ПМЭФ: разработчиков компьютерных игр предложили наделить особым правовым статусом

Обсуждение последних тенденций игровой индустрии состоялось в ходе сессии «Виртуальные миры, реальные проблемы: цифровое право и кибербезопасность в контексте игровой индустрии», прошедшей в рамках Международного молодежного экономического форума в рамках ПМЭФ.

На фото: заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ Владислав Архипов. Источник: РИА ТАСС
На фото: заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ Владислав Архипов. Источник: РИА ТАСС

Модерировали сессию заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ Владислав Архипов и заместитель главного редактора РАПСИ Ольга Бинда.

По словам экспертов, игры уже давно стали стандартом для времяпровождения и хобби для многих жителей России.

По некоторым подсчетам, от 60 до 70 % россиян так или иначе играют в игры.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ Владислав Архипов

Руководитель налоговой практики компании «Зарцын и партнеры» Николай Андреев подчеркнул, что индустрия игр сегодня с точки зрения капитализации превзошла индустрию кино. «На игры приходится 172 миллиарда долларов в год, в то время как кинотеатры зарабатывают только 44–50 миллиардов», — сообщил он. Кроме того, игры — одна из передовых индустрий, где раньше других используются новые технологии, включая искусственный интеллект.

Владислав Архипов заметил, что рынок компьютерных игр серьезно развивался в последние годы, но сейчас индустрия столкнулась с рядом проблем. Разработчики лишились привычной среды для работы, в том числе по причине ограничений на использование зарубежного программного обеспечения в России. Игроки в свою очередь также на некоторых платформах потеряли возможность покупать новые игры и пользоваться различными игровыми функциями, в отдельных случаях стало невозможно загружать и уже приобретенные игры.

Участники сессии отметили, что игры становятся все более важным инструментом политики (в том числе молодежной) и продвижения смыслов. Учитывая такой масштаб, невозможно оставить целую отрасль без поддержки. При этом, по словам экспертов, право в этой области должно давать возможности для реализации творческих инициатив, а не быть механизмом ограничений.

Так, в ходе сессии участники предложили наделить разработчиков игр особым правовым статусом. По словам гендиректора по правовым вопросам Института развития интернета Бориса Единина, они одновременно относятся к IT-компаниями и креативными индустриям, поскольку в игровых студиях работают художники, дизайнеры и целый ряд других специалистов.

Учитывая, что в целом российская игровая индустрия экспортоориентированная, более 80 % прибыли компаний формировалось за рубежом. Это наш хороший качественный товар, для которого нужно создать такие регулярные условия, которые бы позволили развиваться внутри по новым правилам и в новых условиях, а также чтобы тот экспортный потенциал, который реализовался, остался, и это и юридическая задача в том числе.

Гендиректор по правовым вопросам Института развития интернета Борис Единин

Предложили участники также рассмотреть возможность поддержки индустрии другими мерами: привлечением государственных инвестиций, налоговыми льготами, упрощенными условиями получения кредитов и включением в кластеры, такие как «Сколково», «Иннополис», члены которых получают организационную и информационную поддержку своей работы.