Куда уходят с должностей научно-педагогических работников?
В разные периоды своей жизни в Университете работники СПбГУ предпочитают разные сферы деятельности.
Некоторые ученые и преподаватели переходят на административные должности. Другие, наоборот, из администраторов становятся преподавателями. Третьи предпочитают заниматься только научными исследованиями. Четвертые увлечены исключительно работой со студентами и аспирантами. Иногда эти переходы связаны с возникшими трудностями при прохождении конкурсных процедур на должности научно-педагогических работников.
Университет предоставляет различные варианты дальнейшего взаимодействия (соглашение о сотрудничестве, переход на административную должность с возможностью возврата в ряды преподавателей, переход на должность профессора-консультанта, переход на должность доцента-практика и др.).
Вариант первый. Переход на должность профессора-консультанта
Д. И. Баркан был профессором кафедры маркетинга, с 5 октября переведен на должность профессора-консультанта. Предыдущие два года профессор Д. И. Баркан вел большой научный проект. И результаты исследований он опубликовал в статье. Мог бы «разбросать» данные по нескольким статьям, но он не стал этого делать. А когда подошел срок подавать документы на новый конкурс на должность профессора (15 сентября истек предыдущий срок его избрания по конкурсу), оказалось, что у него не хватает публикаций для участия в конкурсе. И тогда заведующая кафедрой М. М. Смирнова предложила ему перейти на должность профессора-консультанта, которая только что была введена в СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 25.07.2016, п. 2). Должность «профессор-консультант» по решению директоров институтов и представлению деканов факультетов может вводиться для профессоров Университета, достигших пенсионного возраста (соответственно, 55 и 60 лет). Конечно же, это делается только по желанию профессора. Каждый договор с такими сотрудниками индивидуальный, процедура оформления является простой и не занимает много времени (Материалы ректорского совещания от 15.08.2016, п. 2).
Профессор Д. И. Баркан убежден, что его новые обязанности очень важны.
Во-первых, я должен делиться своим профессиональным опытом не только с коллегами-менеджерами, но и с работниками других направлений Университета. Например, недавно ко мне обращались математики с просьбой помочь им коммерциализировать тот интеллектуальный продукт, который они получают. И я как специалист-маркетолог с удовольствием готов им помогать. Ведь теперь я стал консультантом для всего Университета. Во-вторых, теперь у меня больше времени, чтобы представлять Университет во внешнем мире, проводить консультации по запросу внешних организаций. И, в-третьих, как профессор-консультант я могу помогать в продвижении Университета в СМИ в качестве эксперта по маркетингу и управлению продажами.
Профессор Д. И. Баркан
Педагогическая нагрузка его изменилась. Как объяснил профессор Д. И. Баркан, постоянных учебных курсов он не ведет. Заведующий кафедрой маркетинга при распределении нагрузки членов кафедры может поручать ему — написать рецензию на рукопись или руководить работами аспирантов. Его богатый профессиональный опыт может эффективно использоваться для обучения и воспитания студентов, аспирантов, молодых коллег.
Вариант второй. Индивидуальное соглашение о сотрудничестве
До 29 февраля 2016 года А. В. Тулуб был профессором кафедры квантовой химии СПбГУ, но ему не хватило публикаций для участия в конкурсе на замещение должности профессора (по данным ГУОРП, он опубликовал пять статей за три года вместо требуемых шести; конкурс на должность профессора кафедры квантовой химии не состоялся). Профессор А. В. Тулуб является членом двух диссертационных советов, работающих на базе СПбГУ: по теоретической и математической физике и по физической химии, и активно участвует в работе этих диссоветов.
5 апреля профессор А. В. Тулуб приходил на прием к ректору Н. М. Кропачеву с просьбой найти решение, которое позволит ему использовать научные электронные ресурсы СПбГУ для продолжения своих научных исследований. По результатам разговора ректор поручил начальнику Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву заключить соответствующее соглашение с профессором А. В. Тулубом. Соглашение было заключено 28 апреля, и теперь профессор имеет возможность использовать научные электронные ресурсы СПбГУ для продолжения своей научной работы (Материалы приема граждан от 22.03.2016, п. 1; от 05.04.2016, п. 3).
