Перезагрузка: Первая победа за девять лет
Со школьных лет в памяти сохранилась картинка из старинной книги про Гулливера в стране лилипутов. На ней огромный Гулливер, напрягая все силы, пытается подняться. Но не может — его, лежащего, опутали тысячи ниточек, которыми он привязан к земле. А для лилипутов эти нити были прочными канатами.
Последнее десятилетие в роли Гулливера был наш Университет, изо всех сил рвущий крепкие нити неразумных обязательств, которые были взяты прежними руководителями СПбГУ. При строительстве объектов Университета в Петергофе в 1975–1986 годах, кроме объектов недвижимости (зданий), по решению соответствующих руководителей Университета на баланс ЛГУ / СПбГУ были поставлены наружные сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также дорожная сеть. Как это было принято в те годы, такие решения принимались комиссиями. В состав комиссий помимо хозяйственников входили еще и общественники.
Вот цифры, характеризующие эти — совсем немалые по протяженности — коммуникации:
- наружные тепловые сети: общая длина теплотрасс — 6 181 метр, 13 тепловых камер
- наружные водопроводные сети: общая длина — 3 344 метра, 188 колодцев, 127 задвижек, 20 пожарных гидрантов
- сети канализации: бытовая — 14 700 метров, ливневая — 26 745 метров, 1 681 колодец
- сети наружного электроснабжения: общая длина — 15 920 метров, 432 высотные опоры, 455 светильников
- дорожная сеть: 39 объектов, общая длина — 7 996 метров, площадь — 46 198 кв. м
Уже на следующий год после принятия этой инженерной инфраструктуры на баланс Университета ее содержание стало требовать сначала небольших средств на текущее обслуживание этой пока еще новой инфраструктуры. Но эти средства в бюджете Университета не были предусмотрены и по действующим в то время и все последующие десятилетия правилам не могли быть предусмотрены. Нужно было тут же, пока эта инженерная инфраструктура еще находилась в прекрасном состоянии, передать ее городским и федеральным властям. Однако этого никто не сделал. Проходили годы, эти инженерные коммуникации старели и стали требовать все больше и больше средств на обслуживание, ремонт, расходные материалы. Но в те годы об этом мало задумывались (страна была другая, экономические отношения иные). Как и о том, что все эти сети являются внешними по отношению к Университету: дороги подходят к зданиям СПбГУ, но в большинстве своем не находятся на университетской земле; железобетонные столбы — вдоль этих дорог, а фонари на них освещают не территорию Университета; теплотрассы и водопроводные сети — тоже снаружи. А платил и платит за их содержание и ремонт почему-то СПбГУ.
Поскольку бюджетных средств на содержание этой инфраструктуры Университету все эти годы не предоставляли и по закону не могли предоставлять, оплата происходила из двух источников. Из бюджетных средств, которые выделялись Университету совсем на другие нужды (на ремонт и содержание учебных и научных зданий, общежитий и пр.), то есть эти средства расходовались нецелевым образом. Второй источник — внебюджетные доходы Университета. А они в свою очередь делятся на две большие части: от научной деятельности и от платных форм обучения. Средства от научной деятельности никогда не использовались и, конечно же, не могли использоваться на подобные цели. Но зато на содержание и ремонт инженерной инфраструктуры активно использовались доходы от платных форм обучения (следует отметить, что более 90 % доходов от платных форм обучения — это доходы от образовательных программ в гуманитарных и социальных областях знаний).
Сегодня мы знаем: на эти цели ежегодно требуется как минимум 90–100 тысяч долларов! За 45 лет Университет потратил миллионы долларов на содержание всей этой инженерной инфраструктуры, находящейся на балансе СПбГУ. И это без учета устранения аварийных ситуаций. Например, 9 апреля 2016 года автомобилем была сбита железобетонная опора со светильником ЖКУ-400 с лампой ДНАТ-400 по адресу: Петергоф, ул. Ульяновская (между ул. Ботанической и ул. Астрономической). Университет потратил на ремонт опоры, замену светильника и электролампы 79 664 рубля. Только в 2018 году на устранение аварийных ситуаций было израсходовано более 1,3 млн рублей, в 2019 году — 1,8 млн рублей.
Помимо этого, значительное время потрачено на различные согласовательные процедуры с городскими и федеральными службами (примерно 130 человеко-часов в год). А устранение аварийных ситуаций в условиях большого города всегда связано с трудностями организационного, технического и санкционного (штрафного) характера, особенно при взаимодействии с контрольными структурами (в частности, с ГАТИ и ГИБДД).
