Ученые СПбГУ определили психотипы доверчивых жертв мошенничества
Психологи и социологи Санкт‑Петербургского государственного университета изучили влияние эстетических факторов на доверие потребителей финансовых товаров и услуг. Ученые выяснили, что потенциальные жертвы мошенников, как правило, с большей вероятностью верят физически привлекательным людям.
Манипулирование собственной внешностью со стороны финансовых мошенников — один из распространенных методов завоевания доверия потенциальной жертвы. Способы обмана постоянно совершенствуются, мошенники используют достижения в области цифровых технологий и социальной инженерии, а также приемы, оказывающие влияние на психологическое и эмоциональное состояние человека.
Результаты исследования, поддержанного грантом РНФ, опубликованы в научном журнале социологических и маркетинговых исследований «Телескоп».
Исследование ученых Санкт‑Петербургского университета показало, что внешне привлекательным финансовым мошенникам жертвы поддаются независимо от своего возраста, пола, рода занятий, личного дохода и места проживания. Наиболее показательными факторами в контексте доверия привлекательным личностям являются психотип человека и его способность критически мыслить.
В рамках исследования ученые СПбГУ определили несколько типов поведения людей, которые отражают их способность противостоять обману и манипуляциям. Наиболее подвержены воздействию мошенников финансовые потребители с доверчивым поведением, а также склонные основываться на первом впечатлении. Принадлежащие к этим психотипам люди не проводят достаточный анализ ситуации и не распознают ловушки мошенников. К менее восприимчивым социологи относят людей тревожного типа поведения, при котором степень доверия зависит от эмоционального состояния, а также людей недоверчивого типа, которые проявляют склонность проверять информацию и чаще обращают внимание на признаки манипуляции.
Национальная система противодействия DDoS-атакам появится в РФ в начале 2024 года
Тип рационального поведения человека считается наименее опасным при оценке влияния внешней привлекательности мошенников. Люди рационального психотипа уверены в своих способностях анализировать ситуацию и распознавать мошенника, они обращают внимание на детали в жестах, одежде и речи собеседника. Они способны к критическому мышлению по отношению к используемым аргументам, психологическим приемам и могут распознавать ловушки мошенников, а значит, наименее подвержены риску быть обманутыми.
Не менее важный фактор в воздействии внешности мошенников на потенциальных жертв — это наличие экономического образования. Финансово грамотные люди, склонные к критическому мышлению и анализу, внимательные к языку тела и жестам собеседника, менее подвержены манипулятивным воздействиям. Они способны проявлять осторожность при принятии финансовых решений и проверять информацию перед тем, как довериться кому‑либо.
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда № 23‑28‑00701.
«Финансовых обманов чаще всего избегают люди с экономическим образованием, рационального или рационально‑тревожного типа поведения. Однако присущая им тревожность иногда может затруднить распознавание предупреждающих знаков и манипуляций со стороны мошенников, особенно, если те используют сложный жаргон или язык тела. Часто люди склонны относиться к привлекательной внешности как к показателю честности или надежности, поэтому мошенникам легче обмануть и манипулировать своими жертвами. Это приводит к тому, что люди принимают безрассудные финансовые решения или раскрывают личную информацию», — объяснила один из авторов исследования, доцент СПбГУ Ольга Медяник (кафедра управления рисками и страхования).
Исследование проводилось при помощи опроса, в котором приняли участие 1018 респондентов. Для оценки влияния внешности финансовых мошенников на потенциальных жертв ученые определили психотипы потребителей, которые наиболее уязвимы перед мошенниками, и провели анализ способов манипуляции внешностью мошенниками.
Самыми популярными методами манипуляции со стороны мошенников были определены подделка документов, в том числе удостоверяющих личность, которые позволяют им, например, представляться сотрудниками полиции, страховой компании или банка. Мошенники используют костюмы, грим, меняют прически и одежду с целью создать определенный образ и произвести нужное для обмана впечатление. Чтобы расположить к себе собеседника, активно используют язык тела, жесты и взгляды, улыбаются и создают необходимое настроение. Все это вводит в заблуждение потребителей финансовых услуг и товаров и создает условия, в которых они готовы отдать свои деньги или предоставить персональные данные.
В дальнейших исследованиях ученых СПбГУ планируется более детальное изучение доминирующих психологических рычагов воздействия со стороны финансовых мошенников. В перспективе это поможет разработать эффективные меры профилактики мошенничества, повысить уровень осведомленности населения о финансовых преступлениях, а также подготовить потенциальных жертв к распознаванию и противодействию манипуляциям.