Сохраняя отпечаток времени
В СПбГУ открылась выставка работ студентов и выпускников образовательной программы «Реставрация». Экспозиция знакомит гостей с современными подходами к реставрации монументальной живописи, скульптуры, мебели и позолоты.
«Реставрация — совершенно особенный род искусства и науки, соединенных самым гармоничным образом: здесь есть место и исследовательской работе, и творчеству, и художественному таланту, и междисциплинарному сотрудничеству, — открывая выставку, отметил заслуженный художник РФ, профессор Иван Уралов. — Кроме того, это, безусловно, подвижническая и альтруистическая профессия. Реставратор не проявляет в своей работе авторского начала, но, сохраняя красоту истинных ценностей, он всегда незримо стоит на защите прекрасного».
На выставке широко представлены результаты студенческих работ, выполненных как для крупнейших музеев Петербурга, так и для Университета. Так, в первом зале размещена восстановленная для кафедры палеонтологии витрина и отреставрированные по просьбе коллег-биологов портреты основоположников физиологии. Здесь же можно увидеть стендовые доклады о работах над редкими книгами, памятниками на захоронениях знаменитых ученых и о реставрации мебели и предметов интерьера музеев-квартир Д. И. Менделеева и В. В. Набокова. Главным критерием ценности этих мемориальных экспонатов является подлинность каждой детали, поэтому обучающиеся кропотливо восстанавливали оригинальные элементы, а не просто заменяли их современными.
«Многими — теми, кто не имеет профессионального отношения к реставрации, она воспринимается как конфетная обертка: главное, чтобы все было красиво и законченно. Отнюдь нет. Основная наша задача — произвести все необходимые исправления так, чтобы в предмете сохранился отпечаток времени и древности, — комментирует куратор выставки, доцент СПбГУ Владимир Торбик. — Поэтому, организуя эту экспозицию, мы преследовали две цели. С одной стороны, стремились объяснить, в чем заключается суть реставрации, а с другой — показать весь спектр работ, которые способны выполнить наши выпускники, и продемонстрировать их бережное отношение к памятникам эпохи».
Отдельное место на выставке занимают экспонаты, призванные раскрыть историю и секреты профессии. Владимир Торбик специально подготовил выписки из архивных документов о методах реставрации в XIX веке и раритетные рабочие инструменты — галтели, рубанок, зензубель, шпунтубель и многие другие. Наглядно же изучить различные стадии реставрационного процесса можно на примере выставочных стульев в стиле модерн, выполненных в начале XX века.
«Восстановлению предметов старины всегда предшествуют научно-исследовательские изыскания. Методику реставрации объекта мы разрабатываем, только познакомившись с его историей, — пояснил выпускник СПбГУ Дмитрий Прокофьев (кафедра реставрации), отмечая, что сегодня представители этой профессии достаточно широко востребованы. — По своей природе человек тянется в первую очередь к натуральным материалам, стремится окружить себя качественными, красивыми вещами с историей. Поэтому многие заинтересованы в том, чтобы отреставрировать и привести в эксплуатационный вид то, что было создано задолго до современных технологий».
Одним из необычных предметов экспозиции стала серия работ магистранта из Китая. Ту Джунь изучает технику и технологию традиционной китайской живописи по шелку, чтобы в дальнейшем заниматься реставрацией буддийских икон. Представленные картины, выполненные минеральными красками, стали апробацией к его магистерской диссертации. Исследование студента посвящено находкам, сделанным в Могао — крупнейшей пещере храмового комплекса Цяньфодун, который расположен вблизи города Дуньхуан, древнего перекрестка культурных, торговых и религиозных маршрутов жителей Китая, Древней Индии и Персии. В Дуньхуане было обнаружено более ста образцов китайской религиозной живописи по шелку, сюжетами для которой послужили легенды о Будде.
Экспозиция будет работать до 27 января в выставочном зале здания Двенадцати коллегий.