Например, прямые расходы Университета на ремонт, эксплуатацию внешних электросетей и оплату электроэнергии за последние четыре года (2016–2019) составили почти 10 млн рублей (точнее, 9 703 538). В том числе: в 2016 году — 2 752 306 руб., в 2017 — 2 599 452 руб., в 2018 — 2 425 995 руб., в 2019 — 1 925 785 рублей (в ценах 2019 года). На что потрачены эти громадные суммы? Из чего они складываются? Например, в 2016 году: замена и ремонт светильников ЖКУ-400, РКУ-250, ИЗУ (161 шт.) — 385 925 руб., замена и ремонт ламп ДРЛ-400, ДРЛ-250, ДРЛ-125, ДНАТ-400 (290 шт.) — 96 030 руб., замена дросселей, реле времени (37 шт.) — 96 800 руб., аренда вышки (15 раз) — 127 500 руб., оплата электроэнергии (472529 кВт/ч) — 2 046 051 руб. В остальные годы — примерно те же статьи расхода.
С 2010 года предпринимались попытки передать инженерную инфраструктуру на баланс профильных предприятий и организаций Санкт-Петербурга. Резкие и однозначные отказы по передаче любого из видов инфраструктуры были мотивированы «полной непригодностью этой инфраструктуры для нормальной эксплуатации». А потому от Университета требовали сначала полностью отремонтировать все инженерные коммуникации. Для решения этих задач требуются миллиарды рублей. После многочисленных переговоров ректора с руководством городских структур и коммерческих предприятий с 2016 года сотрудники Главного управления по эксплуатации материально-технической базы СПбГУ проводят организационно-хозяйственную работу по передаче всех наружных инженерных сетей на баланс городских структур.
На запрос Университета получен ответ от МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Из него следует, что территория в непосредственной близости от объектов и земельных участков СПбГУ в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга не находится в перечне федерального имущества (относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена).
В связи с этим в марте 2020 года Университет обратился к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга с просьбой обеспечить содержание участков дорог около университетских зданий в соответствии с правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.
В июне 2020 г. в ответ на письмо из СПбГУ администрация Петродворцового района направила запрос в комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о включении указанных земельных участков в расчет площадей уборочных территорий в целях организации и осуществления уборки и санитарной очистки данных земельных участков в 2021 году.
В августе 2020 г. в Университет пришел ответ от администрации Петродворцового района по вопросу благоустройства бесхозных дорог. Территория проезда вдоль земельных участков СПбГУ в Петродворцовом районе включена в проект «Адресной программы восстановления дорожного покрытия на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга, не имеющих балансовой принадлежности» на 2021 год. Университетский проспект от ул. Ульяновской до ул. Солнечной и Библиотечная площадь включены в проект программы на 2023 год. В случае наличия дополнительного финансирования работы могут быть выполнены ранее указанного срока.
Работа длительная, связанная с большими хозяйственными, финансовыми и трудовыми затратами, перепиской, встречами, согласованиями. В первую очередь решались задачи по передаче наружных сетей электроснабжения. Например, электросети на Ботанической улице освещают городскую территорию, а стоят на балансе СПбГУ. И Университет несет расходы по освещению, обслуживанию, устранению аварийных ситуаций, штрафов, оплаты труда обслуживающего персонала Управления главного инженера — около 2,6 млн рублей ежегодно. И таких участков наружного освещения в Петергофе было пять — общей протяженностью 15 920 метров (Презентация).
В работе по передаче инженерной инфраструктуры огромную помощь оказал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга М. И. Барышников.
Передача имущества на баланс другой организации обязательно предполагает передачу и соответствующих хозяйственных документов. Поскольку в середине нулевых годов в СПбГУ хозяйственная документация была в значительной части просто уничтожена, например, бухгалтерские документы были сожжены (материалы ректорского совещания от 24.09.2018, от 11.04.2011), значительные силы и средства были потрачены на восстановление исполнительной документации 1980-х годов. Подготовлены новые схемы, паспорта участков, акты обследований, согласований, акты устранения замечаний. Для передачи сетей уличного освещения работниками ОГЭ-2 были произведены необходимые замеры, собрана необходимая документация и восстановлена недостающая. Только на обходы и осмотры, переписку и совещания по вопросам передачи с комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, комитетом имущественных отношений, Росимуществом, АО «ПЭС», ГБУ «Ленсвет», администрацией Петродворцового района было потрачено свыше 150 человеко-дней рабочего времени.
Только в октябре 2019 года, наконец, был получен результат фактически девятилетней работы: вышло распоряжение комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о закреплении наружных сетей электроснабжения за ГБУ «Ленсвет». Проведена передача сетей по акту от СПбГУ в ГБУ «Ленсвет» (Материалы ректорского совещания от 09.12.2019).
Гулливер может вздохнуть чуть свободнее. Оброк, который в 1970–1980-е годы горе-руководители наложили на весь Университет (тот оброк, который другие руководители несколько десятилетий как могли несли, но не за свой личный счет, а за счет доходов от студентов платной основы обучения гуманитарных и социальных основных и дополнительных образовательных программ), наконец-то постепенно снимается с наших плеч!
Работа по передаче инженерной инфраструктуры профильным городским организациям продолжается.