В области права нейросети не заменят человека полностью
Одной из самых популярных тем последнего времени стало стремительное развитие технологий. Эксперты и журналисты активно обсуждают, сколько профессий исчезнет из-за массового внедрения искусственного интеллекта, а крупные компании заявляют, что не будут брать на работу специалистов без знания современных технологий.
О том, смогут ли нейронные сети заменить адвокатов и нотариусов и как в Санкт-Петербургском государственном университете готовят юристов цифровой эпохи, рассказал эксперт по интеллектуальной собственности, информационным технологиям и телекоммуникациям, советник международной юридической фирмы Dentons, доцент СПбГУ Владислав Архипов.
В юридической практике действительно много шаблонной работы — например, составление исков по несложным спорам, по сути, сводится к заполнению реквизитов сторон и базовых коммерческих условий. И даже для качественного анализа информации зачастую не требуется каких-то сверхспособностей, достаточно лишь рационального мышления и формальной логики. В этих случаях задачи человека вполне может выполнить нейросеть.
Многие мои коллеги были бы только рады делегировать рутинную часть своей работы искусственному интеллекту.
Доцент СПбГУ Владислав Архипов
Вместе с тем эксперт обращает внимание на две проблемы, которые не позволят в обозримом будущем заменить живых юристов роботами. Первая из них — этическая.
«Результаты суда или даже служебной проверки, которая может привести к увольнению, имеют огромное значение для человека. Во многих случаях проанализировать факты и вынести вердикт может нейросеть, но всем ли понравится такой судья? Вопрос спорный. К слову, именно поэтому в законодательстве о персональных данных есть ряд ограничений для случаев, когда юридически значимые решения принимаются в результате исключительно автоматизированной обработки данных», — отмечает юрист.
Вторая проблема заключается в том, что юриспруденция — это далеко не рутинная профессия. В большинстве случаев от специалистов в области права требуется творческий подход и понимание специфики межличностной коммуникации. А в этой области искусственный интеллект еще далек от совершенства.
«По сути, законы и документы, которые кажутся многим основой профессии юриста, выступают лишь „надстройкой“ над человеческими отношениями, инструментом их оценки и регулирования. Рациональное мышление и математические методы (а это основа работы нейросети), как ни странно, не универсальны. Они никогда не смогут полностью заменить человека там, где требуется милосердие и справедливость», — убежден эксперт СПбГУ.
Поэтому наиболее востребованными и успешными в новых условиях окажутся юристы, которые владеют всеми современными технологиями и при этом могут оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения.
Человечество уверенно движется в сторону дальнейшего развития технологий больших данных, «Интернета вещей» и искусственного интеллекта. Все это формирует нынешнюю социальную реальность. Владислав Архипов отмечает, что новые технологии, бесспорно, меняют мир к лучшему и могут оптимизировать работу юристов, дав им простор для профессионального развития. Именно такой подход применяется при подготовке юристов в Санкт-Петербургском государственном университете.
У нас нет акцента на зубрежке. Ребята учатся юридической аргументации, умению творчески подходить к решению сложных проблем и, конечно, осваивают право в контексте современных высоких технологий.
Доцент СПбГУ Владислав Архипов
Кстати, уже больше пяти лет существует студенческий научный кружок права интеллектуальной собственности и информационных технологий, на заседаниях которого идут острые дебаты о новых трендах и их связи с правом. Например, только в этом году у нас как минимум две встречи были посвящены непосредственно нейросетям.
В учебном плане СПбГУ классические области права соседствуют с целым рядом новых предметов. Студенты-бакалавры на курсе «Информационные системы», который читает профессиональный программист, получают общее представление о современных информационных технологиях в контексте юриспруденции. А «Правовое регулирование отношений в сети Интернет» не только позволяет второкурсникам изучить проблему в российском и зарубежном контексте, но и затрагивает правовые аспекты многопользовательских компьютерных игр, виртуальных миров и киберспорта.
Студенты магистратуры под руководством ведущих юристов-практиков разбирают уже более сложные вопросы. Так, «Информационные технологии в сфере юриспруденции» ведет Виктор Наумов, партнер международной юридической фирмы Dentons, соавтор дискуссионного «законопроекта о робототехнике». По принципу юридической футурологии построен курс «Публичное и частное право в цифровую эпоху». Его цель — найти ответ на вопрос о том, может ли изменение общества под влияем технологий менять и само право.
«На одном из занятий мы моделируем общество будущего, в котором идет глобальная регистрация всех действий граждан с использованием криптографических инструментов и распределенной базы блокчейн, и исследуем, что изменится в юриспруденции с появлением такого уникального инструмента объективной фиксации доказательств», — рассказал автор курса Владислав Архипов.