Университеты, бизнес, профсоюзы: на заседании АВУ обсудили сотрудничество вузов с работодателями
Ассоциация ведущих университетов России провела круглый стол «Участие работодателей в государственной итоговой аттестации». Представители Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Министерства труда и социальной защиты, Рособрнадзора, Национального агентства развития квалификаций, Российского союза промышленников и предпринимателей, высших учебных заведений и профсоюзов рассмотрели вопросы взаимодействия с бизнесом для повышения качества образования.
Обращаясь к участникам встречи с приветственным словом, председатель ассоциации, ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев рассказал о том, как в СПбГУ принималось решение привлекать работодателей к участию в деятельности государственных аттестационных комиссий и какие сложности возникли в ходе этой работы. На сегодняшний день представители бизнеса составляют примерно 75 % ГАК, и универсанты понимают, насколько важна внешняя экспертиза. Однако оценка необходима не только при проверке качества специалистов, выходящих на рынок труда, а на всех этапах их подготовки. Именно поэтому один из пунктов собственного образовательного стандарта Университета требует использования практико-ориентированного подхода и налаживания прямого контакта с работодателями.
«Сотрудничество с работодателями не должно сводиться только к приему выпускных государственных экзаменов, ― подчеркнул Николай Кропачев. ― Партнерами Университета являются почти 11 тысяч организаций, около 1900 их представителей принимают участие в приеме государственных экзаменов у наших выпускников, а количество мест прохождения практики превышает 1500. Только так можно обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям сегодняшнего и, я бы даже сказал, завтрашнего дня».
Качество образования ― это многокомпонентное понятие, и его показателем является успех выпускника. Я имею в виду его востребованность ― и на рынке труда, и в жизни.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин согласился с тем, что участие работодателей в итоговой аттестации ― важный элемент оценки результативности обучения выпускника. В свою очередь, сформировать инструменты, которые позволили бы обеспечить соответствие образовательных программ требованиям рынка труда, призвана Национальная система квалификаций.
Одними из таких инструментов стали профессиональные стандарты, которых на сегодняшний день насчитывается уже около 2500. Для того чтобы обеспечить эффективный контроль за соответствием содержания программ профстандартам и через них ― требованиям рынка труда, а также проводить независимую оценку квалификации молодых специалистов, в России была сформирована масштабная инфраструктура. Она включает в себя 41 совет по профессиональным квалификациям (СПК), представляющий работодателей в основных областях экономики и социальной сферы, более 500 центров и свыше 1000 экзаменационных площадок.
«Особенно важной представляется возможность совмещения независимой оценки с промежуточной или государственной итоговой аттестацией. Всем известен проект World Skills, в котором реализован формат демонстрационного экзамена на уровне среднего профессионального образования. Он уже синхронизирован с профстандартами по девяти СПК, а сейчас планируется масштабирование этого опыта для российских колледжей в рамках федерального проекта "Профессионалитет", — сообщил Артем Шадрин. — На мой взгляд, эта задача актуальна и для высшего образования, особенно для тех специальностей, которые носят не общий, гуманитарно-социальный характер, а нацелены на предметную деятельность в экономической и социальной сфере. В первую очередь речь идет об инженерных специальностях».
Он также рассказал, что сейчас в Министерстве науки и высшего образования РФ идет работа по запуску пилотного проекта, который позволит апробировать возможность совмещения итоговой аттестации и формата независимой оценки квалификации, по сути, сдать профессиональный экзамен. Работа начинается не с нуля: такой формат аттестации действует почти в 30 вузах, и, если опыт окажется удачным, его планируется сделать массовым. Также Артем Шадрин в своем выступлении затронул вопрос профессиональной общественной аккредитации образовательных программ, которая является эффективным инструментом оценки как качества подготовки специалистов, так и соответствия программ профстандартам.