Профессор А. В. Тулуб рассказал, что доступ к электронным ресурсам Университета дает ему возможность знакомиться с текстами диссертаций, которые будут защищать в диссоветах, членом которых он остается (авторефератов недостаточно для формирования экспертного мнения). Профессор рад, что в Университете есть электронная подписка на полнотекстовые версии ведущих международных журналов по физике и химии — и он продолжает свои исследования в области теоретической физики и квантовой химии. А в академических институтах подписку сокращают. Например, в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе теперь не получают Physical Review, один из ведущих научных физических журналов. Кроме того, профессор А. В. Тулуб продолжает читать учебный курс у студентов-физиков (с ним заключен договор гражданско-правового характера).
Вариант третий. Переход на должность доцента-практика
Несколько лет назад ученый совет филологического факультета обратился к ректору с просьбой — найти правовое решение для введения должностей преподавателей-практиков. Такое решение было найдено и реализовано в 2012 году (Материалы ректорского совещания от 10.10.2011, п. 7). За последние четыре года количество преподавателей-практиков растет (в 2013 году — 86; в 2014 году — 301; в 2015 году — 752; в 2016 году — 819).
В договоре преподавателя-практика нет требований вести научную работу. В требованиях к кандидатам на эту должность нет наукометрических критериев. В то же время преподаватель-практик имеет полное право претендовать на научные гранты, использовать научное оборудование СПбГУ для проведения своих научных исследований и получать доплаты за публикационную активность. У работника, замещающего должность преподавателя-практика, впоследствии могут появиться основания претендовать на должность научно-педагогического работника или научного сотрудника. В этом году по предложению директоров и деканов был расширен перечень должностей преподавателей-практиков: решением ректора введена должность доцента-практика (см. материалы ректорских совещаний от 25.07.2016, п. 4; от 05.09.2016, п. 2). Должность доцента-практика вводится по решению директоров институтов и представлению деканов факультетов, исходя из целей реализации образовательных программ. Она может быть предложена доцентам Университета, которые хотели бы сконцентрироваться на учебной работе.
Т. Л. Ким работала доцентом кафедры статистической физики, а с 20 октября переведена на должность доцента-практика. Она ведет семинар по статистической физике и термодинамике в шести группах, семинар по кинетической теории газов и читает два курса лекций. Ее педагогическая нагрузка в этом семестре пока не будет меняться. Она считает, что на новой должности она сможет больше времени и сил уделять преподаванию, а не научной деятельности.
Среди универсантов (в том числе и тех, что учили меня в студенческие годы) есть блестящие преподаватели, которые не внесли большого вклада в науку. И есть сильные ученые, которые с большим трудом находят контакт со студенческой аудиторией. Мне нравится преподавать, это у меня хорошо получается, и я буду делать это с удовольствием. А что касается науки, то необходимое количество статей я публиковала, но не в высокорейтинговых журналах. Преподавательская работа мне ближе.Доцент Т. Л. Ким
Вариант четвертый. Переход на административную должность
В. В. Мельников был ассистентом кафедры математической теории игр и статистических решений: вел спецкурсы, практические занятия, читал лекции на вечернем отделении, был научным руководителем нескольких бакалавров и одного магистранта. И параллельно работал ответственным секретарем приемной комиссии факультета ПМ-ПУ (так тогда называлась эта должность). В 2014 году ему предложили перейти на постоянную работу в Управление по организации приема (прежний заместитель начальника управления по этим направлениям ушел на преподавательскую работу), и В. В. Мельников согласился. Он стал заместителем начальника Управления по организации приема — начальником отдела по организации приема по направлениям «Математика», «Механика», «Процессы управления», «Физика» и «Химия».
