Эксперт СПбГУ на РМЭФ‑2025: «Сегодня мир не готов к полному отказу от ископаемых видов топлива»
На полях Российского международного энергетического форума (РМЭФ) — 2025 состоялась панельная дискуссия «Технологический суверенитет в оборудовании для генерации», на которой доцент СПбГУ Мария Ветрова рассказала о перспективах энергоперехода в контексте российской модели углеродного регулирования.
Модератором дискуссии выступил Михаил Смирнов, д. п. н., президент Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация», член Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.
Климатическая повестка в последнее десятилетие приобрела острую актуальность, и усилия стран направляются на декарбонизацию производственно‑технологических процессов. Мировая эмиссия парниковых газов, достигшая рекордных показателей, имеет устойчиво растущий тренд, связанный в первую очередь с ростом населения Земли и антропогенной деятельностью. Для нивелирования климатических рисков страны разрабатывают стратегии перехода к углеродно‑нейтральной экономике, большинство государств нацелены на достижение нулевых выбросов к 2050‑2060 гг.
Доцент СПбГУ Мария Ветрова (кафедра экономики предприятия, предпринимательства и инноваций) считает, что сегодня мир не готов к полному отказу от ископаемых видов топлива. Потому что единого мнения среди множества стран относительно осуществления энергоперехода нет: ведущие международные организации строят существенно отличающиеся друг от друга сценарии.
Россия достигнет климатической нейтральности к 2060 году согласно Климатической доктрине РФ, принятой в октябре 2023 года.
И это не связано с полным отказом от ископаемых видов топлива. В августе 2024 года РЭА Минэнерго России разработало свой вариант возможных сценариев энергоперехода с говорящими названиями: «Все как встарь» (ВКВ), «Чистый ноль» (ЧН) и «Рациональный технологический выбор» (РТВ). Различия между сценариями в основном относятся к скорости распространения низкоуглеродных энергетических технологий. Развитие по сценарию ВКВ практически исключено. Однако возникают и сильные сомнения и в реализуемости сценария ЧН.
«Для РФ актуален "Рациональный технологический выбор" (РТВ), где доля электроэнергии в конечном потреблении будет расти. Сохранятся традиционные источники энергии, но с учетом их декарбонизации, а также повышения энергоэффективности во всех ключевых отраслях экономики, потенциал которой в РФ еще не исчерпан, и в среднесрочной перспективе — это первоочередная мера по достижению углеродной нейтральности», — сказала доцент СПбГУ Мария Ветрова.
Мария Александровна отметила, что ископаемые виды топлива, вероятнее всего, останутся базовым источником энергии для многих стран мира, включая Россию. Поэтому CCUS‑инициативы играют важную роль в декарбонизации производственных решений без радикальных изменений ключевых технологий и сохранении конкурентоспособности российских компаний на международных рынках.
Путь РФ и ресурсодобывающих стран отличается от целевых ориентиров Европейской зеленой сделки: не быстрый отказ от ископаемого топлива, а поэтапный сбалансированный энергетический переход с доступом к стабильной, чистой и дешевой энергии; не полная углеродная нейтральность любой ценой, а эффективное низкоуглеродное экономическое развитие и адаптация к изменению климата, в том числе с применением инструментов биоэкономики.
Завершая выступление, спикер подчеркнула, что для технологического развития и промышленного роста энергетического комплекса РФ с целью обеспечения энергобезопасности и долгосрочной конкурентоспособности необходимы подготовка инженерных кадров для энергетики страны, развитие науки и создание комплексных научно‑технических программ и проектов полного инновационного цикла. Кроме того важны меры государственной поддержки среднего предпринимательства, производящего электротехническую продукцию, и развитие системы отраслевых стандартов, разработка цифровых решений.
И если для ряда стран остается открытым вопрос, возможно ли устойчивое развитие экономики и общества без ископаемого топлива в среднесрочной перспективе, то в РФ есть четкое понимание, что невозможно, резюмировала эксперт.