Продолжая славные традиции: студенты‑русисты СПбГУ прошли диалектологическую практику в Ярославской области
Первокурсники‑филологи вошли в состав экспедиции «Духовная культура Русского Севера в народной словесности», которая проходила в городе Любиме Ярославской области. Работа группы имела этнолингвистическую направленность и была нацелена на сбор материала, представляющего собой образцы духовной культуры.
Исследования народной словесности Русского Севера ведутся в СПбГУ (на кафедре русского языка) с 1984 года. Тогда этой работой руководила профессор СПбГУ Ольга Александровна Черепанова (1936‑2022).
Экспедиционная практика этого года проходила под руководством преподавателя СПбГУ Анастасии Чекиной (кафедра русского языка).
«Мы продолжаем исследования, начатые Ольгой Александровной. Вот и в этом году на протяжении двух недель мы жили и работали в городе Любиме, выезжая для сбора словесного материала в окрестные села и деревни: Останково, Закобякино, Ермаково, Троицу, Вахромейку, Раслово‑Монастырское. В этих местах за весь период практики нам удалось записать тексты, связанные с мифологией, народным православием, а также рассказы о снах, гадания, приметы, пословицы и приговоры», — рассказывает преподаватель СПбГУ Анастасия Чекина.
Обучающаяся Мария Лимаренко рассказала, что выездная практика — одна из главных причин ее поступления на образовательную программу «Отечественная филология (русский язык и литература)». «Сбор материала, связанного с духовной культурой, у настоящих носителей традиции — то, о чем я мечтала с детства. И вот мечта сбылась! Кажется, я до сих пор не могу поверить в то, что это произошло», — поделилась впечатлениями Мария.
О явлении Богородицы во сне, о смерти любимого внука, который теперь оберегает родственников с небес, о лечении собственного ребенка, которого сглазили, — это лишь небольшой перечень историй, которыми с такой легкостью поделились с участниками экспедиции местные жители.
«Меня больше всего поразила искренность людей. Казалось бы, приехали чужаки из другого города, но нам были раскрыты сакральные знания, вещие сны, личные истории, часто трагичные. Мы поехали в далекое место, чтобы вкладывать все физические и душевные силы в общение с носителями традиции и хранителями старины. Думаю, это все — о бескорыстности, о любви к миру. Наши собеседники чувствовали, что нам можно доверять, за что мы им очень благодарны», — поделилась студентка СПбГУ Мария Лимаренко.
Первокурсница Полина Мельникова рассказала, что ей удалось проникнуться культурой Русского Севера, мировоззрением людей, живущих вдали от крупных городов и продолжающих чтить давние традиции. «Я могу порекомендовать эту практику тем людям, которые не боятся трудностей и хотят воочию увидеть старинную духовную культуру, до сих пор сохранившуюся в отдаленных селениях. Конечно, уже осталось не так много старожилов, которые способны восстановить в памяти картину прежней деревенской жизни, но в наших силах сохранить эту память. С такой целью мы и ехали в экспедицию, и, на мой взгляд, нам вполне удалось ее выполнить», — рассказала Полина Мельникова.
Обучающейся Галине Коврегиной во время экспедиции больше всего запомнились истории о старинных обрядах. «Мы многое узнали про обрядовые куклы, как их делали, для чего, на какие дни или события. Более того, у нас была возможность поучаствовать в мастер‑классе и изготовить собственную куклу‑оберег. Я также раньше много слышала про черную соль, особым образом приготовленную в Великий Четверг, и о том, для чего она используется. Оказалось, что в каждом доме свой особый рецепт», — вспоминает Галина.
По словам участницы экспедиции Кристины Мизитовой, обаяние древнего города Любима и его окрестностей запомнится ей надолго. «Любим — это тихий, уютный и спокойный город с очень приятными людьми. Я надолго запомню подвесной мост, набережную реки Обноры, где можно наблюдать за закатным небом, деревянные дома с резными ставнями. В селах и деревнях меня поразили старинные церкви и храмы с хорошо сохранившимися фресками и росписями, именно они оставили наиболее яркие впечатления», — описала увиденное Кристина.
В ходе исследования и сбора материала Кристина узнала о значительном влиянии демонологии на мировоззрение жителей Любима. «Было очень любопытно узнать о вещих снах, проделках домовых, о том, как "водит" лес. Также в ходе интервью я заметила в речи большое количество диалектных особенностей и очень рада, что смогла услышать это вживую», — подытожила Кристина.
Материалы, полученные в экспедиции, расшифровываются и обрабатываются. В дальнейшем они станут основой для научных публикаций, докладов на конференциях и будут использоваться в качестве основ для новых научных исследований народной словесности Русского Севера.