«И прежняя, и нынешняя моя работа — с людьми, — убежден он. — Только преподаватель учит студентов и видит, как они меняются, развиваются. А роль начальника отдела — менеджерская: наладить четкую работу четырех информационных центров». Сейчас в его отделе пять сотрудников, а летом, во время приемной кампании, число его подчиненных возрастает раз в десять (почти 50). Информационные центры работают не только как комиссии по приему документов, главная их функция — информационная: сообщить абитуриентам точную и полную информацию об образовательных программах Университета. А в течение учебного года сотрудники управления организуют Олимпиаду школьников СПбГУ, проводят дни открытых дверей бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Организовать работу по своим направлениям — задача начальника отдела, с которой В. В. Мельников успешно справляется.
Вариант пятый. Переход на административную должность и возврат к научной и преподавательской деятельности
В 2010 году профессор кафедры общей и неорганической химии C. П. Туник принимал активное участие в обсуждении правил организации ресурсных центров Университета, которые как раз тогда начали формироваться в СПбГУ. У него был опыт работы в ведущих зарубежных университетах Великобритании, Швеции, Канады, США, Испании и Финляндии, где он видел, как организована работа аналогичных сервисных структур, так называемых core facilities. В августе 2010 года ректор предложил профессору С. П. Тунику заняться организацией ресурсных центров Университета, заняв должность проректора. И неожиданно для самого себя Сергей Павлович согласился: ему было интересно создавать современный Научный парк (которого тогда еще не было в Университете и даже названия такого не существовало).
«Основная сложность этой работы состояла в поиске компромиссов между интересами ведущих научных групп Университета. Совершенно естественно, что исследователи в предложениях о закупке оборудования были ориентированы на свои потребности и отстаивали свои, относительно узкие интересы, — объясняет профессор С. П. Туник. — Но поскольку ресурс как всегда был ограничен, стояла задача: выбрать, приобрести и установить в ресурсных центрах новейшее оборудование, которое максимально отвечало бы интересам ведущих исследовательских групп и помогало развивать исследования в самых перспективных научных областях. Например, науки о жизни. И особенно современное оборудование для работ в экспериментальной биологии и медицине — тогда были слабо представлены в Университете. Но понимание перспектив этого ключевого направления современной науки привело к тому, что в создание ресурсного центра "Развития молекулярных и клеточных технологий". Были вложены наибольшие средства по сравнению со всеми другими ресурсными центрами, и сейчас это один из самых загруженных и динамично развивающихся РЦ. И, как результат этих усилий, мы видим приход в Университет сильных исследователей в этой области знаний (таких например как профессора Р. Гайнетдинов, Н. Скрынников, Ю. Чернов, П. Певзнер, возглавляющие ведущие биомедицинские лаборатории Университета — и это только часть исследователей)».
Чуть позже, уже в процессе закупок, ремонта и подготовки помещений для его установки, пришло осознание того, как важно было создать единую инфраструктуру Научного парка СПбГУ, систему управления и единые правила работы, удобные для пользователей, которые объединили бы все ресурсные центры в эффективно работающий организм. Проректор С. П. Туник проводил эту работу вместе с С. В. Микушевым, с которым он начинал работу по созданию структуры Научного парка в Петергофе и впоследствии пригласил на должность директора Научного парка СПбГУ.
В феврале 2013 года С. П. Туник был назначен проректором по научной работе СПбГУ. Новый этап карьеры был для него и сложным, и интересным. Кроме организации работы в естественнонаучных направлениях, интересно было понять, какие особенности имеют научные исследования в гуманитарных и социальных областях знания, как мотивировать исследователей в этих сферах на поиск современных тематик научной работы и публикацию результатов в журналах высокого уровня. Именно в то время Университет полностью перешел на конкурсное финансирование научно-исследовательской деятельности, включая не только финансирование научных проектов в рамках трех направлений конкурсов, но и финансирование поездок на конференции, организацию собственных научных конференций, компенсацию затрат на публикацию результатов в международных журналах высокого уровня и, наконец, разработку правил доплат работникам Университета за публикационную активность.