На мой взгляд, этот формат независимой оценки квалификации стимулирует обновление содержания программ не только на бумаге, но и стимулирует реализацию новых, практико-ориентированных форматов работы.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин
«Мы рассчитываем, что усиление взаимодействия советов по профессиональным квалификациям с университетами позволит вовлечь работодателей в реализацию таких образовательных программ и мотивирует выступать для студентов менторами и заказчиками дипломных работ», ― заключил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций.
Практико-ориентированную модель обучения Санкт-Петербургского университета участникам онлайн-встречи представила первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова. «Университет — уникальная образовательная организация, в которой представлены все без исключения уровни образования — начиная от школьного и заканчивая аспирантурой и ординатурой. Абитуриенты могут выбирать из 490 образовательных программ по 170 разнообразным направлениям подготовки, к каждому из которых сформирован пул работодателей и представителей профессиональных сообществ, определяющих требования к выпускникам, ― сообщила Марина Лаврикова. ― Каждая сфера, например искусств, математики или наук о Земле, предполагает использование разных подходов к реализации образовательных программ. Безусловно, это непростая задача, но мы стараемся максимально продуктивно решать ее на основе сотрудничества с работодателями».
Первый проректор по учебной работе СПбГУ рассказала, что в 2018 году собственный образовательный стандарт Университета был дополнен разделом, посвященным учету мнения рынка труда. В число основных направлений его взаимодействия с работодателями входит приглашение их к участию в государственной итоговой аттестации, формировании портфеля образовательных программ, организации учебных практик и стажировок, создании тем выпускных квалификационных работ и их рецензировании, а также многое другое.
Одной из наиболее успешных форм работы стали советы образовательных программ (СОП) — новый для системы российского высшего образования экспертный орган внешней оценки качества образования и постоянного диалога с работодателями, впервые введенный в СПбГУ, в который входят профессионалы-практики, ведущие деятели науки и представители государственных структур.
За время своего существования в Университете советы стали сложившимися площадками для постоянного диалога по широкому кругу вопросов. Сегодня их насчитывается уже более 200, в планах — создать совет по каждой образовательной программе.
Также Марина Лаврикова отметила, что СПбГУ придает большое значение прохождению как международных, так и профессионально-общественных аккредитаций. В последние годы Университет старается совмещать оба процесса, что позволяет одновременно проверить качество образовательных программ и поднять уровень выпускников на рынке труда.
Еще одну сторону в социальном партнерстве вузов с бизнесом представляют профсоюзы, которые оказывают серьезное влияние на рынок труда и играют важную роль в развитии этого сотрудничества. С докладом, посвященным вопросу удовлетворения потребностей работодателей в специалистах, выступил председатель Объединения профсоюзов «СОЦПРОФ» Сергей Вострецов.
По словам спикера, в настоящее время в регионах России наблюдается существенный кадровый голод в бюджетной сфере: так, например, в организациях области здравоохранения нехватка сотрудников может достигать 50 %, что негативно влияет на качество оказываемых услуг.
Он подчеркнул, что вузы полностью выполняют свою задачу, выпуская подготовленных специалистов, поэтому ответственность в решении проблемы лежит на работодателях — руководителях организаций и главах субъектов, которые некачественно сформировали задание по кадровой комплектации.
Сергей Вострецов высказал свои замечания по трудоустройству выпускников и предложил ректорам ведущих вузов России направить в Министерство науки и высшего образования рекомендации по формированию более четкой системы обеспечения кадрами регионов и госучреждений.
«В настоящее время система образования испытывает перегрузки и пытается оперативно перестроиться под рыночный запрос. Но решать проблемы конкретных отраслей и формировать запрос на специалистов должны ассоциации работодателей. Это они должны к вам обращаться, а не вы, — заметил председатель Объединения профсоюзов "СОЦПРОФ". — Тогда наладится и государственное, и частное партнерство: они будут предоставлять места практики и возможность работать на оборудовании, а вузы — готовить кадры, обладающие необходимыми компетенциями. Сегодня каждый сам по себе, и если на внебюджетную сферу мы повлиять не можем, то в бюджетной, я уверен, навести порядок возможно».