозного деятеля XVI века Станислава Оржеховского (1513–1566) «Панегирики польскому королю Сигизмунду Августу и графу Яну Кришофу Тарновскому»
    • издание 1629 года — сочинение Мелетия Смотрицкого (1570–1633), общественного и церковного деятеля юго-западной Руси XVII века, писателя и ученого, автора знаменитой «Грамматики славянского языка», по которой учился М. В. Ломоносов

    Несомненную ценность для фонда Научной библиотеки представляют отдельные номера литературного журнала «Двухнедельные тетради» 1900–1914 гг., издаваемого Ш. Пеги, поэтом, философом, публицистом, издателем — одной из самых оригинальных и значительных фигур в истории не только французской, но и всемирной литературы и политической мысли на рубеже XIX и ХХ веков, имя которого практически неизвестно в России. Обнаружены также произведения самого Ш. Пеги, в том числе прижизненные.

    Возвращены произведения на языке оригинала классиков бразильской литературы (Ж. Амаду, Б. Гимарайнш, Г. Фигейреду), итальянской (А. Мандзони, Р. Джованьоли, Т. Тассо, Дж. Верга, Л. Пиранделло, И. Кальвино), испанской (Б. Перес Гальдос, Р. Альберти, В. Бласко Ибаньес, Ф. Гарсия Лорка), португальской (А. Л. Виейра, К. Кастелло Бранко, Ж. М. Эса ди Кейрош), румынской (Т. Аргези, И. Л. Караджале, И. Крянгэ, М. Садовяну, М. Эминеску).

    А также словари и энциклопедии:

    • «Реальная энциклопедия науки классической древности» А. Паули в новой обработке под редакцией Г. Виссовы. Это немецкая энциклопедия классической древности, выходила с 1894 по 1980 год. Самое известное и наиболее компетентное справочное издание по истории античности и классической филологии в мире, которое активно используется в качестве учебного пособия и по сей день
    • Handbuch der klassischen Altertums-Wissenschaft — справочное издание по классической науке о древности, которое издавалось в Германии с 1885 года. По своей научной ценности издание сопоставимо с энциклопедией Паули-Виссовы. Представляет собой систематический подбор знаний по древней истории. Включает разделы по античной истории, греческой и латинской лингвистике, истории Древнего Востока, истории философии
    • Сборник греческих диалектических надписей (Collitz Н. Sammlung der griechischen Dialekt-lnschriften), издавался с 1884 года

    В рамках пресс-тура 21.02.2018, посвященного открытию Центра консервации и реставрации, была представлена выставка изданий, введенных в научный оборот в 2017 году. Часть экспозиции была посвящена изданиям, обнаруженным в ходе инвентаризации помещений в здании по адресу: Университетская наб., д. 11.

    Наведение порядка в библиотечной работе началось по инициативе ректора СПбГУ Н. М. Кропачева еще в 2009 году. За это время в Научную библиотеку СПбГУ возвращены книжные собрания Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Российского химического общества, книжное собрание бывшего Биологического института (Сергиевка), Библиотека Библика (Злой умысел или преступная халатность?, Нам удалось остановить беспредел).

    Всего же за период 2009–2018 годов в библиотеку возвращено более 1 миллиона 200 тысяч книг, журналов, брошюр. Эти издания теперь доступны всем читателям библиотеки.

    Кампус СПбГУ

    По поручению губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко создается рабочая группа по подготовке предложений о месте размещения единого кампуса СПбГУ на территории региона. Уже в мае она рассмотрит возможные варианты. Ранее аналогичная рабочая группа была создана губернатором Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко в связи с обращением депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Она также ведет работу по рассмотрению и анализу предложений об участках для размещения нового кампуса СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 05.02.2018).