Спасенные книги: Софийский временник
Сегодня в Научной библиотеке СПбГУ имени М. Горького насчитывается более семи миллионов единиц хранения — от учебных пособий и монографий до редких рукописей и исторических изданий. Однако их могло быть намного больше — многие книги были утрачены.
Причины их исчезновения были разными: на протяжении десятков лет не только студенты и сотрудники СПбГУ, но и посторонние люди уносили безвозвратно издания из университетской библиотеки. Кроме того, целые собрания отдавались в частные руки, а Университет зачастую не мог обеспечить нормальные условия хранения. Так, например, по решению прежнего руководства СПбГУ около 100 тысяч книг и журналов годами складировались на полу и на полках в полуподвальном помещении здания Же-де-пом, а в 2001–2002 годах несколько сотен тысяч книг были вывезены в строительных мешках на университетский склад в Петродворцовом учебно-научном комплексе СПбГУ.
Особенно примечательна история с региональной общественной организацией «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей», которая была зарегистрирована в 1992 году и объявила себя правопреемником Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, основанного в Университете в 1868 году. На этом основании недавно созданной организации без какого-либо документального оформления было передано уникальное книжное собрание, включавшее целый ряд ценных изданий XIX — первой половины XX века — несколько десятков тысяч единиц хранения. В конце 2010 года по требованию ректора СПбГУ Н. М. Кропачева эти фонды были возвращены Университету.
Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Последние годы в Санкт-Петербургском университете ведется работа по возвращению книг читателям. Издания добровольно возвращаются незаконными пользователями или изымаются у организаций и лиц, завладевших университетской собственностью. А библиотекари СПбГУ страница за страницей восстанавливают журналы и книги, которые из-за длительного пребывания в подвалах оказались заражены плесневым грибком. Благодаря усилиям неравнодушных сотрудников СПбГУ и помощи правоохранительных органов читателям библиотеки были возвращены более 1,3 млн изданий, но это лишь малая часть утраченных книжных богатств Университета. Работа по возвращению в Университет утраченных изданий продолжается.
Одной из книг, вернувшихся на полки Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ, стал «Софийский временник». Данный свод летописей составлен русским историком и библиографом академиком Императорской Санкт-Петербургской академии наук Павлом Михайловичем Строевым (1796–1876). Труд готовился при Софийском кафедральном соборе в Новгороде: он состоит из Временника Нестора, списка Русской Правды, Ярославова устава, Судебника Константина, а также летописи Новгородской земли.
Двухтомник был издан в 1820–1821 годах под названием «Софiйскiй времянникъ, или руская лѣтопись съ 862 по 1534 годъ» в издательстве Семена Селивановского в Москве. Средства на печать книг предоставил граф Николай Петрович Румянцев, поэтому заглавные листы каждого тома летописного свода украшает его фамильный герб, созданный рукой гравера Александра Флорова.
Труд открывают отрывки из так называемого «Начального свода» — летописного памятника более древнего, чем «Повесть временных лет».
При этом автор книги впервые для своего времени утверждает, что летописи являются сборниками, а не цельными произведениями одного человека.
Материалы ректорского совещания от 03.07.2017, «Спасенные книги»
До революции летописный свод находился в ведении Исторического семинария Петроградских высших женских курсов (ПВЖК). После революции библиотека семинария была национализирована, и в 1919 году бывшие Высшие женские курсы были объединены с Петроградским университетом, а все их имущество передано Университету.
В каталог библиотеки филологического факультета второй том труда внесли в 1938 году: тогда на титульной странице книги появился характерный номер U/C-681. Там же нашла свое отражение проверка библиотечного фонда 1968 года.
В настоящее время в библиотеке Университета хранится лишь второй том, судьба первой части свода летописей неизвестна.