В СПбГУ объявили первого лауреата премии имени Бориса Пиотровского

Имя победителя конкурса назвали в рамках заседания Ученого совета. Обладателем награды стала ассистент-стажер кафедры реставрации живописи Академии художеств имени Ильи Репина, художник-реставратор Государственного Эрмитажа Ксения Тихомирова. Автор исследования получила награду за работу по атрибуции псковского деисусного чина — центрального ряда иконостаса, традиционно включающего иконы Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

Борис Борисович Пиотровский (1908–1990) — академик, профессор, выдающийся отечественный археолог и востоковед, более двух десятилетий возглавлявший Государственный Эрмитаж. Окончил Ленинградский государственный университет, где с 1966 года был заведующим кафедрой истории Древнего Востока.

Когда на реставрацию в Академию художеств поступила икона Богоматери XVI века из собрания Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, было известно, что ранее она принадлежала Троицкому храму города Острова, построенному в XVIII веке, в связи с чем появился вопрос о ее происхождении. «В ходе реставрации и проведения ряда естественно-научных, исторических и искусствоведческих исследований выяснилось, что икона не относится к этому городу и ее аналогов в Острове нет. Тогда мы начали искать возможные варианты путей ее перемещения, — рассказала Ксения Тихомирова. — Во время Великой Отечественной войны Псков находился под оккупацией, и в феврале 1944 года эшелон, вывозивший через Латвию предметы культурного наследия, попал под артобстрел. Из горящего вагона были спасены две иконы из деисусного чина — Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, переданные в 1982 году в собрание Даугавпилсского краеведческого и художественного музея (Латвия). Икона Богоматери, вероятно, была потеряна при вывозе ценностей с оккупированных территорий».

На оборотной стороне икон сохранилась проставленная во время вывоза маркировка, упоминание о которой встречается в одном из документов Федерального архива Германии, благодаря чему удалось установить, из какой церкви они были изъяты — храма Михаила Архангела города Пскова, первое упоминание о котором встречается в 1339 году. Кроме того, в запасниках Псковского музея-заповедника было обнаружено еще несколько икон неизвестного происхождения, вывезенных в 1944 году и возвращенных спустя четыре года. На обнаруженных иконах совпадала маркировка. Комплекс исследований позволил сопоставить все находки и определить, что они принадлежат к одному иконостасу.

«Для меня большая честь стать первым лауреатом такой знаковой награды. Хотелось бы выразить большую благодарность всем людям, которые участвовали в этом исследовании: музейным сотрудникам Даугавпилсского краеведческого и художественного музея (директору Руте Гиптере, главному специалисту отдела истории Галине Карповне Веревочниковой), сотрудникам Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и лично хранителю живописи Ольге Анатольевне Васильевой, проректору по научной работе, заведующему кафедрой реставрации станковой живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Юрию Григорьевичу Боброву, моему научному руководителю — профессору кафедры реставрации станковой живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Филиппу Юрьевичу Боброву, без поддержки которого это исследование не смогло бы состояться», — поделилась ассистент-стажер кафедры реставрации живописи Академии художеств имени Ильи Репина, художник-реставратор Государственного Эрмитажа Ксения Тихомирова.

Премия имени Бориса Борисовича Пиотровского Санкт-Петербургского университета была учреждена в сентябре 2020 года и присуждается молодым специалистам один раз в два года за вклад в развитие научных исследований и реализацию проектов в сфере сохранения культурного наследия и музейного дела в Российской Федерации и за рубежом.

В ходе технико-технологического исследования псковских икон XVI века, проводившегося в рамках ассистентуры-стажировки в Академии художеств, Ксения Тихомирова изучала поперечные срезы — микрочастицы красочного слоя, отобранные с памятников живописи для изучения с применением современных технологий. Авторы древних икон, написав образ, покрывали его олифой, которая в условиях действующего храма, где постоянно горят свечи, за 50–60 лет темнела настолько, что изображение становилось невозможно разглядеть. Тогда мастера-поновители заново писали его по контуру поверх авторского красочного слоя. Таким образом, со временем икона превращалась в «слоеный пирог» из многочисленных слоев краски и олифы.

«Это исследование помогло подкрепить наши историко-искусствоведческие догадки, поскольку одна часть икон была раскрыта до авторской живописи XVI века, а другая находилась под поздними записями. Сравнивать их только визуально невозможно, поскольку раскрытие каждой иконы — это долгий кропотливый труд, ― пояснила реставратор. ― Изучение красочного слоя на микроуровне помогло увидеть на поперечных срезах авторский слой и сравнить образцы между собой визуально и по химическому составу».