И вот теперь новый этап: летом 2016 года проректор вновь вернулся к научным исследованиям.
На самом деле я никогда не оставлял руководства своей научной группой. Часть своего личного времени (отрывая его от общения с семьей, от сна) тратил на организацию исследований, обсуждение результатов, полученных коллегами, и написание статей и отчетов по проектам. Это, действительно, поглощало большую часть «свободного» от административной деятельности времени, но давало очевидный результат — мы публикуем по 8–10 статей в год в журналах с высоким импакт-фактором (от трех до 11) — и позволяло не терять контакт с реальной научной работой, что, я считаю, очень важно для «научного администратора».
Профессор С. П. Туник
Научная группа профессора С. П. Туника небольшая: два постоянных сотрудника и 8–10 студентов и аспирантов. Тематика исследований: синтез люминесцентных комплексов переходных металлов, исследование их свойств и потенциальных возможностей применения в светодиодной технике, биологии и медицине. Светодиоды, например, широко применяются в создании экранов компьютеров и телевизионных приемников, в мобильных телефонах, в осветительных приборах, вплоть до светофоров, и других высокотехнологичных устройствах (они характеризуются высокой яркостью и низким уровнем энергопотребления). А биомедицинские применения люминесцентных комплексов являются одной из самых «горячих» тем в современной научной литературе. Опыт административной работы, как считает профессор, помогает ему рационально и эффективно организовать свое собственное время и работу своих коллег.
«К концу 2015 года почувствовал, что "засиделся" на своей должности, — признался профессор С. П. Туник. — Опыт ведущих западных университетов тоже показывает: необходима ротация администраторов, чтобы оживить процесс управления. Новый человек приходит на должность с новыми идеями, новыми взглядами на работу. Да и в науке каждые 7–8 лет необходимо менять тематику исследований, уходить в другую сферу. В моей исследовательской группе несколько лет назад мы так и сделали: сейчас основным для нас направлением исследований является применение накопленных нами знаний и компетенций в смежных с химией областях, таких как биология, биомедицина, материаловедение. К примеру, синтезируемые нами люминофорные комплексы могут работать как сенсоры на ионы, относительно простые химические соединения, некоторые группы биомолекул, которые присутствуют в клеточных структурах, тканях и живых организмах, в общем, служить реагентами для так называемого биоимиджинга, без которого сейчас невозможно представить биомедицинские исследования».
Об успешности работы научной группы профессора С. П. Туника говорит и полученное ими внешнее финансирование по двум крупным научным проектам (два гранта РНФ на три года каждый), и публикационная активность молодых коллег и обучающихся, работающих в этой группе. Студенты-химики из группы С. П. Туника уже активно участвуют в получении результатов для публикаций самого высокого уровня и являются соавторами статей, публикуемых на английском языке в международных научных журналах. Они прекрасно осведомлены о том, какого уровня статьи где публикуются, и готовы трудиться для того, чтобы их работа увидела свет в журнале с более высоким импакт-фактором, хотя для этого нужно провести дополнительные исследования и получить дополнительные данные.
«Лет пятнадцать назад коллега из Университета Ливерпуля сказал мне одну фразу, которая в современной (очень конкурентной) научной среде определяет стратегию исследований: Not published— not done (то есть "Что не опубликовано, то не сделано"), — рассказывает профессор С. П. Туник. — Пока ты не опубликовал результаты своих исследований, они никому неизвестны, как бы "лежат под спудом" и не могут быть объективно оценены. Поэтому для любого из нас насущная необходимость — работать в актуальных и востребованных в современной науке областях и публиковать результаты в журналах как можно более высокого уровня, статья в которых, прежде чем появиться в печати, проходит через "сито" очень строгого рецензирования. Совершенно обычное дело, когда статью возвращают на доработку с большим количеством замечаний, требованием провести дополнительные эксперименты или сформулировать какие-то подробности исследований, что вовсе не является придирками "вредных редакторов", а только идет на пользу готовящейся публикации».